«Многое из того, что он описал, мы обнаруживаем в цивилизации Запада сегодня»

О рассказе английского писателя Джерома К. Джерома «Новая утопия»

Валентин Катасонов 
1 Человек 
06.07.2021 1501
Фото: Из личного архива автора

«Английского писателя Джерома К. Джерома (1859-1927) знают во всем мире. Знаменитым его сделали "Трое в лодке, не считая собаки" (Three Men in a Boat To Say Nothing of the Dog). Ни одно из последующих произведений не дотягивало до той оглушительной славы, которую принесла писателю эта повесть. Между тем в творческом наследии Джерома есть и другие книги, о которых хочется напомнить. Одна из них – рассказ "Новая утопия", появившийся 130 лет назад», - пишет в статье «Мрачная антиутопия английского юмориста» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.

«По смыслу это классическая антиутопия, и родилась она в атмосфере расслабленной Европы конца XIX века. Джером ухватил то общее, что объединяло различные течения мысли в Европе тех лет – идеал уравнительности, которая начиналась с социально-экономической сферы (уравнивание доходов, имущественного положения), постепенно распространяясь на все аспекты жизни человека», - пишет экономист.

«Главный герой рассказа, от имени которого идет повествование, обедает со своими передовыми друзьями в национально-социалистическом клубе Лондона. Тема разговора друзей – идеальное устройство общества. Модель такого общества в их умах давно отшлифована, они проговаривают её в сто первый раз», - говорится в статье, автор которой далее цитирует: «Лозунгом их (друзей. – В.К.) было равенство человечества – полное равенство во всем: имущественное, общественное, равенство обязанностей и, как следствие всего этого, равенство в счастье и довольстве. Мир принадлежит всем одинаково и должен быть разделен между всеми поровну. Труд индивидуума – собственность не его, а государства, которое его кормит и одевает, и должен быть направлен не к увеличению личного благосостояния, а к обогащению нации».

«Придя домой, главный герой засыпает и просыпается через тысячу лет. Оказывается, все эти века человечество охраняло нашего героя, поместив его в "Музей редкостей" и терпеливо ожидая его пробуждения. Первый, с кем вступает в контакт наш герой, – "благородный старичок-джентльмен", сотрудник музея. Он и становится путеводителем нашего героя по Лондону», - сказано в публикации.

Старичок предваряет экскурсию следующими словами: «Мы здорово-таки потрудились, пока вы спали. Смею сказать, мы превратили землю в совершенство. Теперь никому не позволяют делать глупости и допускать несправедливость. А что касается до равенства, то и лягушкам за нами не угнаться».

«Люди, которые встречались герою во время экскурсии по городу были удивительно одинаковы. Во-первых, "все были одеты, как и мой спутник, в пару серых брюк и серую тунику, туго застегнутую на шее и стянутую у талии поясом". Во-вторых, "все были гладко выбриты и черноволосы". Наш герой решил, что все они – близнецы. Нет, оказывается, как разъяснил старичок, всем было приказано выкраситься в черный цвет: "Так решило большинство". Нашего героя очень удивило, что в городе ему встречались одни мужчины. На вопрос, где же женщины, старичок ответил, что они, оказывается, вокруг. Их примерно столько же, сколько мужчин. Просто они одинаково одеты и выкрашены, но при этом вполне различимы по металлическим номерам, прикрепленным к воротнику. У женщин номера четные, а у мужчин – нечетные», - сказано в публикации.

«В ходе разговора наш герой узнает, что у граждан уже давно только номера, имен нет. В самих именах было усмотрено неравенство. Старичок терпеливо разъяснял нашему герою: "Одни звались Монморанси и на этом основании свысока глядели на Смитов. Смиты не хотели смешиваться с Джонсами и т. д. в этом духе. Порешили упразднить имена и пронумеровать всех – разве Монморанси не противились? – Да, но Джонсы и Смиты оказались в большинстве". Однако в номерах и числах ведь тоже заложено неравенство, как с этим? Старичок разъясняет, что до тех пор, пока в обществе существовало понятие "богатство", которое измерялось числами, миллион был больше ста или десяти, но с упразднением богатства люди стали относиться к числам индифферентно: "Теперь номер сто считается ничуть не выше и не ниже номера миллион"», - пишет автор статьи.

«Постепенно выясняется все больше таких деталей жизни "дивного нового мира", от которых нашего героя охватывает ужас. Так, в городе было очень жарко, ему захотелось умыться. Старичок говорит, что придется некоторое время потерпеть: "Нет, нам нельзя мыться самим. Нужно подождать до половины пятого, а затем нас умоют к чаю". И далее по тексту: "Умоют?! – воскликнул я. – Кто? – Государство". Все граждане должны быть чистыми одинаково, никто не должен отклоняться от стандартов чистоты ни в ту, ни в другую сторону», - пишет Катасонов.

Старичок «рассказал мне, что они нашли невозможным поддерживать равенство, если каждый моется самовольно. Одни мылись три или четыре раза в день, тогда как другие не касались воды и мыла в течение целого года, следствием чего и явилось два ясно разграниченных класса – чистых и грязных. И старые классовые предрассудки стали оживать. Чистые презирали грязных, грязные ненавидели чистых. Чтобы положить конец расколу, государство решило само производить умывание, и каждого гражданина отныне умывают дважды в день специально назначенные государством чиновники; частное же умывание запретили».

«Устроители "дивного нового мира" стали замечать, что им придется исправлять не только "вредные привычки", но и недочеты природы. Различия людей порождаются отчасти различиями в природной среде их обитания. Поэтому перво-наперво надо сделать природную среду одинаковой», - говорится в статье.

По словам профессора, наш герой уже подустал от экскурсии по городу и предлагает уйти на природу: «В мое время было так хорошо в полях, в деревнях. Огромные зеленые деревья, лужайки, густо поросшие травой, волнуемой ветром, прелестные коттеджи, обсаженные розовыми кустами...» Звучит ответ старого джентльмена: «О, мы все это изменили… теперь у нас имеется огромный огород, правильно пересекаемый дорогами и каналами под прямым углом. В полях теперь нет красоты. Мы упразднили красоту; она мешала нашему равенству. Теперь у нас все и везде одинаково, и нет места, которое чем-либо отличалось бы от другого».

Далее в статье говорится о том, что природа производит людей разного здоровья, разных размеров, разной силы, разного ума, но в созданном Джеромом мире утопии выравнивают биологические и умственные параметры человека. Старичок поясняет: «Видите ли, если кто-либо вырастает больше обыкновенных размеров, мы отрезаем ему руку или ногу, чтобы подравнять его с остальными. Природа, понимаете ли, немного отстала от века; по мере возможности, мы стараемся ее подправить».

Конечно, признается старичок, жители Утопии хотели бы упразднить природу, но пока это не получается. Поэтому они «исправляют» природу. По словам автора публикации, одна из задач «исправления» – нивелировка людей по их умственным способностям. Нивелировка идет путем «подрезания» избыточно умных: «Мы делаем хирургическую операцию, которая низводит данный мозг до степени обыкновенного».

Катасонов пишет: наш герой усомнился, что обитатели Утопии поступают правильно, проводя подобного рода «стрижку» людей. Старичок возражает: так решило большинство. И далее следует важная часть диалога между нашим героем и старичком, раскрывающая суть демократии, царящей в Утопии:

«– Но разве же это справедливо с его (большинства. – В.К.) стороны?

– Большинство не может ошибаться, – ответил он (старичок. – В.К.) твердо.

– Согласны ли с этим "подстриженные" люди?

– Они? – ответил он, очевидно удивленный вопросом. – Да ведь они в меньшинстве, знаете ли.

– Да, но даже меньшинство имеет право обладать своими руками, ногами и головой.

– Меньшинство не имеет никаких прав – отвечал он.

– В таком случае, лучше присоединиться к большинству, если хочешь жить здесь, не правда ли?

Он ответил: Да, многие так и делают. Они находят это более удобным для себя».

«В этом мире люди трудятся ежедневно по три часа. Работать больше им запрещено. Остальное время (более двадцати часов) они отдыхают, размышляют, беседуют. О чем? Старичок разъясняет: "О том, как скверно было жить в старое время, и о том, какую счастливую жизнь мы теперь ведем, и... и... о назначении человечества!" Наш герой допытывается, в чем же заключается назначение человечества. Ответ старого джентльмена: "В том, чтобы жить, как теперь, даже в еще большем равенстве, чтобы еще больше работ производилось электричеством, чтобы у каждого было два голоса вместо одного, чтобы..."», - сказано в статье.

«Не буду дальше пересказывать. Рассказ Джерома К. Джерома лучше прочитать. В этом рассказе многое из того, что он описал 130 лет назад, мы обнаруживаем в цивилизации Запада сегодня», - заключил Валентин Катасонов.

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

Меньшинство, стригущее нас, считает, что это мы его выбрали большинством голосов. Поэтому стрижка происходит справедливо.
Человек / 06.07.2021 11:16

3. patermax

Мне хотелось бы Вам,возразить в некотором аспекте того,что невозможно построить социализм в одной стране,это заранее провальный проект.Это был вынужденный шаг товарища Сталина.Что бы вообще мгновенно не сгинуть.А то,что провозгласил Ленин-разжечь костёр революции по всему миру.Опять таки фантастически противоречивый(антагонистический) сам по себе проект.Ибо Ленин погубил всех лучших людей и некому в Совдепии было в принципе бодаться с капиталистами.Всех бывших руководителей уничтожили,всех удачливых менеджеров заводов,фабрик,купцов.Всю лучшую часть российского общества,сформировавшуюся не за одно десятилетие выдающихся людей угробили.И понадобилось опять таки не одно десятилетие,что бы вырастить грамотных руководителей,которых распотрошили в девяностые.Наших царских инженеров растащили на Западе,как горячие пирожки.Достижениями людей царского прошлого Запад пользуется по сию пору.Приведу лишь один пример,до Рахманинова в США музыки,как таковой вообще не существовало.ВООБЩЕ!После,Запад,надо отдать ему должное умеет учиться,появились,в первую очередь эстрадные исполнители,очень высокого уровня.Есть пример с Яшей Хейфицем,когда американцы решили поразить русское командование своим "доморощенным" музыкантам в лице Хейфица выпускника дореволюционной питерской музыкальной школы,перед маршалом Коневым.В ответном дружественном визите,на то,что ранее в советской зоне оккупации продемонстрировал выкрутасы ансамбль имени Александрова.США-сейчас мощная музыкальная держава.Ибо впитала соки лучших композиторов и исполнителей из Империи.Не забываем при этом Стравинского.
Русский Иван / 06.07.2021 10:17

2.

Да не совсем. Напротив. сейчас большинство "стригут"по указке меньшинства или меньшинств.
С. Югов / 06.07.2021 08:54

1.

Сейчас под вывеской инклюзивного капитализма и тотальной цифровизации навязывается идеология якобы более справедливого общества, но на самом деле речь идет о равенстве 99% толерантных служебных людей без прав и собственности, только с ежедневной пайкой базового безусловного дохода и под тотальным электронным контролем, а мизерный процент клановой элиты будет пользоваться всеми благами без ограничений. Сто лет назад подобный строй пытались реализовать в нашей стране, но СССР ушел от глобального проекта костра мировой революции в пользу строительства социализма в отдельно взятой стране. Есть шанс что и сейчас Россия вместо цифровой диктатуры переварит глобальный проект в национальный.
patermax / 06.07.2021 08:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валентин Катасонов
О цивилизации на краю: Часть 2.
Самоликвидация науки
16.09.2021
О цивилизации на краю: Часть 1.
Четыре идола Фрэнсиса Бэкона
14.09.2021
​​​​​​​Что такое инфодемия
ВОЗ воспринимает мир как большой скотный двор и участвует в создании всемирного Министерства правды
13.09.2021
Имитация бурной деятельности
Об инициативе депутата Сергея Жигарева по выводу монет из денежного оборота
07.09.2021
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Нашествие иноплеменных
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
15.10.2021 22:58
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
15.10.2021 22:40
Хабиб Нурмагомедов распоясался
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
15.10.2021 22:33
Цель – вакцинирование детей?
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
15.10.2021 22:19
Видеть только хорошее…
Новый комментарий от Людмила
15.10.2021 21:39
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от Владимир Петрович
15.10.2021 21:16