Эпоха пандемии коронавируса меняет жизнь общества. Новые правила поведения, новые форматы общения и коммуникации входят в нашу жизнь. Меняются привычные стандарты поведения. А порой происходят и совершенно странные вещи.
Вот Институт философии Российской академии наук вдруг начал проявлять себя в совершенно непривычном амплуа. Бюджетное учреждение фундаментальной науки предприняло неожиданную вылазку в публичную сферу, попытавшись коммуницировать с обществом не привычным языком научных трудов, а языком ... современного акционизма.
По случаю Всемирного дня философии-2020 Институтом был организован конкурс фоторабот «Existentia», которыми можно любоваться в течение месяца в центре Москвы на Крымской набережной Музеона у сухого фонтана. Для продвижения проекта создан специальный сайт, где можно узнать о конкурсе, жюри которого возглавил лично директор Института академик А.В. Смирнов.
Можно узнать, какой смысл вкладывают организаторы конкурса фоторабот в само слово «Экзистенция». Оказывается, речь идёт о «заброшенности в свой горизонт мира, обнаружении себя в его границах». Можно также увидеть и галерею отобранных для конкурса работ, а также работ, которые жюри наградило премиями.
Есть среди них очень интересные фотопроизведения, которые заставляют задуматься о вечном.
Но есть работы, которые можно скорее рассматривать в контексте информационно-идеологической войны против ценностей нашего общества. Эдакую информационную диверсию. Причём, напомним, что конкурс организован государственным учреждением академической науки!
Не будем голословны. К примеру, дипломом первой степени жюри отметило работу «Терпение», на которой запечатлено православное таинство крещения. Рука священника безжалостно сжимает лицо беззащитного младенца, лишая его зрения и голоса, словно удушая в грубых объятиях. Искусство ведь всегда символично и аллегорично. И в данном случае легко прочитывается подтекст: «клерикализация» общества душит нашу свободу, причем практически в зародыше...
Жюри особо отметило еще одну работу с таким же «антиклерикальным» посылом - «Погост». На фотографии мы видим надгробный православный крест, вырванный с корнем и поваленный на землю. В православной традиции такое называется «мерзость запустения» святыни. Автор произведения Николай Федорин эту самую мерзость по какой-то причине эстетизирует. А жюри конкурса Института философии неожиданно находит в этом арт-объекте какие-то философские смыслы.
Или вот ещё фотография «Пророк», на которой старушка молится перед иконой Богоматери, у Которой лик залеплен какими-то странными тряпками. Подобного в православном обиходе невозможно встретить, значит, это постановка, которой художник и организаторы конкурса хотят о чём-то сказать обществу. О чём? Снова о слепоте, немоте, невежестве в мире, где царит «клерикализм»?
Вообще, религиозная (прежде всего, православная) тематика занимает заметное место в галерее конкурса Института философии РАН, что само по себе не вызывает возражений. Однако как минимум смущает ракурс подачи сюжетов этих картин, а также контекст, где они соседствуют с фотографиями в жанре «ню» и нарочитыми уродствами.
Кстати, религиозную серию продолжает работа «Душа Кавказа». В названии - очевидная отсылка к исламскому региону, а на фотографии изображена девушка в традиционном исламском одеянии, при этом она полуголая, с задранным подолом. Что хотят сказать художник и организаторы конкурса из Института философии РАН мусульманам? Что «Шарли эбдо» возможно и в России?
Столь смелое обращение с образами традиционных религий России, такая постмодернистская игра с ними, их помещение в неоднозначный контекст «современного искусства» трудно истолковать иначе, как провокацию с целью дискредитации олицетворяемых ими традиционных российских ценностей. И делает это Институт философии РАН! Это что такова новая миссия академического института? За государственный счёт вносить сумятицу в информационно-идеологическую сферу жизни общества?
Редакция Русской народной линии