Прихожане храма Ксении Блаженной и Свято-Троицкого собора в Донецке направили открытое обращение митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону. Документ широко распространялся в социальных сетях.
Подписанты заявляют, что полностью поддерживают своего настоятеля протоиерея Владимира Леонова, который ранее публично разорвал отношения с Донецкой епархией. Причём, этот разрыв был настолько странным («ухожу не уходя»), что породил, видимо, кривотолки о психическом здоровье батюшки. Поэтому в обращении прихожан специально подчеркивается, что священник «пребывает в полном здравии и трезвости рассудка, является истинным пастырем Православной Церкви, действия которого всегда и в данный момент направление на служение Матери Церкви, сохранения Ее единства и соборности».
Авторы письма обвиняют митрополита Илариона в «невнимании к соблюдению моральных, этических и христианских норм в отношении к своим чадам (священнослужителям и мирянам)». Стороннему человеку трудно понять о нарушении каких моральных норм подчинёнными митрополиту Илариону клириками идёт речь. Но авторы письма утверждают даже, что «без изменения ситуации Донецкая епархия обречена на полное разорение».
При этом донецкие миряне выдвигают целый ряд требований и даже объявляют их обязательными к исполнению: установление контроля за моральным обликом клириков; пересмотр системы оплаты духовенства и работников приходов; организация финансирования деятельности епархиальных отделов, помощи многодетным семьям духовенства, обеспечение вдов, социальных программ; создание ревизионной комиссии для контроля над финансовой деятельностью епархиального управления; обеспечение исполнения норм трудового законодательства для клириков и работников храмов; прекращение практики унижения и обзывания неугодных клириков.
Среди этих требований есть как понятные (помощь многодетным священникам и вдовам священнослужителей), так и весьма странные, напр., установление контроля над финансированием. Где и когда такое было?
Как и следовало ожидать, подписанты требуют от владыки неприкосновенности для отца Владимира, чтобы он был оставлен настоятелем вышеупомянутых храмов с «обеспечением Ваших личных гарантий по отсутствию дальнейшего преследования, а также слов и действий, порочащих честное имя протоиерея Владимира Леонова».
Авторы обращения в духе революционных идей первых лет революции 1917 года требуют от архиерея в обязательном порядке согласовывать с приходскими советами храмов все кадровые назначения.
В письме утверждается, что «требования не являются вымыслом больной фантазии одного человека или малого количества людей, а являются волеизволением многочисленного прихода». И их поддерживают, якобы, другие приходы епархии. Авторы обращения обещают проконтролировать исполнение своих требований: «Настаиваем на проведении в исполнение в кратчайшие сроки данных требований с последующим официальным донесением их до священнослужителей и приходских советов Донецкой епархии».
Фактически мы имеем дело с невиданным доселе фактом: прихожане храма Ксении Блаженной и Свято-Троицкого собора выдвинули своему правящему архиерею - митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону - настоящий ультиматум и в жёсткой форме требуют исполнения его положений.
Сам митрополит Иларион и официальные представители Донецкой епархии до сих пор никак не отреагировали ни на обращение протоиерея Владимира Леонова, ни на обращение прихожан возглавляемых им храмов. Епархиальные власти по какой-то причине заняли выжидательную позицию. Примечательно, что сайт епархии как раз в этот напряженный период не обновлялся. Публикации не появлялись более двух недель - с 20 января по 7 февраля, хотя на самом епархиальном сайте говорится, что обновление новостей происходит ежедневно.
Молчание официальных лиц Донецкой епархии не может не вызывать недоумение. Не ясно, почему митрополит Иларион игнорирует оскорбления в свой адрес со стороны формально подчинённого ему протоиерея Владимира Леонова. Вряд ли это вызвано только его смирением и готовностью молча сносить поношения. Тут всё-таки речь идёт о репутации всей Донецкой епархии.
Не вполне понятно, чего добивается и протоиерей Владимир Леонов. Создаётся впечатление, что его демарш был сознательным шагом, направленным либо на свержение митрополита Илариона, либо, если этого не удастся добиться, на обеспечение каких-то гарантий для себя. В пользу второй версии говорит и обращение прихожан, которые требуют, чтобы митрополит прекратил «гонения» на священника. Похоже, отец Владимир Леонов решил стать «неприкасаемым». Ведь если теперь отец Владимир будет подвергнут прещениям, например снят с настоятельства либо запрещён в священнослужении (а в любой другой епархии именно такие меры грозили бы священнику, рискнувшему на подобное), то такое решение митрополита Илариона будет подано как преследование его личного критика. Священник будет выглядеть гонимым борцом с церковной коррупцией.
В обращении прихожан утверждается, что изложенные в документе требования поддерживаются многими приходами епархии. Если это действительно так, то есть основания полагать, что Донецкая епархия стоит на грани раскола. В таком случае молчание официальных епархиальных структур объяснимо, поскольку раскол может радикально изменить судьбу многих людей, связанных с епархией, - епархиальных клерков, священнослужителей, но прежде всего митрополита Илариона.
Ситуация усугубляется тем, что Донецкая епархия расположена на территории двух враждующих государств - ДНР и Украины. Значит, раскол весьма трудно будет уврачевать.
Уже понятно, что церковного скандала избежать не удалось. Поэтому молчание официальных лиц Донецкой епархии является контрпродуктивным, нужно как-то реагировать, чтобы предотвратить дальнейшее углубление конфликта.
Редакция «Русской народной линии»
1. Об аппарате донецкого митрополита Илариона