«15 декабря я выступил экспертом в утреннем эфире радио "Комсомольской правды". Сам эфир был типовой (если не считать спора по поводу наценки торговых сетей), но когда я уже отключился от прямого эфира, но ещё слышал передачу, то прозвучало что-то вроде "…посмотрим, как правительство справится с поручением…". И вот здесь нужно сделать серьёзный комментарий в части отношений правительства и Президента. Да и в части отношений внутри правительства», - пишет в статье «Цены не снизятся» известный экономист Михаил Леонидович Хазин. Статья опубликована на сайте газеты «Завтра».
Дело в том, пишет далее экономист, что после мая 1998 года в аппарате Президента отсутствуют подразделения, которым бы было вменено контролировать исполнение политических указаний Президента, что называется «по существу». «Контрольное управление следит за сроками, а с ними всё в порядке. А вот содержательно… Фактически до сих пор действует модель мая 98 года, которую кратко можно сформулировать так: "правительство обязуется на все поручения Президента отвечать в срок, а Администрация обязуется эти ответы не читать"», - пишет экономист.
«Я про детали этих отношений (и про негативные последствия следования этому соглашению) много раз писал, тем более, что последний раз, когда система смыслового анализа действий правительства в администрации существовала, именно я её создал и ею руководил. Поэтому скажу только самый банальный вывод: в знаменитом разносе Путиным Решетникова речь не шла ни о каких поручениях. Просто кто-то в аппарате Путина прочитал официальные отчёты правительства, сравнил их с реальностью, ужаснулся и написал докладную», - говорится в статье.
«Соответственно, когда Решетников начал на камеру повторять то, что уже было написано в правительственной докладной на имя Президента, Путин возмутился. До того повода не было — он просто правительственные тексты не читал, читал только политкорректные их пересказы от руководителей своей администрации. Нет, он получал докладные от спецслужб, но у него были иллюзии (хотя после заседаний по коронавирусу они могли бы и исчезнуть), что и в правительстве их читают. Добрый человек Путин, не хочет признавать, что его могут умышленно обдуривать», - отмечается в публикации.
«Собственно, - пишет Хазин, - моя позиция состоит в том, что на самом деле он всё понимает. Но считает, что (пока?) наказывать нецелесообразно. Поскольку наказывать нужно всех (ничто так не разрушает социум как выборочное наказание), ну, или, перейти на римский обычай децимации. Но тогда уж жребий — указать на виновных должен Бог, а не какие-то другие чиновники. Но есть и мнение, что он давно потерял связь с реальностью и искренне считает, что правительство хочет сделать "как лучше". Я вот в это не верю. Ну и ещё есть позиция, что он с правительством заодно. Но это к Навальному с Ходорковским и Соросом. А, Байдена ещё забыл!»
«Так вот, то, что изобразил Путин, — это не поручение. Это даже близко к поручениям не лежало, это пока только эмоциональный всплеск, связанный с тем, что ему врут в глаза, будто что-то делают. К слову, совещание было непубличным, его показали уже потом. А это значит, что всплеск был направлен не только Решетникову. Но он носил чисто эмоциональный характер, задач никто никому не ставил. Другое дело, что в правительстве поняли, что, возможно, пришло время заменить конкордат от мая 1998 года, и оно начало суетиться. Поскольку само появление слова "ответственность" во властном дискурсе является для чиновников диким ужасом», - говорится в статье.
«И вот тут произошло замечательное явление! А именно, сочетание феноменальной некомпетентности и явного вредительства. Некомпетентность выражается в том, что на вопрос: "А что же нам делать?", у участников правительственного совещания ответов нет никаких, они даже не понимают, о чём идёт речь. А вот вредительство… Вредительство состоит в том, что нужно предложить решение жёсткое (чтобы ни у кого не было даже мысли, что правительство отказывается понимать Президента), но такое, чтобы результат был совершенно идиотический и крайне вредный и, главное, организовать пиар на тему о том, что это всё выполнение поручения Президента!» - восклицает Хазин.
При этом, отметил он, изучение того, кто всё это придумал в недрах правительства, скорее всего, будет крайне затруднено, поскольку все будут увиливать от ответа максимально активно.
«И все будут объяснять, что они не виноваты, это же поручение Президента! А на вопрос, где оно, ответ будет простой: ну так он же устно сказал, на совещании! Цены, разумеется, ни в коем случае не снизятся. Для того, чтобы это произошло, необходимо иметь не "мониторинг" (который ещё неизвестно кто осуществляет), а как минимум три вещи. Первая — модели ценообразования для основных товарных рынков (отметим, что в моё время в Минэкономики был соответствующий департамент, а сейчас его нет). Вторая — адекватных сотрудников, которые эти модели отслеживают и корректируют. И третья — других адекватных людей, которые понимают, как можно эти модели подкорректировать, если цены меняются не в лучшую сторону и в состоянии написать соответствующие нормативные акты. Второго и третьего, как понятно, сегодня тоже нет», - сказано в публикации.
«Зато есть вредители и масса некомпетентных чиновников. Последние нервничают — терять насиженные места, зарплаты, бонусы (в том числе — нематериальные) и "другие доходы" (это каждый понимает в меру своей испорченности) они совершенно не хотят. И вот тут вредители подсовывают им вредные решения. А других просто нет… Ну, то есть, где-то, за пределами правительства, есть опытные люди, но неквалифицированные чиновники настолько хороши в своей некомпетентности, что отличить реального специалиста от демагога не могут, а демагогов больше… И поэтому они боятся любых людей со стороны… В общем, красота! Так что не ведитесь, дорогие граждане, на всякие глупости из СМИ! Ничего Президент правительству не поручал, а только отметил, что есть проблема. Всё остальное — выдумки. А вот будет ли реальная реакция — это пока вопрос. Будем следить за ситуацией», - заключил Михаил Хазин.
2. Вопрос, на который скоро будет дан ответ.
1. Ответ на 1, Игорь Бондарев: