День 27 сентября 2020 года войдет в историю как дата начала новой Карабахской войны. Произошло то, что должно было произойти. Турция заявила о безоговорочной поддержке Азербайджана. Однако, громкие обвинения в сторону Турции и её неоосманских амбиций, пусть и не безосновательно, мы слышим практически в каждой специализированной аналитике. Но что, например, Израиль? Как Иран?
А в Израиле 28 сентября начался так называемый Судный день, в который евреи по традиции должны каяться и просить прощения у всех, кому принесли боль и страдание. В Израиле в Судный День запрещено движение транспорта, не работают увеселительные заведения, прекращают трансляции телевидение и радиовещание. Но даже в Судный день с военного аэродрома Увда на юге Израиля взлетали с грузом военного назначения самолеты азербайджанской компании «Silk Way». Об этом в своем Твиттере первым сообщил Роман Бронфман, известный израильский политик и в 1996-2003 годах депутат Кнессета.
Интересно, а что думает по этому поводу новоиспечённый посол Армении в Израиле? Как насчет договорённостей и гарантий? Неужели всё прахом и Армению так жёстко «кинули»? Совпадение? Вряд ли…
В прессе широко не освещали, но за десять дней до начала карабахского конфликта, 18 сентября сего года, в Тель-Авиве состоялось официальное открытие посольства Армении в Израиле.
Своё первое интервью посол Армении Армен Самбатян дал израильскому еженедельнику «Глобус». И вот, не прошло и недели, как Израиль отправляет воздушные эшелоны, доверху набитые военной техникой, в Баку. 1 октября Армения торжественно отозвала своего посла в Израиле. Ну и понеслось…
29 сентября азербайджанский БПЛА был сбит иранскими силами ПВО недалеко от н.п. Малекан, в 30 км. от которого находится атомная станция. После данного инцидента иранские вооруженные силы были размещены по всей территории границ с Азербайджаном.
Посыпались фейки - и про турецких ваххабитов из Триполи, которые готовы напасть на Россию, и про грузовые машины, обнаруженные в иранском городе Бостанобад, перевозившие якобы российское оружие в Армению. Похоже, Израиль всеми силами разжигает новый конфликт, натравливая всех на всех: Турцию на Иран, а Россию, естественно, на Турцию. В этой многоходовке не стоит забывать и о том, что в прошлом году в США были подготовлены документы относительно того, как использовать ситуацию на Кавказе «для разбалансировки России»... Но, будем надеяться, что новой Русско-Турецкой войны США и Израиль вряд ли дождутся.
Во всей этой чехарде больше всего удивило, конечно, руководство Армении. Согласно анализу экспертов по вопросам Кавказского региона, готовность правительства Армении развивать отношения с еврейским государством и открытие посольства в Израиле является одной из самых больших стратегических ошибок. Очевидно, что это решение было принято прозападными лидерами Армении при поддержке правительства США.
Хорошо известно, что между Израилем и Азербайджаном в последние годы наладилось тесное военно-техническое сотрудничество. Баку особенно активно закупает израильские разведывательные и ударные беспилотные летательные аппараты. Насыщение товарооборота двух стран по принципу «нефть в обмен на оружие» устраивает и тех, и других. В крупнейшей закавказской республике действуют предприятия по сборке БПЛА по израильским лицензиям. Дроны-разведчики и ударные беспилотники были использованы Азербайджаном во время четырёхдневных боевых действий в зоне карабахского конфликта в апреле 2016 года. За последние несколько лет Азербайджан приобрёл у Израиля вооружений на сумму около $ 5 млрд. В прессе также сообщалось о новой сделке, согласно которой в ближайшие два года Израиль поставит Азербайджану БПЛА Orbiter 1K на $ 13 млн. Поступившие на вооружение Азербайджана израильские образцы включают дальнобойные системы, которые представляют серьёзную угрозу для Армении. Это оперативно-тактические ракетные комплексы Lora и реактивные системы залпового огня Lynx.
Далее эксперты указывают на стратегический интерес Израиля поддерживать доверительный контакт с Азербайджаном, учитывая географическое расположение республики. Её достаточно протяжённая граница с Ираном с конца 1990-х годов не оставляет израильских политиков и военных равнодушными. Зарождение самого азербайджано-израильского партнёрства было во многом обусловлено именно иранским фактором в политике еврейского государства.
Сотрудничество Израиля и Азербайджана по военно-технической линии стало причиной предъявления Ереваном серьёзных претензий в адрес Тель-Авива после окончания апрельской войны в Карабахе.
Неужели теперь, открывая посольство в Израиле, Армения об этих претензиях успела позабыть? Тем более, что риск серьёзной деградации армяно-иранских связей, исторических и проверенных годами, слишком велик. Настроить на данном этапе Тегеран против себя - один из худших сценариев для Еревана в и без того неблагоприятной для него региональной среде безопасности.
Исламская Республика традиционно ревностно относится к политическим и военным контактам своих соседей с Израилем, с которым у Тегерана нет дипломатических связей и крайне сложная история взаимоотношений после Исламской революции 1979 года. Иранцы ещё как-то могут понять Азербайджан, весьма тесно сотрудничающий с еврейским государством, включая военно-техническую сферу. Хотя бы с учётом того факта, что около 40% всей нефти для своих внутренних потребностей израильтяне закупают у Баку. А также учитывая заинтересованность самого Ирана в ровных отношениях с прикаспийской страной, ставшей для него во многом мостом для реализации ряда трансграничных проектов с выходом на Россию. Однако к чересчур резвому темпу сближения Еревана с Тель-Авивом, который взяли новые армянские власти, не проявляют подобного снисхождения. Реакция Тегерана на открытие постоянного посольства Армении в Тель-Авиве и на визит Пашиняна в Израиль оказалась однозначно негативной.
К сожалению, новая команда армянских правителей до сих пор не понимает реальных и главных целей в кавказском регионе Израиля, который упорно трудится для расширения своего стратегического влияния вдоль географических границ Ирана. Усиление присутствия Израиля в Кавказском регионе приведёт к более сложным активным конфликтам, включая нагорно-карабахский конфликт. Не приходится сомневаться и в том, что открыв в Армении стационарное посольство Израиля, разведка этой страны «Моссад» станет уделять агентурной и другой оперативной работе на территории республики повышенное внимание.
Всё это, на самом деле, является стратегией Израиля, цель которого ослабить национальные интересы Ирана, России и Турции, и в данной ситуации Армения и Азербайджан в битве геополитических тяжеловесов - лишь разменная монета. Не случайно 30 сентября, президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Араик Арутюнян, отвечая в ходе транслируемого в Фейсбуке брифинга на вопрос журналиста, прямо заявил, что «адресатом этой войны (боевых действий на линии соприкосновения) является именно Иран». Теперь взоры политологов обращены к Ирану в ожидании ближневосточного Армагеддона.
Аналитики полагают, что Тель-Авив вполне отдаёт себе отчёт в том, что политическая погода в Баку может перемениться. Союз Азербайджана с Турцией, с коей у Израиля отдельный набор глубоких противоречий по ближневосточной повестке, не позволяет правительству Биньямина Нетаньяху считать себя полностью гарантированным от неожиданностей.
В этой связи хочется сказать несколько слов о Турции и о возможности формирования пусть временного, но очень интересного альянса.
Как мы видим, в последние годы в борьбе за симпатии мусульман Турция стала напрямую участвовать в арабо-израильском конфликте. Анкара даже не скрывает своего участия в спонсировании палестинского движения ХАМАС, выступает посредником в переговорах Палестинской автономии и Сектора Газа, что естественно привело к значительному ухудшению турецко-израильских отношений. Налицо стремление Турции стать самостоятельным игроком на международной арене и в минимальной степени ориентироваться на США.
Продолжая антиизраильскую политику, Турция изменила свои отношения и с Ираном. Иран стал членом созданной по инициативе бывшего турецкого премьер-министра Неджметтина Эрбакана «Исламской восьмерки» (D-8). Анкара, кстати, осудила американское вторжение в Ирак в 2003 году, приведшее к усилению роли Ирана. Турция хоть и является противником распространения ядерного оружия, однако не выступает с критикой в адрес Тегерана. Всё это противоречит интересам Израиля, не говоря уже о США.
В августе, за шесть дней до Дня Победы, одного из самых значимых национальных праздников в Турции, PR-служба Эрдогана опубликовала очень показательное четырехминутное видео.
На фоне оптимистичной музыки и лозунгов, таких как «Бог велик», видео изображает Турцию как защитницу угнетенных, «от Гибралтара до Хеджаза, от Балкан до Азии». Эрдоган предстаёт в ряду изображений Альп Арслана (второго султана империи Сельджуков) и султана Мехмета II (завоевателя Константинополя). Мелькают кадры изображающие борьбу неоосманов с курдскими силами, которые поддерживают США и Израиль. Самолёты, буровые корабли, вооружение. В кадрах появляются великие святыни ислама: Зеленый купол в Медине, Святая София в Стамбуле и в завершение –роковая мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Так что, Турция держит курс на Иерусалим. Всё прозрачно и уже даже вышло на уровень популистской пропаганды.
Формально Турция, конечно, всё ещё остаётся союзником США, но она уже серьёзно отдалилась от Вашингтона, заключив, например, сделку по приобретению российского комплекса С-400. Даже по Сирии, где Эрдоган ещё недавно выступал за свержение Башара Асада, Турция охотно садится за стол переговоров с Ираном и Россией - чуть ли не на правах союзника. Турция и Иран поддерживают ХАМАС и координируют свои действия против Израиля. Они продвигают широкое сотрудничество, выступая против партнеров США, таких как Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет. Усиливают противоречия со своей стороны и США, политически сближаясь со всеми региональными оппонентами Турции в восточной части Средиземного моря (Египет, Греция, Кипр).
Кроме того, существенно меняют картину в регионе и действия Израиля по развитию связей с соседними странами, которые мы видим в недавних соглашениях Бахрейна и ОАЭ о нормализации отношений с Израилем. Администрация президента США работает над тем, чтобы другие арабские страны последовали их примеру, что может запустить череду признаний Израиля арабскими странами. В результате бесконечное арабо-израильское противостояние может свестись на нет, и дружественные Израилю мусульманские страны единым фронтом выступят против Ирана. Для Тегерана это - худший сценарий. Важно в этом раскладе и то, что монархии Аравийского полуострова являются врагами Турции и Ирана и фактическими союзниками американо-израильского тандема. Не случайно самая мощная из них - Саудовская Аравия на днях ввела эмбарго на турецкие товары.
Как бы то ни было, но нынешние изменения в регионе означают сужение пространства внешнеполитического манёвра для Ирана и Турции. В итоге взаимодействие стран из возможности может превратиться в острую потребность. А между тем, есть ещё такие серьёзные игроки, как Россия и Китай…
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
Посол Армен Смбатян поздравляет народ Израиля с Рош ха-Шана. Фото, пресс-служба посольства
1. ...