«Вместе с грехом изгоняется страх смерти»

О неадекватной реакции современной цивилизации на смерть - исключить всякую мысль о ней или же превратить её в шоу

0
974
Время на чтение 6 минут

Сегодня, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.ru.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы торжественно прославляем Пречистую и Преблагословенную Царицу Небесную. Но прославляем в особый день — в день Её кончины, успения, в день Её смерти, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Мы знаем, что силой Божественной Дева Мария была восхищена на небо. Но это мы знаем сейчас, об этом узнали апостолы спустя определённое время, а тогда, когда перестало биться сердце Матери Господа и Спасителя, все воспринимали это как реальную смерть. Сегодня действительно день кончины Божией Матери — почему же такой славой и такой радостью овеян этот праздник? Никакой скорби, никаких темных риз, никакого воспоминания о кончине и о погребальной пещере — и это совсем не случайно! Ибо Царица Небесная силой Божественной была выведена из состояния смерти и восхищена в Царство Сына Её и Бога нашего».

«Вот почему Церковь не празднует кончину Божией Матери, - пояснил Первосвятитель. - Мы празднуем кончину Её Сына, Спасителя, в Великую Пятницу. Мы оплакиваем плащаницу, произносим особые слова молитв и песнопений, которые выражают нашу скорбь в день умерщвления Спасителя, именуемый Великой Пятницей. А в день Успения у нас нет никакой скорби — одна только радость. Из всех Богородичных праздников Успение — наиболее торжественный и, может быть, исполненный особого спасительного смысла для всех нас. В чем же дело? А в том, что смерть Богоматери, будучи реальной физической смертью, силой Божественной стала действительно успением, сном».

«Но ведь слово "успение" мы используем не только тогда, когда говорим о Божией Матери, — мы и о всяком покойнике говорим "усопший", - отметил он. - Не мертвый, а усопший, уснувший. Почему же Церковь, а через Церковь вся современная культура, по крайней мере русская, восприняла слово "успение" как обозначающее человеческую смерть, а покойника — как человека уснувшего, усопшего? Только потому, что реально смерти нет. И то, что произошло с Богородицей, с Девой Марией, — это сигнал нам с вами из глубины веков, свидетельство о том, что смерти нет, а есть завершение одного этапа жизни и переход к другому. День перехода от одного этапа к другому и называется успением. Душа человека, его дух не подвержены смерти — в этом и заключается смысл торжества, которое мы сегодня совершаем, вспоминая о кончине Божией Матери».

«Нерелигиозное, безбожное сознание не оперирует всеми теми понятиями, которые я сейчас попытался сформулировать. Для неверующего человека смерть — это конец, гибель, небытие. Атеистическая философия, прочно вошедшая если не в сознание, то в быт современных людей, так и говорит: смерть — это конец, небытие, когда больше ничего нет. Но сознание наше и дух наш сопротивляются этому, как сопротивлялись сознание и дух десятков и сотен предшествующих поколений. Достаточно обратиться к творчеству величайших художников, к духовным, культурным, эстетическим прозрениям человечества. Если бы люди верили, что смерть есть полное уничтожение, могли бы они создавать шедевры, имеющие вечное значение? Но в человеке есть искра бессмертия — в его сознании, в его душе, даже затемненной антирелигиозными предрассудками и безумной идеей о человеческой кончине как о прекращении всякого бытия», - подчеркнул Первоиерарх.

«А если не размышлять глубоко о смерти, но принимать, в силу общей инерции, представление о смерти как о конце, кончине, гибели? Что происходит с такими людьми, когда они становятся свидетелями смерти? – задается Первосвятитель вопросом. - Им очень тяжело. Чаще всего они стараются избегать всяких мыслей о кончине, не говоря уже об участии в церемониях, связанных со смертью».

«Мне приходилось наблюдать в западных странах, как по вновь установившейся практике гроб приносят на кладбище. Чаще всего гроб сжигают, а если не сжигают, то совершается некая церемония, религиозная либо нерелигиозная. Произносятся речи, затем люди начинают расходиться, и лишь тогда гроб медленно опускают в могилу, - рассказал Святейший Патриарх Кирилл. - Так делают, чтобы люди не видели, как их близкий уходит под землю, — ведь это травмирует современного человека, это провоцирует его на глубокие размышления! А этого не надо! Надо, чтобы человек думал только, как удовлетворять своё желание потреблять, стремиться к удобству и удовольствию».

Предстоятель Русской Церкви заявил, что «стремление к удобству и удовольствию есть главный ориентир развития современной нерелигиозной цивилизации. В самом деле, если Бога нет, ради чего человек живет? Если ему говорить: ради подвига, он спросит: а во имя чего подвиг? В Советском Союзе нас учили, что подвиги мы совершаем ради будущих поколений. Но умные люди и тогда задумывались: что же будут представлять собой будущие поколения? И почему я должен делать что-то для тех, кто будет жить после меня? Не работает эта модель, и потому у мыслящих людей возникает вопрос: а для чего вообще всё то, над чем мы трудимся, что мы созидаем? Если исключить перспективу вечности, то ответы на такие вопросы совершенно лишены логики и не могут удовлетворить вопрошающего. Всё обращается куда-то в будущее, где самого человека уже нет. Так что, наша жизнь — во имя чего-то, о чем мы не знаем? Почему нужно жить для будущего, о котором ничего не известно?»

«Исключая перспективу вечности, мы действительно превращаем в кошмар человеческую смерть, - убеждён Первоиерарх. - Поэтому заботливая современная цивилизация, обслуживающая наши потребительские устремления, старается сделать так, чтобы человек поменьше соприкасался с умершим телом. И если в России ещё сохраняются традиции отпевания в храме, при открытом гробе, то в странах, с которых многие хотели бы брать пример, ничего подобного нет».

Святейший Патриарх Кирилл вспомнил случай из собственной жизни: «Я был очень дружен с одним выдающимся математиком, который был наполовину русский, наполовину швейцарец. Родился он в 20-е годы в Советском Союзе, потом с матерью уехал в Швейцарию. Нас как-то жизнь свела, мы подружились. Он был православным человеком и уже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, попросил и получил от меня некое особое благословение. Когда этот человек умер, его по моему настоянию отпевали в нашей Русской Православной Церкви в Цюрихе. Пришли все его знакомые, в основном либо протестанты, либо неверующие, из научной среды, людей собралось достаточно много, а посредине храма — закрытый гроб с рабом Божиим Георгием. Я облачился в алтаре и говорю служителю: откройте гроб. Они так и сделали, и весь храм ахнул. Такое впечатление, будто произошло что-то невероятное — гроб открыли! Лицо покойника открыли! Когда я вышел ко гробу, я увидел смятение на глазах людей. Так не принято! Нельзя травмировать современного человека, упивающегося комфортом, живущего во имя благополучия и комфорта!»

«Действительно, - продолжил он, - для человека неверующего смерть — это конец, это гибель, это трагедия, это обрыв всей жизненной логики, всех устремлений, всех надежд, всех радостей, всех страданий. Смертью всё-всё заканчивается, это гибель с большой буквы. Но с этой гибелью не соглашается наша душа, поэтому вера в бессмертие — это не только религиозная доктрина, не только религиозное вероучение, но прежде всего самопонимание человеком собственной личности».

«И вот еще о чем нам следует помнить. Откуда такой страх и такое неприятие смерти? Одна возможная реакция на смерть — исключить всякую мысль о ней, стараться уйти, ничего не видеть. Другая — превратить смерть в шоу. Ведь нет, наверное, ни одного боевика без множества смертей, иногда десятков и сотен, — валятся сраженные пулей люди, умирают идущие в атаку солдаты, горы трупов в одном фильме... В первом случае, о котором я сказал, реального человека пытаются избавить от созерцания смерти. Во втором мы видим попытку превратить смерть в захватывающее шоу. Какой же боевик без смертей? Но опять-таки все направлено на то, чтобы человек утратил возможность задуматься о том, что есть смерть», - не сомневается Предстоятель Русской Церкви.

«И последнее — самое важное — о чем можно и нужно сказать сегодня. Можно ли не иметь страх смерти, не прибегая к шоу и прочим средствам, которые использует современная безбожная цивилизация? У нас есть ответ, как это можно сделать, нам об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Если ты оставляешь грех, если ты побеждаешь грех, то исчезает страх смерти". Это главный вывод из всего того, о чём сегодня, в связи с великим событием Успения Пресвятой Богородицы, нужно подумать всем нам. Как не было страха смерти ни у святых апостолов, ни у всех тех, кто окружал Богоматерь, а была радость, — так следует и нам, изгоняя грех из своей жизни, из своего сердца, из своего разума, обретать силу, которую невозможно обрести никакими земными средствами. Силу победы над страхом смерти, силу, превозмогающую человеческий инстинкт, силу, которая открывает наше сердце навстречу бессмертию. Ибо изгоняется грех, а вместе с грехом изгоняется страх смерти. Аминь», - заключил Патриарх Кирилл.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от учитель
06.06.2025 09:52
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.06.2025 09:09
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.06.2025 08:36
Настало время исправления имён
Новый комментарий от Александр Волков
06.06.2025 08:35
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
06.06.2025 06:25
Перл-Харбор или пощёчина?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.06.2025 03:36
Основные причины громких диверсий
Новый комментарий от Русский Иван
05.06.2025 21:17