Отказ очередного Духовного управления мусульман, принять односторонне навязываемые указания по изменению устава организации,вновь привели к разрыву двухсторонних отношений. В данном случае это коснулось Духовного управления мусульман Ивановской области, возглавляемого муфтием Фаритом Ляпиным, руководство которого отказалось поменять свой устав и передать недвижимость организации на баланс Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМРФ муфтия Равиля Гайнутдина). И вся эта затея вылилась в комический балаган, с требованием подвергнуть муфтия Ляпина «духовному суду ДУМРФ».
Что это за «духовный суд» и каким образом он может быть приведен в исполнение, осталось загадкой и мусульманам пришлось фантазировать различные комические сцены такого «духовного суда», грозящего муфтию Ф. Ляпину!
Ну, если же говорить серьезно (конечно если это возможно в такой ситуации) то история происшедшего такова. Руководитель ДУМРФ в одностороннем порядке потребовал внести неприемлемые изменения в устав ДУМ Ивановской области, с чем руководство областного муфтията категорический не согласилось. Такое неподчинение вызвало не совсем праведный гнев руководителя ДУМРФ, и он на официальном сайте своей организации пригрозил Ляпину судом.
В своем интервью известному в России интернет порталу Islam News, о случившемся Ляпин заявил: «По федеральному закону РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» мы сами имеем право решать с кем сотрудничать, как выбирать свое правление и определять свой статус. Согласно этого нашего неотъемлемого права мы и расторгли официальные отношения с ДУМРФ, и здесь нет никаких нарушений».
Общеизвестно, что одностороннее позиционирование ДУМРФ себя как «федерального муфтията», а его руководителя, как «духовного лидера мусульман России», подхваченное его сотрудниками, изначально рассчитано лишь на людей, незнакомых с тонкостями организационных структур мусульманских организаций страны, гарантированных законом. Это также подтвердил в своем интервью муфтий Ляпин: «Нет никакого федерального муфтията, а есть целый ряд независимых межрегиональных, региональных, республиканских и областных муфтиятов, которые выстраивают свои отношения с другими в соответствии со своими внутренними уставами, зарегистрированными в органах юстиции РФ».
Действительно, некоторые недобросовестные руководители Духовных управлений, незаслуженно спекулируют громкими звучными названиями своих муфтиятов, которые с точки зрения закона не дают им никаких преимуществ перед другими организациями!
Например, если задаться вопросом, как так сложилось, что лиц, мечтающих быть «духовными лидерами» мусульман нашей страны, год от года становится все больше и больше?! Это и «Центральное духовное управление мусульман России» (ЦДУМ России), и Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМРФ) или Духовное собрание мусульман России (ДСМР), как и некоторые другие, претендующие на более высокий статус, чем они заслуживают на самом деле. Все они своими самозваными громкими «титулами» цинично вводят в заблуждение мусульман и журналистов, не осведомленных в весьма запутанной, «внутренней кухне» этих организаций.
В то же время другие духовные управления, например, действующие, на Кавказе, в Поволжье, на Урале или в других регионах РФ, зная специфику своих регионов, куда более эффективно ведут свою работу с верующими, делая это без грубого вмешательства и диктата самозваных «лидеров» извне, которых региональные муфтияты наблюдают только на официальных мероприятиях.
Ильшат хазрат Фасхутдинов, публицист