Сегодня исполнилось 131 год со дня рождения Анны Ахматовой (1889–1966) – великой русской поэтессы Серебряного века, переводчицы и литературоведа, автора произведений «Реквием» и «Поэма без героя», передавших весь драматизм периода сталинских репрессий, говорится в материале Президентской библиотеки, поступившем в редакцию Русской народной линии.
Анна Ахматова родилась в Одессе в семье дворянина, инженера-механика флота в отставке Андрея Горенко. В одной своей черновой записи будущая поэтесса записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал…». Её первые рифмы, так же, как и первые успехи в освоении французского языка, были отмечены близкими, когда Ане было всего пять… Впоследствии отец, узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, попросил не срамить его имени. И тогда поэтесса в качестве литературного псевдонима взяла себе девичью фамилию прабабушки – Ахматова.
Прекрасное образование Анна получила в Мариинской женской гимназии в Царском Селе, где на одном из литературных вечеров она познакомилась со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилёвым.
Первая книга Ахматовой «Вечер» вышла в 1912 году. В 1914 году был опубликован второй ее сборник «Чётки», именно он принёс Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года вышла в свет книга стихов «Белая стая» – и в петербургских кругах заговорили об этом как о крупном литературном событии.
«Лирика Ахматовой, положившая начало, условно говоря, жанру женского лирического дневника («книга женской души» – Николай Скатов), вызвала не только ряд подражательниц-поэтесс («Я научила женщин говорить…»), но и вдохновила на осмысление современниками и в дальнейшем критиками советского и постсоветского периода её новой художественной манеры, стиля, миропонимания. Масштабность и знаменательность творческой фигуры Ахматовой была очевидна с момента её появления на литературной арене», – пишет Жанна Колчина в автореферате «Художественный мир А. А. Ахматовой. Мифопоэтика. жизнетворчество. Культура.» (2007), электронная копия которого представлена на портале Президентской библиотеки.
«Акмеизм, к которому принадлежала "ранняя" Ахматова, противопоставлял себя поэтике символизма в смысле приоритета реального бытия над "запредельным", "неведомым", "мифическим"», – замечает Жанна Колчина в автореферате «Художественный мир А. А. Ахматовой». Всё предельно «заземлено» в лирике Ахматовой. Об этом же пишет Наталья Кудрина в автореферате «Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой» (2008): «Фразеология в творчестве Ахматовой носит ярко выраженный предметный характер, что определяется особенностями мировоззрения поэтессы, её стремлением воспроизвести всё многообразие предметов и явлений реальной действительности, отразить "вещность" мира и его органическую целостность». В поэме «У самого моря» (Анна проводила лето под Севастополем) поэтесса фиксирует состояние молодой женщины: «Бухты изрезали низкий берег, / Все паруса убежали в море. / А я сушила солёную косу / За версту от земли на плоском камне. / Ко мне приплывала зелёная рыба, / Ко мне прилетала белая чайка, / А я была дерзкой, злой и весёлой / И вовсе не знала, что это – счастье. / В песок зарывала жёлтое платье, / Чтоб ветер не сдул, не унёс бродяга…».
Недолгим, однако, было это состояние гармонии с окружающим миром. Его разрушили вихри социальных потрясений. Однако твёрдая вера в свой народ и личное мужество в революционные дни 1917 года не позволили Ахматовой покинуть родину. Поэтесса отказалась быть с теми, кто уговаривал её эмигрировать: «Мне голос был. Он звал утешно, / Он говорил: "Иди сюда, / Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда"».
Анна Ахматова пережила две мировые войны, революцию и репрессии в отношении самых близких людей. Первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян по постановлению Петроградской ГубЧК, третий муж, известный искусствовед Николай Пунин, скончался в лагере.
Был арестован и сын Ахматовой – Лев Гумилёв. В течение многих лет, которые он провёл в лагерях (был реабилитирован только в 1956 году), Анна Андреевна не оставляла попыток вызволить его. Она даже написала в угоду властям цикл «Слава миру». Но это не помогло.
Однажды в тюремной очереди узнавшая её женщина спросила, может ли поэтесса описать это. После чего Ахматова вернулась к начатой в 1934 году поэме «Реквием»: «…Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был».
Неудивительно, что на фоне подобных реалий исследователь Любовь Яковлева в автореферате «Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой» (2014) цитирует коллегу Любови Кихней: «В творчестве Ахматовой апокалипсические мотивы образуют сложный типологический ряд… Этот интерес к проблеме конца истории нарастал по мере усугубления кризисных явлений в российском, а потом и советском обществе, выйдя на пик ко времени Большого террора».
Об этом же пишет Наталья Кудрина в автореферате «Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой» (2008): «Творчество поэтессы, которая создала уникальную лирическую систему [Кихней 1997], выходит далеко за рамки культуры серебряного века. Её стихи выражают внутренний мир человека – современника поэтессы, в них отражена трагическая история России и её народа».
Так, скажем, в блокаду Ахматова шила мешки для песка – ими обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этом знали немногие. Но зато по всем фронтам передавали из рук в руки её стихотворение «Мужество»: «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, / Не горько остаться без крова, / И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово».
Творчество Анны Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. Её стихи переводились на многие языки. В 1964 году Анна Андреевна получила итальянскую и международную литературную премию «Этна-Таормина» – за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника её избранных произведений. В 1965 году поэтесса стала обладателем почётной степени доктора литературы Оксфордского университета. Дважды, в 1965 и 1966 годах, кандидатура Ахматовой рассматривалась на получение Нобелевской премии.
Анну Ахматову зачастую называют лириком. Поэтесса по мере столкновения с жизнью становилась лириком особого, трагедийного письма, не случайно её поэмы так часто звучали со сцены лучших театров в исполнении великих актрис. Вспомним: «Я научила женщин говорить…».
Ахматову читают и перечитывают всю жизнь в стремлении разобраться в её личных драмах и противоречиях, столкновениях с властью, в её творческих взлётах и грехах, хотя, как мудро заметил Ярослав Смеляков, «было их не так уж много: одни поэмы да стихи».
Жизнь поэтессы оборвалась 5 марта 1966 года в санатории в Домодедово.
Похоронена Анна Ахматова в посёлке Комарово под Санкт-Петербургом.