«Не страшно под пулями мёртвыми лечь»

Сегодня исполняется 131 год со дня рождения поэтессы Анны Ахматовой

0
788
Время на чтение 7 минут

Сегодня исполнилось 131 год со дня рождения Анны Ахматовой (1889–1966) – великой русской поэтессы Серебряного века, переводчицы и литературоведа, автора произведений «Реквием» и «Поэма без героя», передавших весь драматизм периода сталинских репрессий, говорится в материале Президентской библиотеки, поступившем в редакцию Русской народной линии.

Анна Ахматова родилась в Одессе в семье дворянина, инженера-механика флота в отставке Андрея Горенко. В одной своей черновой записи будущая поэтесса записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал…». Её первые рифмы, так же, как и первые успехи в освоении французского языка, были отмечены близкими, когда Ане было всего пять… Впоследствии отец, узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, попросил не срамить его имени. И тогда поэтесса в качестве литературного псевдонима взяла себе девичью фамилию прабабушки – Ахматова.

Прекрасное образование Анна получила в Мариинской женской гимназии в Царском Селе, где на одном из литературных вечеров она познакомилась со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилёвым.

Первая книга Ахматовой «Вечер» вышла в 1912 году. В 1914 году был опубликован второй ее сборник «Чётки», именно он принёс Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года вышла в свет книга стихов «Белая стая» и в петербургских кругах заговорили об этом как о крупном литературном событии.

«Лирика Ахматовой, положившая начало, условно говоря, жанру женского лирического дневника («книга женской души» – Николай Скатов), вызвала не только ряд подражательниц-поэтесс («Я научила женщин говорить…»), но и вдохновила на осмысление современниками и в дальнейшем критиками советского и постсоветского периода её новой художественной манеры, стиля, миропонимания. Масштабность и знаменательность творческой фигуры Ахматовой была очевидна с момента её появления на литературной арене», – пишет Жанна Колчина в автореферате «Художественный мир А. А. Ахматовой. Мифопоэтика. жизнетворчество. Культура.» (2007), электронная копия которого представлена на портале Президентской библиотеки.

«Акмеизм, к которому принадлежала "ранняя" Ахматова, противопоставлял себя поэтике символизма в смысле приоритета реального бытия над "запредельным", "неведомым", "мифическим, – замечает Жанна Колчина в автореферате «Художественный мир А. А. Ахматовой». Всё предельно «заземлено» в лирике Ахматовой. Об этом же пишет Наталья Кудрина в автореферате «Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой» (2008): «Фразеология в творчестве Ахматовой носит ярко выраженный предметный характер, что определяется особенностями мировоззрения поэтессы, её стремлением воспроизвести всё многообразие предметов и явлений реальной действительности, отразить "вещность" мира и его органическую целостность». В поэме «У самого моря» (Анна проводила лето под Севастополем) поэтесса фиксирует состояние молодой женщины: «Бухты изрезали низкий берег, / Все паруса убежали в море. / А я сушила солёную косу / За версту от земли на плоском камне. / Ко мне приплывала зелёная рыба, / Ко мне прилетала белая чайка, / А я была дерзкой, злой и весёлой / И вовсе не знала, что это счастье. / В песок зарывала жёлтое платье, / Чтоб ветер не сдул, не унёс бродяга…».

Недолгим, однако, было это состояние гармонии с окружающим миром. Его разрушили вихри социальных потрясений. Однако твёрдая вера в свой народ и личное мужество в революционные дни 1917 года не позволили Ахматовой покинуть родину. Поэтесса отказалась быть с теми, кто уговаривал её эмигрировать: «Мне голос был. Он звал утешно, / Он говорил: "Иди сюда, / Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда"».

Анна Ахматова пережила две мировые войны, революцию и репрессии в отношении самых близких людей. Первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян по постановлению Петроградской ГубЧК, третий муж, известный искусствовед Николай Пунин, скончался в лагере.

Был арестован и сын Ахматовой – Лев Гумилёв. В течение многих лет, которые он провёл в лагерях (был реабилитирован только в 1956 году), Анна Андреевна не оставляла попыток вызволить его. Она даже написала в угоду властям цикл «Слава миру». Но это не помогло.

Однажды в тюремной очереди узнавшая её женщина спросила, может ли поэтесса описать это. После чего Ахматова вернулась к начатой в 1934 году поэме «Реквием»: «…Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был».

Неудивительно, что на фоне подобных реалий исследователь Любовь Яковлева в автореферате «Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой» (2014) цитирует коллегу Любови Кихней: «В творчестве Ахматовой апокалипсические мотивы образуют сложный типологический ряд… Этот интерес к проблеме конца истории нарастал по мере усугубления кризисных явлений в российском, а потом и советском обществе, выйдя на пик ко времени Большого террора».

Об этом же пишет Наталья Кудрина в автореферате «Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой» (2008): «Творчество поэтессы, которая создала уникальную лирическую систему [Кихней 1997], выходит далеко за рамки культуры серебряного века. Её стихи выражают внутренний мир человека – современника поэтессы, в них отражена трагическая история России и её народа».

Так, скажем, в блокаду Ахматова шила мешки для песка – ими обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этом знали немногие. Но зато по всем фронтам передавали из рук в руки её стихотворение «Мужество»: «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, / Не горько остаться без крова, / И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово».

Творчество Анны Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. Её стихи переводились на многие языки. В 1964 году Анна Андреевна получила итальянскую и международную литературную премию «Этна-Таормина» – за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника её избранных произведений. В 1965 году поэтесса стала обладателем почётной степени доктора литературы Оксфордского университета. Дважды, в 1965 и 1966 годах, кандидатура Ахматовой рассматривалась на получение Нобелевской премии.

Анну Ахматову зачастую называют лириком. Поэтесса по мере столкновения с жизнью становилась лириком особого, трагедийного письма, не случайно её поэмы так часто звучали со сцены лучших театров в исполнении великих актрис. Вспомним: «Я научила женщин говорить…».

Ахматову читают и перечитывают всю жизнь в стремлении разобраться в её личных драмах и противоречиях, столкновениях с властью, в её творческих взлётах и грехах, хотя, как мудро заметил Ярослав Смеляков, «было их не так уж много: одни поэмы да стихи».

Жизнь поэтессы оборвалась 5 марта 1966 года в санатории в Домодедово.

Похоронена Анна Ахматова в посёлке Комарово под Санкт-Петербургом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20