Последняя наша пасхальная служба, полный храм народа должен был бы быть. Обычно так всегда было в советские времена, когда в немногочисленных храмах прощались с Пасхой. Но совсем не так в этом году. Многие из нас, наверное, не особенно дорожили этой службой в последние годы, и вот теперь практически совсем лишены ее.
Мы прощаемся с Пасхой, но с этим Праздником праздников нельзя проститься. Пасха будет длиться всегда, и слова «Христос воскресе!» всегда будут самыми радостными для нас словами из всех слов, какие есть на свете. Мы знаем, как эти слова: «Воистину воскресе!» кричат на пасхальной заутрени вместе с нами дети и хочется сказать — грудные младенцы, потому что если младенцы приветствовали Христа, входящего в Иерусалим, то здесь больше, чем вход в Иерусалим — здесь вход в Иерусалим Небесный. Здесь исполнение того, что было тогда. И слова «Христос воскресе!» являются последними для многих в жизни. Мы знаем имена многих священников и монахов, которые отошли ко Господу в пасхальные дни этого года, и не сомневаемся, что это были их последние слова на земле. И они звучат как «в руце Твои, Господи, предаю дух мой».
Когда мы произносим эти слова и понимаем содержание, заключенное в них, нам дается возможность узнать все богатство Божественной и человеческой любви. Мы соединяемся со всеми людьми, которые когда-либо жили на свете, и узнали о том, что есть Бог, ставший человеком, что Он победил смерть. Они отошли в пасхальную вечность, и кричат нам радостно, так сказать, с другого берега: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Они зовут нас идти тем же путем, каким они прошли, — все святые, все, кто сподобился упокоиться со святыми. Они говорят, что все, что у них есть, принадлежит и нам, и что мы тоже — из Воскресения Христова, и что мы тоже Христовы, что мы род Его. Как Божия Матерь сказала апостолам, показывая на преподобного Серафима Саровского: «Сей от рода нашего». Так все, кто сподобился узнать о победе Христовой, — рода Господня. Вся Церковь Христова Его святого рода. Только в отличие от преподобного Серафима Саровского, приветствовавшего каждого, с кем он встречался, словами: «Радость моя, Христос воскресе!» — мы, прощаясь с сорокадневной Пасхой, не обрели еще силу так говорить.
Что заповедует нам Господь в день прощания с Пасхой Христовой? Он заповедует, чтобы мы с нею не прощались. Чтобы мы не жили так, как будто Христос не воскрес, как будто Он не одержал надо всем победу. Если будет одолевать нас враг — чтобы мы восставали вместе с Христом воскресшим даром Его благодати. Чтобы мы знали, что нам принадлежит то, что превыше небес. Что совершенная Божественная любовь не колеблется и не умаляется никогда. И Господь предлагает нам войти в эту любовь, в это Царство истинной жизни каждый день. Чтобы мы дорожили тем, что Он нам предлагает. Дорожили скорбями, которые мы должны принимать как из рук Господних, потому что Он нам дает их, чтобы мы узнали, что за ними стоит вечная радость. Чтобы мы дорожили теми людьми, которых Он нам посылает, принимали их как дар Божий. В этом — тайна Воскресения Христова, потому что здесь раскрывается тайна последнего Страшного Суда, всеобщего воскресения. Чтобы мы помнили, что Господь дает нам в Церкви, приобщая нас Своему Пречистому Телу и Крови. Если бы не пролил Он на Кресте Свою Пречистую Кровь, если бы не было ломимо Его Пресвятое Тело, то не было бы нам дано приобщаться Его Тела и Крови, Его нетленной жизни, Его Пасхи. Если бы не воскрес Он из мертвых, мы были бы мертвы и здесь, и в вечности.
С нами — пасхальное завещание преподобного Серафима: «Нет нам дороги унывать». Потому что в этом заключается Пасха Господня. Он говорил, что единственное, что может все перечеркнуть, всю нашу веру, все, что есть драгоценного в нашей жизни, это уныние — то, что хуже всех грехов. По мере умножения скорбей приближается к нам Господь, и Его свет пасхальный не отступает от нас никогда. Страшное время мы переживаем. Совершается уничтожение нашего православного Отечества, идет неслыханная война против Церкви Христовой, против Самого Христа, против святыни человека. И нет нам дороги унывать, потому что так написано, так подобало пострадать Христу и войти в славу Своего Воскресения. И так подобает Церкви Христовой войти вслед за Господом в эту славу. Какие бы поражения мы ни имели, все вместе и каждый из нас лично, даже на всех фронтах нашей жизни — Господь уже все победил. Он говорит нам сегодня: «Пока Я свет миру, веруйте в свет, да сынами света будете». Свет Христова присутствия, Его Пасхи не отнимается от нас никогда. Этим будем жить, и становиться все более и более чадами света, противостоя всякой тьме, воюющей против нас. «Аз есмь свет миру», — говорит Христос.
И Он говорит в Евангелии последней пасхальной литургии: «Кто услышит слово Мое и не поверит, Я не сужу его, потому что Я пришел не судить мир, но спасти мир». Какие непостижимые слова любви, света Христова! Не может быть такого зла, способного поколебать любовь Христову, внести какую-то тьму в этот свет. Она все уже победила, но от нас требуется только такое обращение ко Господу, такое покаяние, которое измеряется Воскресением Христовым, совершенным приобщением свету его. Свет во тьме светит, и никакая тьма ни в жизни всего человечества, ни в жизни каждого из нас не может одолеть его.
Пусть таким будет наше прощание с Пасхой — продолжением ее. Чтобы мы не просто говорили, прощаясь с Пасхой: «Дай Бог дожить до следующей Пасхи». Дай Бог не дожить, а жить Пасхой. Дай Бог нам дожить до праздника праздников здесь на земле в следующем году, и встречать его в наполненных, как всегда это было, храмах. А если милостивый Господь не сподобит кого-то из нас этого дара, да сподобит Он нас тем же Своим бесконечно милостивым судом приобщиться в смерти нашей Пасхе вечной.
Воистину воскресе Христос!
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России