Накануне светлого дня Пасхи Президентская библиотека публикует уникальные материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».
В фонде Президентской библиотеки представлен сборник церковных документов «Русская православная церковь и Великая Отечественная война». Судьба этой книги по-своему уникальна. Её случайно нашла на улице сотрудник Президентской библиотеки — главный библиограф отдела обслуживания пользователей Мария Бишокова и передала на оцифровку в библиотеку.
Большой раздел сборника посвящён посланиям к духовенству и верующим Русской Православной Церкви в начальный период Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года Предстоятель Православной Церкви в России, Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий благословил всех православных «на защиту священных границ нашей Родины». В тот же день его обращение было разослано по всем приходам.
«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю…», – говорилось в документе.
Митрополит Сергий сравнил нападение на СССР фашистской Германии с нашествиями Батыя, Карла Шведского, Наполеона. В связи с этим он замечает: «Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью он и на сей раз развеет в прах вражескую силу».
В октябре 1941 года, когда Москве грозила непосредственная опасность, митрополит Сергий обратился ко всем со следующим посланием: «Силён враг, но "велик Бог земли русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придётся повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших».
Отдельный блок документов в книге посвящён борьбе с теми, кто перешёл на сторону врага. «Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей Родины и Церкви, вместо святого креста, осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручён Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги», – отмечается в послании октября 1941 года.
В обращении от января 1942 года к православным людям временно оккупированной территории митрополит Сергий описывает беды, с которыми пришлось столкнуться верующим в этих местах:
«Храмы разрушены. Взорван, например, единственный в своём роде памятник церковного зодчества, знаменитый храм в Новом Иерусалиме, копия храма Воскресения в старом Иерусалиме. Множество церквей разрушено в Калининской области, Верейском, Боровском и других районах. Церкви, больницы и другие благотворительные и культурные учреждения преданы огню...».
В годовщину начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 года, митрополит Сергей сообщал о финансовой помощи, оказываемой прихожанами фронту: «Московские церкви в ответ на призыв архипастырей собрали более трёх миллионов рублей, кроме тёплых вещей. Нижегородская церковная община, не посрамив памяти Козьмы Минина, предоставила больше миллиона рублей на подарки (военным) и до сотни тысяч на тёплые вещи».
Большой интерес вызывает переписка руководства Русской Православной Церкви с властями, в частности, ряд телеграмм, адресованных И. В. Сталину и полученных от него ответов в 1942–1943 годах.
В одном из посланий говорится о сборе средств для танковой колонны имени Дмитрия Донского. И. В.Сталин отвечал: «Прошу передать православному русскому духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии».
«Руководимая мною Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады, до сего времени внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами…» – пишет, в свою очередь, митрополит Ленинградский Алексий 15 января 1943 года.
«Прошу передать православному русскому духовенству и верующим Ленинградской епархии мой привет и благодарность Красной Армии за их заботу о Красной Армии», – отвечает И. В.Сталин.
Один из разделов сборника посвящён посланиям руководства Русской Православной Церкви к христианам других стран. Например, письмо митрополита Московского и Коломенского Сергия и митрополита Киевского и Галицкого Николая, экзарха Украины от ноября 1942 года: «Братья по вере! Солдаты Румынской армии… К вам обращаем мы наше слово! Мы веруем в одного с вами Бога и Господа нашего Иисуса Христа, принадлежим к одной и той же Православной Церкви Христовой. Но вы вместе с гитлеровскими разбойничьими бандами напали на нас и огнём и мечом истребляете своих братьев по вере. <…> Опомнитесь же вы, наши вековые соседи, наши братья по вере православной!»
Президентская библиотека как центр хранения документов по истории российской государственности уделяет большое внимание материалам, рассказывающим об истории Русской Православной Церкви. В электронной форме читателям доступны такие уникальные издания, как Остромирово Евангелие, Елеазаровское Евангелие, раритетные книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых. Ведется большая работа по оцифровке архива Александро-Невской Лавры, Александро-Свирского монастыря, документов Святейшего Синода, в здании которого сегодня также располагается Президентская библиотека.
На портале можно ознакомиться с подборкой «История Русской православной церкви», в неё вошли фундаментальные труды значимых церковных деятелей и историков церкви; в коллекции «Православная Россия. Монастыри и иконы» представлены материалы XIX – начала XX века, описывающие историю отдельных православных монастырей и особо почитаемых икон.