«А мы, сербы… судьбой предопределённые быть Востоком на Западе и Западом на Востоке и принимать над собой только Царствие Небесное, а на земле – никого!»
Святой Савва Сербский
Потрясающие исторические события происходят в наши дни в Черногории! Центральные СМИ молчат, у них, как известно, одна тема – коронавирус, а между тем, народ Черногории являет миру могучий подъём и чудо единства во Христе, заявляя о своей исторической идентичности с сербами и твёрдом намерении отстаивать веру и святыни Православной церкви. Неожиданно политика Запада, нацеленная на разделение славян на Балканах, дала трещину. Создаётся впечатление, что наступил какой-то судьбоносный момент и что речь идёт о политической проблеме, которая выходит далеко за пределы Черногории. В соцсетях, наряду с выступлениями и проповедями известных политических и религиозных деятелей, патриотов Сербии и Черногории, активно обсуждают, например, и подвиг 99-летнего Новака Марковича из села Брезоевица в горах на севере Черногории, который возглавил 15-километровый крестный ход до посёлка Мурино, неся в руках сербский флаг. Такова воля, словно восстающего из пепла, народа – возвращение к своим историческим корням. Что же произошло? Можно ли назвать события в Черногории точкой бифуркации и началом эпохи объединения православных славян?
Напомню, с января этого года в Черногории проходят многотысячные митинги верующих, собирающие на улицах городов этой балканской страны до половины (!) всего населения. Митингующие мирно выражают свой протест против нападок властей на Православную церковь Черногории и против принятого закона о свободе вероисповедания, предполагающего передачу церковной собственности государству. Девизом митингов стал лозунг «Не отдадим наши святыни!», а главными символами – распятие и флаг сербских патриотов.
Что же произошло на Балканах. – Что произошло на Балканах? – начинает издалека мой собеседник Сергей Николаевич Гловюк. – Распад Югославии в 1990 году на 5 мелких и слабых образований: сербов, хорватов, боснийцев, словенцев и македонцев. В 2006 году отделилась от Сербии и Черногория. После развала социалистического лагеря это было следствием и продолжением войны так называемого коллективного Запада против славянского мира.
Вопреки нормам человеческой морали в 1999 году Югославию бомбили, не считаясь с жертвами среди мирного населения, при этом были использованы такие жестокие средства, как графитовые снаряды с урановой радиоактивной пылью. Потом запустили Гаагский трибунал, который задним числом легитимировал варварство Запада, видом судебных мантий предавая совершающимся в Югославии беззакониям некую благообразность.
Увы, но сегодня многие политики на Балканах сидят на двух стульях: коррупция не обошла ни одну из стран. А такие, как бывший узник Гааги – сербский патриот и русофил Воислав Шешель, настойчиво давят на них, чтобы те отошли от политики сближения с ЕС и НАТО и искали союзничества с Россией. Огромное число сербов хочет того же. Шешель так и говорит: «Сербы – это балканские русские!». За отстаивание этого факта его и судили в Гааге. Мир помнит приговор Гаагского трибунала, в соответствии с которым Радован Караджич был осуждён на 40 лет тюрьмы; 12 лет заключения Шешеля, причём без вынесения приговора. Трибунал этот не что иное, как продолжение войны против Югославии ― некогда цветущей страны с населением численностью 25 миллионов человек. 80% осуждённых Гаагским трибуналом – это сербские политики. Он создавался как антисербский суд: в числе его учредителей доминируют те, кто проводят антисербскую политику.
Не забывайте, прошлое Сербии – это ожесточённая борьба. 500 лет сербы воевали против турок, боролись за свободу и не сдавались. Это называется национальный характер. Например, в Болгарии согласились с диктатом Запада довольно быстро, а сербы стоят до последнего. Битва на Косовом поле, в которой сербы потерпели поражение от Османской империи, стала для них настоящей Голгофой. Исторически именно с неё начался судьбоносный крестный путь борьбы за веру и свободу, который окончательно определил судьбу сербов как народа, предназначенного, по словам святого Саввы, «быть Востоком на Западе и Западом на Востоке и принимать над собой только Царствие Небесное, а на земле – никого».
***
Впрочем, я увлеклась повествованием о событиях на Балканах и не успела вам представить моего собеседника. Про себя он почти ничего не рассказывал. Более чем красноречиво говорила о нём его бурная деятельность.
Сергей Николаевич Гловюк – обыкновенный русский человек с имперским образом мышления, который в один прекрасный момент решил сделаться не кем-то, а собирателем славянских и кириллических народов. В каком смысле? Да в самом прямом!
Развал Советского Союза, Югославии и Чехословакии разорвал многие связи между славянскими народами, вот Гловюк и принялся их восстанавливать. Он затеял нечто из области того, что сегодня принято называть «мягкой силой» (англ. soft power). Тридцать лет жизни (!) Сергей Николаевич посвятил созданию двух серий поэтических антологий: «Славянская поэзия. XX-XXI» (почти академическое десятитомное издание) и «Поэзия кириллических народов». За 20 лет изданы тома поэтических антологий: белорусской, македонской, сербской, словацкой, словенской, болгарской, чешской, украинской, польской и хорватской поэзии. Казалось бы, невинное начинание: поэзия и совершенно никакой политики, но «мягкой силе» подвижника (а иначе Сергея Николаевича и не назвать) все эти десятилетия упорно противостояли силы весьма «немягкие». Смелая затея Гловюка не нравилась слишком многим и прежде всего, своей русской имперскостью. Он шёл вразрез с системой, в одиночку сражаясь против мировой гегемонии Запада, охваченного пандемией русофобии. Сегодня против возрождающейся России в ход пущен целый арсенал новейших средств информационной, психологической и экономической войны. Но терпения, упрямства и выносливости нашему «собирателю» было не занимать – таков его характер. В одном из интервью Сергей Николаевич рассказывает:
― Тут уместно вспомнить, что при былом делении на Запад и Восток все славянские народы были связаны с Востоком, поэтому всё славянское было как бы уценено, книги славянских писателей странным образом в перестроечные годы исчезли с полок книжных магазинов. Не будет преувеличением сказать, что от литературных связей славян остались руины. Несколько лет пришлось работать над их восстановлением: ездить по странам Восточной Европы, искать энтузиастов, возрождать связи с писателями славянских стран. Нужно было определить параметры сотрудничества, максимально исключить политические дрязги.За это время в поисках финансирования было обито множество порогов высоких кабинетов, безвозвратно выгорели нервные клетки… Но поскольку дорогу, как говорится, осилит только идущий, я продолжал идти.
С каждым годом всё более и более понимая важность начатого дела, Сергей Гловюк ещё и организовал поэтический фестиваль славянской поэзии под названием «Поющие письмена» – масштабное событие, которое с 2009 года до сих пор ежегодно собирает в России десятки поэтов из всех славянских государств. В рамках фестиваля проходят литературные чтения, научные конференции, мастер-классы поэтического перевода и круглые столы, концерты в филармонии, конкурсные показы документальных фильмов. На одном из фестивалей возле Тверского государственного университета была заложена «Славянская аллея»: в честь каждой славянской страны высажено дерево. Был установлен памятник Кириллу и Мефодию возле филологического факультета Тверского государственного университета. В Государственной Тверской библиотеке открыли галерею портретов классиков славянских литератур. Организован первый в России библиотечный фонд славянской литературы, куда была передана библиотека переводчика Олег Шестинского и книги многих славянских поэтов и писателей. Таким образом, благодаря фестивалю возникли и с каждым годом крепли международные связи, появлялись другие прославянские проекты. Не будет преувеличением сказать, что Сергея Гловюка знает сегодня практически весь славянский мир (литературный уж точно). Он обладает огромными знаниями о том, что происходит на Балканах. А посему продолжим задавать ему наши вопросы.
***
Про политику. ― Курс на отдаление от сербского этноса в сторону объединённой Европы Черногория официально взяла тогда, когда отказалась от югославской валюты. Лозунг черногорского премьера Мило Джукановича «С сербами тяжело в Европу» — стал, по сути, политическим курсом страны на грядущие десятилетия. Чтобы отделить Черногорию, надо было создать легенду о том, что черногорцы являются не сербами, а неким отдельным народом. Начали продвигать черногорский язык, создавать параллельные церковное структуры, появились институции, похожие на «потёмкинские деревни», типа Дуклянской академии, – всё это должно было утвердить Черногорию в статусе отдельного государства, чего никогда в истории не было. Некоторые правители Сербии (например, династия Карагеоргиевичей) происходили из Черногории, хотя считали себя сербами. Знаменитые поэты, церковные иерархи, светские правители Черногории на всём протяжении её истории, вплоть до середины XX века, также считали себя сербами, хотя и принадлежали к древним черногорским фамилиям. Что тут скажешь? Скоротечность истории определяет то, что люди не углубляются в историю, не разбираются в ней.
Самым серьёзным фактом ухудшения отношений между Сербией и Черногорией было то, что черногорское правительство приняло решение признать независимость Косово. Это был «удар в спину», сербы тогда даже выдворил из страны посла Черногории.
Все эти годы в Сербии неизменно сильны патриотические настроения. Например, партия Воислава Шешеля и другие соратники Радована Караджича сохранили своё влияние. Именно против них по сей день воюет угодник Запада Джуканович.
Казалось, что в Черногории, так быстрого ставшей на путь вхождения в ЕС и НАТО, просербских настроений давно нет. Но, как видим, когда кажется, креститься надо. Кто бы мог подумать, что народ консолидируется на религиозной почве и покажет свой истинный национальный характер? Нет, Запад слишком рано похоронил православных славян. Ещё есть порох в пороховницах!
Про Церковь. ― В этом контексте основной оппозицией светской власти, которая целенаправленно занимается впихиванием Черногории в евросоюзовский формат, является Православная церковь Черногории, как митрополия Сербской православной церкви, во главе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием. Когда Черногория вступила в НАТО, причём не путём референдума, а голосованием узкой группы парламентариев, когда стала членом ЕС, то власть предприняла шаги к усилению роли искусственно созданной параллельной церкви. Как известно, с 2000 года в Черногории существует также Черногорская православная церковь, объявившая об автокефалии. Юридически организация, которую возглавляет Михаил Дедич, — это НКО. В пользу этой лояльной правительству организации и был измышлен закон об изъятии церковной собственности в пользу государства, причём именно собственности Православной канонической церкви. Закон нисколько не касается ни католических приходов, которых там тоже множество, ни мусульманских, ни иудейских. Но народ Черногории оказался устойчив в своём исповедании православной веры: поднялась огромная волна народных протестов под лозунгом «Не отдадим святыни». Сотни тысяч людей, от мала до стара, вышли на улицы городов на мирные протестные демонстрации. Они требуют отмены закона о церковном имуществе. Речь идёт об огромной собственности — более 650 монастырей и церквей Черногории. Но подспудно это, конечно, протест против прозападного курса политики нынешней власти в целом. Скорее всего, Джукановичем задумана двухходовая комбинация: сначала изъять имущество у канонической Православной церкви, а потом отдать его искусственно созданной церкви-НКО Дедича.
Посмотри на проблему немного шире. Разве синхронность антицерковных кампаний во всём мире не свидетельствует о целенаправленной атаке на православие в целом? Ситуация в Черногории лишь подтверждает это. После церковного раскола на Украине в опасности находятся Грузинская и Армянская церкви, которые считаются «агентами России». Например, сирийский лидер Башар Асад, находящийся в эпицентре современных конфликтов, предупреждает о возможном отделении Ливанской митрополии от Сирийской церкви, которая уже давно находится под ударами Западного мира. Кроме того, под угрозой ― единство Иерусалимской церкви, которая много помогала Русской. Существуют проблемы у православного духовенства Молдавии, Болгарии, Кипра и Северной Македонии, куда активно ездят всевозможные агенты и проповедники со всего мира, распространяя свою токсичную пропаганду, направленную против традиционного православия. Всё это очень интересные мысли, поскольку каноническая Православная церковь является на сегодняшний день важнейшей силой, связывающей народы, и в первую очередь, славянские.
Особенность Балкан заключатся в том, что в одном месте, на одной территории в своём противоречии сошлись ведущие религии и действуют разнонаправленные политические силы: это и глобалистские наднациональные структуры, и католический Ватикан, и саудовские вахабиты, и секулярный Запад со своими ультралиберальными взглядами, и, конечно же, православная конфессия, отстаивающая свои традиции. На Балканах, как в капле воды, отражаются сегодня все противоречия современного мира, от разрешения которых зависит будущее не только региона, но и всего человечества.
Прогноз. – Я мало верю, что антинатовская оппозиция сможет прийти в Черногории к власти, по одной простой причине: у них нет финансовых ресурсов, их никто не поддерживает. А вот отстоять права Церкви и собственности народ сможет.
Однако, если события станут развиваться по не желательному для Запада сценарию, он может решить эту проблему провокативно – просто залить реками крови целые города. Мы помним и «кровавое воскресенье» 1905 года, и киевский Майдан 2014 года. Я уверен, что заинтересованные в стратегии однополярного мира силы могут пойти на крайние меры, лишь бы не упустить Черногорию из области своего влияния.
А вообще, посмотрим. Во всяком случае, черногорская православная революция – в чреде «бархатных», «оранжевых» и прочих «цветных» явление совершенно новое и для западных сценаристов неожиданное.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
СПРАВКА
Сергей Николаевич Гловюк ― поэт, переводчик и общественный деятель, член Союза писателей России.
Инициатор и автор-составитель поэтических антологий «Славянская поэзия. XX-XXI. Из века в век» и «Поэзия народов кириллической азбуки». Организатор и руководитель международного фестиваля славянской поэзии «Поющие письмена». Почётный член союзов писателей Сербии, Македонии, Черногории. Лауреат Большой литературной премии Союза писателей России. Лауреат премии Союза писателей и Министерства культуры Сербии «Повеле Морава».
99-летний Новак Маркович из села Брезоевица, возглавивший 15-километровый крестный ход - современный герой Черногории
Мирные митинги в Черногории
Сербский флаг сегодня - главный символ патриотической Черногории
Черногория сегодня
Москва. Рождественске чтения. В центре Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, С.Н. Гловюк справа1.jpg" width="700" />
Москва. Рождественские чтения. В центре Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, С.Н. Гловюк справа