Стриптиз и война по-белорусски

Что показал и что рассказал «взыскательному» московскому зрителю Артдокфеста режиссер Андрей Кутило?

Новости Москвы 
0
1837
Время на чтение 6 минут

Формат фестиваля авторского документального кино, каким является «Артдокфест», прошедшего с 5 по 12 декабря в Москве и в Санкт-Петербурге, возможно, более всего интересен тем, что позволяет зрителям задать после премьеры фильма вопросы режиссеру и получить на некоторые из них ответы.

Кто-то из присутствующих во время просмотра не поймет деталей картины и тут же, буквально не отходя от кассы, восполнит пробел восприятия, кто-то, напротив, откроет какой-то свой смысл и свое содержание ленты, не известное до сего момента самому автору. Автор же сможет оценить публику, понять, чего она от него ожидает, и учесть это, так сказать, на будущее. Не особенно искушенный в подобном общении молодой кинорежиссер может открыть взыскательному зрителю и некоторые, как говорят деятели кино, «вкусные» подробности, приоткрыть занавес, «подсветив» финансовую и идеологическую составляющие производства фильма.

Фильм «Стриптиз и война» молодого, но уже достаточно известного белорусского режиссера-документалиста Андрея Кутило, участвующий в конкурсной программе «Артдокфеста», строго говоря, не совсем новый. Достаточно сказать, что еще осенью прошлого года его хотели представить в конкурсе документального кино на белорусском «Листопаде», однако, по словам самого автора, тогда фильм не был отобран по идеологическим причинам и был показан на том же фестивале в октябре 2019-го после смены руководства министерства культуры Беларуси, предварительно победив в апреле на немецком «go East Film». Позволим себе небольшое отступление и скажем, что кинофестивали делятся на те, которые берут только не участвовавшие в других конкурсах и не демонстрировавшиеся ранее картины и те, отбор на которые происходит по другим критериям. «Артдокфест» – это, безусловно, второй вариант (о критериях будет сказано чуть ниже).

Два главных героя фильма – двое Анатолиев Моисеевых, дед и внук. Первый – пожилой военный в отставке, руководитель ветеранской организации одного из районов Минска. Второй – достаточно успешный стриптизер. Каждый находится, что называется, на своем месте и живет в гармонии с собой, но живут они в одной квартире, поэтому иногда дискутируют о смысле жизни: стоит ли, например, копать картошку. Дед и внук любят друг друга. Конфликт между ними заключается лишь в разнице жизненных ориентиров и ценностей.

В видеоряде фильма «Стриптиз и война» преобладает, как нетрудно догадаться, стриптиз. Режиссер и сам признался на пресс-конференции, что он нравится ему больше, чем война, и мы здесь не можем с ним не согласиться. Тема же войны в фильме не раскрыта. Можно догадываться, что под этим словом подразумевался некий милитаристский уклон в современной Беларуси. На это намекают постоянно проходящие по улицам Минска колонны военной техники и кадры с телевизором, в котором транслируются выступления президента республики Лукашенко, в военной форме. На этом особенном приеме современной «изобличительной» документалистики хочется остановиться более подробно. И, кстати, о критериях...

После просмотра фильмов, участвующих в фестивале «Артдокфест», сложилось впечатление, что существуют определенные каноны жанра, и, вместе с тем, изобретательностью в выборе художественных средств авторы не отличаются. «Канон», а он использовался и в «Школе соблазнения», и в «Маме для Юли», и в «Стриптизе и войне», заключается в следующем: лента рассказывает о какой-нибудь человеческой истории, которая могла происходить в любое время и в любом месте, герои попадают в некую сложную или кажущуюся тупиковой жизненную ситуацию и вдруг, как бы совершенно неожиданно, появляется кадр с телевизором, в котором президент страны делает какие-то заявления. Читается мысль авторов: смотрите, мол, куда Путин (Лукашенко, кто-то третий) заводит наше общество, нашу страну. Такой же видеоряд (с Путиным, разумеется) содержится и в проморолике фестиваля.

Если это лишь художественный образ, служащий для изображения эпохи, приметы времени, то разве, в таком случае, это не является штампом? Ну, согласитесь, что если бы отрубленная голова лошади появлялась во всех гангстерских сагах и после «Крестного отца», это выглядело бы достаточно странно. Следует, однако, отметить, что на «взыскательную» и подготовленную к подобного рода трюкам публику кадры с «телевизором-в-котором-президент-что-то-говорит» производили такое благоприятное впечатление, что возникала ассоциация не с головой лошади, а с тортом в лицо из немого кино – несмотря на избитость художественного приема всем, что называется, заходит.

Зрителей «Артдокфеста» именно на разрекламированном в качестве одного из главных фаворитов фестиваля «Стриптизе» присутствовало достаточно много, и вышедшему к публике после показа режиссеру Андрею Кутило задавались вопросы, ответы на которые позволили дополнить впечатление о картине.

После первой реплики из зала «Жыве, Беларусь!» колоритный зритель, обернутый каким-то экзотическим флагом, представившийся не зависимым от российской власти продюсером, поинтересовался, кто выступил спонсором фильма. Режиссер рассказал, что начал снимать кино за собственные средства самостоятельно, так как со школьной скамьи знаком с главным героем. Фильм снимался в течение 4 лет, начиная «примерно с 2015-го». Но мы то помним, что кино было снято уже в 2018-м. Особенно внимательный зритель фестиваля даже заметил, что в комнате дедушки висит отрывной календарь с датой апреля 2014 года.

Дальше Андрей Кутило стал еще больше путаться в показаниях. Сказал, что примерно в середине съемок финансовое участие в проекте приняли некие продюсеры из Польши. Однако, как вы понимаете, обмануть «взыскательную и подготовленную» у режиссера вряд ли получилось бы. Проассоциировав время начала съемок с событиями на Украине (война ведь, у каждого своя, верно? Тема памяти Великой Отечественной тоже каким-то образом в фильме была представлена, а Украина в нем не упоминается вовсе, хотя есть Минск, Вильнюс, Варшава и даже Москва), пытливый зритель задался еще более сакраментальным вопросом: а почему девушка, которая, якобы, есть у главного героя, не присутствует в кадре, а вместо нее с ним постоянно находится коллега-стриптизер? Уж не хотел ли автор этим что-то сказать?

Автор тут заметил, что еще до начала съемок консультировался с продюсерами из Польши, которые считали, что девушку непременно следует показать, это была бы красивая история, но вот у режиссера другой взгляд… Стоп! То есть как?.. Ведь поляки же появились году в 2016-м?! Оказывается – не так. Андрей Кутило признается, что спонсором изначально выступал «Европейский фонд в поддержку демократии» – ну очень известная неправительственная организация.

- Как удалось уговорить министерство обороны Беларуси снять проезд военной техники? Во сколько Вам это обошлось? – новый поворот от взыскательного и искушенного из соседнего тоталитарного государства.

- Да, я их привлек, я им заплатил, – шутит автор, - но на самом деле два раза в год: 9 мая и 3 июля (день независимости Беларуси, приуроченный ко дню освобождения ее столицы от немецко-фашистских захватчиков) в Минске проходят военные парады и репетиции к ним, поэтому снять военную технику в городе было несложно.

- Давайте вместе с Вами снимем еще одно кино про стриптиз. У меня даже есть для него название «Стриптиз спасет Peace»? –снова обращается к режиссеру колоритный продюсер. - Оказывается, нет. Тема уже исчерпана.

В дальнейшем меня не покидало ощущение некого сюра от происходящего.

- Скажите, а голый торс стриптизера как символ беззащитности не противопоставлен ли в фильме войне как инструменту агрессии? – вопрошала дама.

- Я об этом не думал, но рад, что Вы прочитали по-своему.

Если Андрей Кутило подумал, что ему удастся отделаться от вопросов про второго стриптизера, но он явно недооценивал требовательного московского. Еще один интервьюер подошёл прямо на спуске со сцены и задал прямой вопрос: «А они, случайно, не геи?».

«Если было это бы так, то мне было бы легче найти финансирование в Европе», - опять пытается отшутиться режиссер.

Отметим, однако, что финансирование в Европе найти все-таки удалось. И если избежать одной популярной темы при этом удается, то обойти другую обязательную – борьбу с тоталитаризмом никак не получается. Хотя в принципе кино могло называться «Стриптиз и марксизм», «Стриптиз и освоение космоса», «Стриптиз и картофан», ну и так далее.

Вообще после просмотра ряда картин фестиваля «Артдокфест» появилась мысль о том, что снять действительно независимое кино в этом жанре сегодня, скорее всего, проблематично. А что поделать, если с одной стороны западные спонсоры, а с другой стороны… Ну, вы поняли: взыскательный (он же требовательный, искушенный и подготовленный) московский зритель фестиваля, который хочет видеть именно такое кино.

Немного о хорошем: уже на выходе из зала один из зрителей сказал режиссеру: «Большое спасибо Вам за дедушку!». Отвечая на вопрос из зала о дедушке, Андрей Кутило сказал, что он после четырех лет съемок передал Анатолию Моисееву-старшему этот фильм на флэшке, тот его посмотрел и передал флэшку внуку со словами: «Все, заберите это».

Куртис Юргенс, публицист

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Куртис Юргенс
В Киеве снова озаботились судьбой крымских татар
Безнравственно использовать историю народа для закулисных политических интрижек
20.05.2020
Сколько верёвочке не виться...
В Крыму скоро начнётся судебный процесс над Ленуром Ислямовым
14.05.2020
Псевдо-халифата в Крыму не будет
Его несостоявшийся вождь Джемилев стал фигурантом уголовного дела
16.04.2020
Игрец на дуде
Юрий Дудь уже заработал на антироссийской пропаганде на две квартиры в элитных московских ЖК
20.02.2020
Почему США рассекретили информацию о Бандере?
Это сигнал не только Киеву, но и другим героизаторам гитлеровских прихлебателей
25.01.2020
Все статьи Куртис Юргенс
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06