22 ноября исполнится 110 лет со дня рождения создателя первого отечественного серийного вертолёта Михаила Миля.
«Прославленный советский учёный, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий, доктор технических наук, Михаил Леонтьевич с детства "заболел" авиацией, конструировал различные модели аэропланов, с которыми участвовал в конкурсах, а уже в 1920-х годах, учась в Сибирском технологическом институте, конструировал одноместные планеры», - рассказывает сотрудник «Музея Победы», историк Александр Михайлов.
«В годы Великой Отечественной войны Миль совершенствовал и улучшал различные узлы и агрегаты на серийных самолётах, повышая их лётно-технические данные, - говорится в материале "Музея Победы", поступившем в редакцию "Русской народной линии". - Зачастую лично совершал боевые вылеты на фронт по корректировке артиллерийского огня, как это было, к примеру, во время битвы под Москвой. В победном 1945 году он защитил докторскую диссертацию и задался целью к созданию полноценных вертолётов. Его предложение было поддержано руководством страны создание в 1947 году отдельного конструкторского бюро с Михаилом Милем во главе. Через год совершил полет и его "первенец" - геликоптер Миля "ГМ-1", а через три в 1951 году в серийное производство пошёл первый советский вертолёт Ми-1.
Коллективом КБ Миля в 1960-е создавались другие уникальные многофункциональные вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-10, Ми-17 и другие.
На экспозиции Музея Победы войн и локальных конфликтов 1950-1980-х годов экспонируются вертолёты Ми-8МТ и Ми-24Д, созданные Михаилом Милем.
Обе боевые машины Ми-8 с б/н красный 68 и Ми-24Д с б/н белый 115 производства 1983 года. Вместе они служили в 262-й отдельной вертолётной эскадрильи и базировались в городе Баграм, где в составе органичного контингента Советских войск в Республики Афганистан выполняли различные боевые задачи. В Музей Победы эти крылатые ветераны были переданы из калужской в\ч 93836 и заняли достойное место в экспозиции в августе 1996 года.
Проектирование и создание нового многофункционального транспортного вертолёта Ми-8 стало новым словом в вертолётной технике. Его конструкция была настолько инновационной и удачной, что вертолёт созданный 50 лет назад, обрёл свыше 200 модификаций, стал самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Он принят на вооружение свыше, чем в 50 странах мира, выполнял как гражданские, так и военные функции и по сей день является основной рабочей лошадкой не только в нашей стране, но и во всех частях света».
«Другим известным детищем Михаила Леонтьевича стал первый в нашей армии транспортно-боевой вертолёт Ми-24, прозванный "крокодил", - рассказали в "Музее Победы". - В 1968 году главнокомандующие сухопутных войск и ВВС утвердили тактико-технические требования к новому боевому вертолету. Он создавался на конкурсной основе конструкторскими бюро Миля (Московским вертолетным заводом) и Николая Камова (вертолетным заводом в г. Улан-Уде), однако победителем стал более перспективный В-24 - конструкции Миля, который позже стал именоваться Ми-24.
Большое внимание при его проектировании уделялось высокой боевой живучести вертолета, безопасности экипажа, десантным и боевым параметрам боевой машины. Ми-24 стал основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил СССР. По своему составу вооружения и массе боевой нагрузки Ми-24 превосходили все серийные зарубежные боевые вертолеты, а также он отличается высокой маневренностью. Ми-24 успешно использовались в военных действиях в Афганистане и нашли широкое применение во многих других военных конфликтах для непосредственной поддержки наземных войск. Особенно эффективными вертолеты Ми-24, имеющие мощное вооружение и грузовую кабину, оказались при спасении экипажей сбитых самолетов и вертолетов и эвакуации раненых в боевых условиях в Афганистане».