«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» Воистину в роковые минуты довелось совершать свое земное странствие нам, очевидцам и участникам событий двадцать первого века. В такие минуты особенно четко очерчены границы добра и зла. В такие минуты требуется постоять за Правду. В такие минуты особенно громко звучит голос Бога. Но слышим ли мы Его?
«Мы утеряли духовную наполненность жизни. Мы поддались на приманку миражей материального благополучия, забыв пророческие слова о том, что “дух животворит, плоть же не пользует нимало...” (Ин. 6: 63) Мы позволили низвести себя до уровня мыслящих животных...» - писал приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), богослов, историк и горячий патриот России более двадцати десятилетий назад.
Сегодня болезнь нравственного разложения, охватившая российское общество, и духовная разслабленность многократно усилились. И происходит то, что русский мыслитель и верный сын России Иван Александрович Ильин называл «срывом в духовную пропасть, религиозным оскудением, патриотическим и нравственным помрачением русской народной души». Правда, указывал он и на то, чем закончился подобный срыв, - тот срыв, который подготовил революцию 1917 года, а после ее победы привел к уничтожению лучших сил русского народа. «Народные же массы предались безбожному ожесточению, и лишь медленно, очень медленно, после распыления, разоружения и изъятия земли, начали понимать, что главный поход идет на них, что они обречены на небывалое рабство, на нищету и голод или просто на смерть» - писал в одной из своих статей И.А. Ильин, очевидец этих роковых минут в русской истории.
Тогда, ценой огромных потерь, скорбей и бедствий, ценой подвига исповедников и новомучеников Церкви Русской, подвига защитников Родины в Великой Отечественной войне и хранением нравственной чистоты и идеалов праведности русский народ сумел выжить и отстроить мощное государство.
Осознаем ли опасность сегодняшнего духовно-нравственного срыва мы, дети постперестроечной России? Сегодня - пошлость торжествует, волны безстыдства хлещут через край, жестокость изобилует, богоборчество набирает силу. Особенно ярко это обнищание духа и упадок истинной нравственности проявляют себя в культуре, литературе, искусстве, находящих себе в эпоху духовного кризиса обильное количество восторженных поклонников и фанатов. Примеры на виду у всех.
По двести тысяч любителей рока и рэпа собирается каждый год в чистом поле на музыкальный фестиваль «Нашествие». Делатели хип-хопа и не скрывают, что стремятся опрокинуть, разрушить традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, включающие в себя понятия милосердия, мужества, веры, верности, доброты и патриотизма. Навязывая, как нормальные и необходимые, потребности низшей испорченной природы человека, они, подавая пример для подражания, доходчиво и просто доносят до молодежи свое жизненное кредо - наркотики, алкоголь, мат, «свободная любовь», пренебрежительное отношение к старшим, к Родине, к Богу, к жизни и смерти.
Тысячи школьников и юных школьниц от 12 до 15 лет неистово визжали от восторга на концертах заезжей новой «супер-звезды» из Америки - семнадцатилетней рок-исполнительницы. Осчастливившая своими концертами летом 2019 года российских поклонников Билли Айлиш избрала сюжетами песен свои ночные и совсем не детские кошмарные сновидения. А сюжеты некоторых песен происходят в психиатрической больнице. Пресса и не скрывает, что певица, с «мертвенно-автотьюновым голосом», в сопровождении которого тревожно звучат «базовый ритм электронной бочки» и «семплы стоматологической бормашины», проповедует негативное мышление, «эстетизирует скуку» и «пограничные психологические расстройства». Вместе с тем, по признанию газеты «Коммерсантъ» - «Такого невероятного ажиотажа российские промоутеры не видели давно».
В конце сентября известный деятель антикультуры Сергей Шнуров со своей музыкальной группой «Ленинград» собрал на концерт в Санкт-Петербурге шестьдесят пять тысяч человек! Зрители, собравшиеся в изобилии - взрослые и молодежь, мужчины и женщины, - единодушно скандировали хором вслед за исполнителями слова нецензурной матерной брани. В Ростове подобное выступление собрало сорок пять тысяч человек.
То, что не все считают позволительным такое «искусство» - а горожане Санкт-Петербурга и Ростова обращались в Прокуратуру с просьбами остановить матерящихся исполнителей - нисколько не смущает последних. Песни группы «Ленинград» прямо и открыто пропагандируют наркотики, алкоголизм, жестокость, распущенность, безстыдство и всевозможный разврат. Но Сергей Шнуров пошел в своих исканиях «новых ценностей» еще дальше. Одна из его последних песен изображает пародию на Божественную Литургию, а сам он во время купания кощунственно попытался изобразить распятого Господа...
Подобные исполнители гордятся своей «больной популярностью», а их поклонники, по словам И.А. Ильина, говорившего о подобных явлениях, как о кризисе культуры, «плывут в мутных водах “современности” во всем ее плоском короткоумии».
Невольно вспоминается назидание святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова... Человек! Познай себя, кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством...» И - еще более грозные предупреждения святителя Игнатия (Брянчанинова): «Божественная цель слова в писателях, во всех учителях... - наставление и спасение человеков. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!»
Без Бога, каких-либо сдерживающих нравственных начал, без истинного смысла земного бытия душа человека так опустошается, силы душевные до того истощаются, что человеку нужно себя подстегивать, чтобы двигаться дальше. Нужны новые и новые порции «адреналина», нужен «драйв» - нужна «зарядка». Сегодня, к сожалению, именно демоническая духовность, возбуждающая самые нечистые и низкие человеческие страсти и негативные эмоции заряжает большое количество наших соотечественников, ищущих «драйва» и околокультурного «экстрима».
Вот как объясняет этот феномен музыковед Вячеслав Вячеславович Медушевский: «На место истинной окрыляющей силы - духовной - приходит сила демонической духовности. И тогда от исполнения дух захватывает, а сердце в тоске сжимается. Ибо это окрыление - из ада, это бесы вовсю жмут на педали гордыни, а человеку кажется, что он находится в состоянии божественного восторга. Такое состояние нравится слушателям, ибо устроены подобно. Ведь на стадионах цель рок-музыканта - заставить стадион реветь от восторга. Искус силы на православном языке есть грех любоначалия, стремление подавить свободу ближнего своей волей, в том числе и артистической. И тогда она уже не своя, но потерявшая себя, одержимая чуждой силой, вовлекается в вихрь страстей».
Владыка Иоанн (Снычев) писал: «Не преуспев в попытках уничтожить Россию силой, нас цинично, расчетливо и подло толкают на путь духовного самоубийства. При этом не имеет значения, в какие красочные “обертки” облекают смертельный яд богоборчества. Будь то беснование рок-музыки - для молодежи и подростков, или обожествление “успеха в жизни” - для взрослого населения, смысл всегда один: не допустить восстановления в народе истинной шкалы ценностей, где религиозно-нравственные понятия милосердия и мужества, веры и верности безусловно довлеют над потребностями низшей природы человека».
Потребностям низшей природы человека служит коммерционализированная, безбожная и безстыдная массовая культура, захватившая сегодня все культурное пространство нашей страны. Эстрада, театр, кино, литература, живопись, балет - все, в большинстве своем, скатилось в плоскость масскультуры, пронизано духом соблазна и растления, во всем - дух опустошенности, оскудения и упадка. Такая культура, провозглашаемая ее делателями и глашатаями, «новой», «современной» культурой, превращается в низкопробную антикультуру и коммерцию. Утратив свой подлинный смысл и назначение - умудрять и возвышать человека, показывать истинные пути жизни в его божественном духовном значении, быть способом постижения подлинной сущности бытия, - она служит воспитанию обмирщенного, приземленного человека - потребителя, чувственного и порочного, ведомого и управляемого, подвластного любым манипуляторам. Такая «новая культура» служит орудием духовного и физического развращения.
Музыковед, автор курсов лекций по теме «Музыка и православная культура» Сергей Феликсович Тухленков пишет: «С одной стороны, современная поп-индустрия, это прежде всего бизнес, и бизнес более серьезный, чем мы думаем. Это мода, это одежда, это аксессуары... С исполнителями заключаются контракты, которые очень жестко соблюдаются. Надевая какую-то одежду, обувь, украшения, человек рекламирует определенный стиль. Но в конечном итоге он рекламирует тот или иной образ жизни... И это не просто образ на сцене, это образ бытия, который продуцируется и воспринимается людьми».
М.М. Дунаев, магистр богословия, автор серии книг «Православие и русская литература» отмечал: «Как и прочие дары Божии, дар творчества, дар эстетического наслаждения - могут быть волею соблазнившегося человека повернуты от блага ко злу... Разврат эстетический все больше проникает ныне в художественную жизнь человечества... Сколько бы ни твердили нынешние либеральные теории, что искусство осуществляется вне какой бы то ни было борьбы, над этой борьбой, - истина в том, что искусство активно действует в пространстве этой борьбы... «Кто не со Мною, тот против Меня...» (Мф. 12: 30), - приводит он слова Господа, и констатирует: «Третьего не дано»...
Как всегда это было в драматические минуты нашей отечественной истории - идет сражение не только за наши материальные и природные богатства и ресурсы, но и, в первую очередь, - за душу русского народа. А минуты сегодня воистину роковые - вокруг полыхают войны, в ограде государства нет ни благоденствия, ни единодушия, ни мирного духа, а внешний враг уже стоит у ворот.
Как будто к нам сегодня обращается Господь словами пророка Исайи: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло... Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими...» (Ис. 1: 5, 7).
И не к нам ли относятся слова святителя Тихона, обращенные им к народу русскому в трагическом 1918 году, когда люди решили построить «новый мир» с «новыми ценностями», отвергнув Бога: «Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты - великодушный и радостный - совершал свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не востанешь снова в силе и славе своей?..
Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца... Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы - соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России...»
Господь никогда не лишает человека ли, народ ли - надежды. И все святые в один голос призывают нас осознать грехи, в которых кроется корень всех бед, и покаяться. А сколько пророчеств оставили угодники Божии о возрождении и воскресении Руси! И Сам Господь обращается к нам: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя...» (Пс. 49: 15).
А вот какие слова оставил нам еще один очевидец и участник тех роковых минут, когда по грехам человеческим и по злобе врага спасения была разрушена могучая российская самодержавная страна. Николай Павлович Анциферов - знаток и исследователь Петербурга, родоначальник экскурсионного дела, педагог, историк и писатель. Как будто не было причин для оптимизма у человека, прошедшего за верность отеческим идеалам Соловки и строительство Беломор-Канала, Лубянку, Таганку, Бутырку, Уссурийский лагерь. Но светло и с надеждой звучат его слова: «Я оценивал человека из того лучшего, на что он способен. Так же оценивал я культуру любой эпохи, и сословие, и нацию. Приговор нации нужно выносить не по статистическим данным - каких больше, а учитывая лучших ее представителей. Они не случайны. Они не тип, а симптом того, что скрыто в нации лучшего. Это те праведники, которые могли бы спасти Содом и Гоморру».
Как же хочется надеяться, что сбудется над Россией обетование Божие о том, что если найдется в городе хоть один праведник, то Господь пощадит город. Ну а праведниками - людьми с чистым сердцем, имеющими любовь к ближним и к Богу, ратующими за правду и болезнующими о судьбе земного Отечества, Русская Земля никогда не оскудевала!
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский поэт и публицист