Испокон веков Русь Святая была оскоминой для Запада! Не однажды нас обвиняли и в тоталитарности, и в отсутствии толерантности. При этом европейцы не раз и не два нападали на Россию. Разумеется, чтобы спасти нас от мракобесия и отсталости, заставить жить как... всё остальное «прогрессивное человечество». Сразу вспоминаются и Невская битва 1240-го, и печальной памяти Смутное время, и сражения Северной войны между русскими и шведами, и, конечно же, нашествие «двунадесяти языков» 1812 года.
По разным источникам, Наполеон сумел собрать в поход против России от 400 до 450 тысяч солдат, из которых собственно французы составляли лишь половину. В завоевательном походе принимали участие 16 разных национальностей, при этом наиболее многочисленными были немцы и поляки. На основе союзных соглашений с Францией Австрия и Пруссия выделили по 30 и 20 тысяч войск, соответственно. После вторжения к «Великой армии» добавились подразделения численностью до 20 тысяч, сформированные из жителей бывшей Речи Посполитой.
20 век не стал исключением в череде нашествий «цивилизаторов» с Запада. Две кровопролитнейших мировых войны и, как бы, «факультативно», вооружённая интервенция мировых держав с «миротворческой» целью в Россию в 1918-1922 гг.
Но вот – век 21-й. Торжество гуманизма и общечеловеческих ценностей!
Мировые лидеры собрались в Портсмуте по случаю празднования высадки десанта в Нормандии 6 июня 1944 года. На церемонии присутствуют главы государств, представляющие союзные державы Второй мировой войны: Тереза Мэй и Елизавета II от Англии, Дональд Трамп от США, Эммануэль Макрон от Франции и… никого от России – правопреемницы Советского Союза. Президент России не приглашён на торжественную церемонию. Случайность? Но вскоре Россию не приглашают и для участия в мероприятиях, посвящённых 80-й годовщине начала Второй мировой войны. События последних месяцев, буквально на наших глазах, начинают складываться в мозаику. И наконец – кульминация!
19 сентября 2019 года Европарламент «отдал дань памяти жертвам сталинизма, нацизма и других тоталитарных и авторитарных режимов в резолюции, принятой 535 голосами "за", 66 голосами "против" при 52 воздержавшихся.
Устремления нацистского лидера Германии на Восток никогда не были «тайной за семью печатями». В СССР перевод Григорием Зиновьевым программной книги НСДАП «Моя борьба»[1] был выпущен в 1933 году ограниченным тиражом для изучения партийными работниками. Видимо, тогда и ознакомился с ним И.В. Сталин. Из книги ясно следовало, что Россию Гитлер воспринимал как пространство для территориальной экспансии.
18 августа 1935 года министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс отметил в дневнике, что фюрер настроен на вечный союз с Англией, и сделал многозначительную приписку: «Зато расширение на Востоке». Что означало понятие «Восток» для Гитлера, видно из его публичного заявления 1936 года: «Если Урал с его неизмеримыми сырьевыми ресурсами, Сибирь с её богатыми лесами и Украина с её необъятными полями окажутся в руках Германии, то Германия, ведомая национал-социалистами, ни в чём не будет знать недостатка»[2].
Только Советский Союз в 1938 г. решительно осудил Мюнхенский сговор. Газета «Правда» писала в эти дни: «Весь мир, все народы отчетливо видят: за завесой изящных фраз о том, что Чемберлен в Мюнхене якобы спас всеобщий мир, совершен акт, который по своему бесстыдству превзошел все, что имело место после первой империалистической войны»[3].
Ошибочность политики Англии и Франции в тот период признал в своих мемуарах и У. Черчилль, который писал, что «не может быть сомнений в том, что Англии и Франции следовало принять предложение России провозгласить тройственный союз... Союз между Англией, Францией и Россией вызвал бы серьезную тревогу у Германии в 1939 г., и никто не может доказать, что даже тогда война не была бы предотвращена»[4].
«Когда Германия начала ревизию европейских границ, аналогичные действия предприняла и Польша. В марте 1938 года Варшава организовала провокации на демаркационной линии с Литвой, предъявила ей ультиматум, требуя официально признать оккупированную польскими войсками в 1920 году и аннексированную в 1922 году Виленскую область польской территорией. В противном случае Польша угрожала Литве войной. Эта инициатива получила поддержку Берлина. Чуть позже вместе с Германией Польша приняла участие в расчленении Чехословакии, захватив Тешинскую область. Фактически Польша выступила в роли соагрессора; в состоявшейся 20 сентября 1938 года беседе с Гитлером польский посол в Берлине указал, что именно позиция его страны позволила парализовать «возможность интервенции Советов в чешском вопросе». В марте 1939 года Польша опять оказалась по одну сторону баррикад с Германией, активно поддержав идею оккупации Закарпатской Украины Венгрией», – отмечает директор фонда "Историческая память", научный сотрудник Института российской истории Александр Дюков[5].
История сослагательного наклонения не имеет. Убедившись в невозможности заключить с Великобританией и Францией союзный договор, а также в том, что Польша принимать советскую помощь не хочет, Советский Союз был вынужден заключить пакт о ненападении с нацистской Германией. Подобные пакты до этого с Германией заключались и Францией, и Великобританией, и Польшей.
По мнению российского историка А. Дюкова: «Заключение договора о ненападении с Германией и секретного протокола к нему позволило Советскому Союзу на некоторое время обеспечить безопасность на прибалтийском и украинском направлениях и в определенной мере блокировать реализацию негативных для СССР сценариев нацистской агрессии на восток. К сожалению, добиться схожих результатов другими путями Советскому Союзу не удалось»[6].
Итак, резолюция Европарламента.
Мы долго шли вместе с Европой к этому. Исходили из благих намерений, которыми, как известно, дорога в ад вымощена.
Первый шаг сделал ещё Н.С. Хрущёв в 1956 году, заявив о «культе личности и преодолении его последствий». Уже тогда побеждённые оживились – если так плох Сталин, то, видимо, не так уж и плох Гитлер. Окно Овертона приоткрылось. Для нацистских упырей, наголову разбитых Советской Армией и осуждённых приговором международного трибунала в Нюрнберге, забрезжила надежда на реабилитацию. А вдруг?
Потом были нобелевский лауреат Солженицын с его «Архипелагом ГУЛАГ», перебежчик Резун с его «Ледоколом». Все они работали на версию наших западных оппонентов. Оппоненты соглашались. Да, были варварская жестокость нацистских концлагерей, истребление миллионов «изгоев и недочеловеков» в продуманной до мелочей машине смерти, запущенной гитлеровцами. Всё так, безусловно. Но ведь вермахт, в массе своей, к этому был непричастен, это всё – СС, гестапо, СД. А у вас тоже – были лагеря НКВД и расстрелы недовольных Сталиным. Скольких? Да, уж, наверное, никак, не меньше, чем в Германии при Гитлере. И народы массово депортировали, и при этом, наверняка, жертвы имелись. Ну, имелись же, сознайтесь? Не зря же вы его из Мавзолея вынесли? Окно Овертона расширялось, заставляя всех – и европейцев и наших – поверить в картинку новой исторической реальности.
Настали «перестройка», «гласность», «период осмысления». Приоткрылись архивы. Архитекторы перестройки заговорили о преступном режиме Сталина, многомиллионных жертвах своего народа в результате «голодомора» и репрессий, неумелого исполнения им обязанностей Верховного главнокомандующего. И, вообще, соотношение потерь, у нас было десять к одному, победили мы, исключительно упорством нашего народа, буквально завалив немцев трупами, «благодаря» всяким «мясникам» типа маршала Жукова, штрафбатам и заградотрядам НКВД. Этому способствовало неоднократное нарушение международных правил ведения войны (одни партизаны чего стоят!). Победив, мы установили в Восточной Европе бесчеловечные коммунистические режимы, в самой Германии изнасиловали сотни тысяч, нет, миллионы немок, а награбленное добро вывозили эшелонами. Возмущение ещё живых ветеранов Великой Отечественной игнорировалось.
На этом фоне как-то даже и светлел образ честного, верного присяге, немецкого солдата, в свободное время от противостояния большевистским ордам подкармливающего бедных бабушек и жалеющего несчастных, брошенных русских детей. Да, и сёла со всем их населением он совсем не жёг – это жгли исключительно изверги-полицаи, ваши же соплеменники-предатели, непонятно для чего и перед кем выслуживаясь. Ваши? Ну и разбирайтесь с ними, говорили нам возмущённо европейские оппоненты.
Чтобы в ложь поверили все, она должна быть чудовищной. И вот мы торопливо соглашаемся, что это да, наши расстрельные команды уничтожили поляков в Хатыни. Правда, криминалисты до сих пор не могут понять, почему немецкими пулями. Ну, это, наверное, чтобы следы запутать. Изверги из НКВД и не на такое способны.
В апреле 1989 года лидер ФРГ (об этом тогда писали в наших газетах) предложил М. Горбачёву: «Почему бы… не подумать о том, чтобы поставить… в каком-либо подходящем месте Советского Союза памятник тем молодым немецким солдатам, которые погибли у вас, пускай в несправедливой войне, выполняя неправедный приказ. Памятник тем молодым людям, которые, говоря субъективно, шли в свой последний бой с чистой совестью?» На это «советский лидер» пообещал «всё хорошо обдумать». Окно Овертона расширилось максимально.
Казалось бы, плата за «приобщение к демократическим ценностям» совсем невелика. Всего лишь надо рассматривать режим в СССР как преступный, а столкновение СССР и нацистской Германии не как борьбу прогрессивных сил против нацизма, а противоборство двух тоталитарных режимов. Да, и поставить знак равенства между двумя солдатами – защитником Родины и агрессором.
И вот уже через несколько лет генерал СС фон Паннвиц получает от Главной военной прокуратуры России посмертную реабилитацию как… «жертва политических репрессий». Через два десятилетия (с точки зрения истории – мизерный срок!) российский мальчик Коля, выученный вполне взрослыми и, вроде бы, даже разумными учителями, чинно и благородно, в стенах германского парламента рассказывает о немецком солдате, не желавшем никого убивать. Он, несчастный, жертва обстоятельств, был вытащен в Россию, будучи ни в чём не виноватым, где и нашёл свою смерть. Нехорошо, как-то, вышло. Да-да, нехорошо, кивают утончённые европейцы. Но ещё не поздно покаяться, и войти в семью цивилизованных народов планеты.
Да и разве могут такие благородные рыцари войны, как немецкий ас Хартман, быть олицетворением вселенского зла?
Свершилось! НАС ПОБЕДИЛИ. И мы сами шли к этому идейному поражению, начиная с 1956 года, свыше 60 лет!
На сайте Европарламента[7] выложено: «80 лет спустя после заключения нацистско-советского договора (названного пактом Молотова-Риббентропа) депутаты Европарламента призывают к “общей культуре памяти” как способу повышения устойчивости европейцев к современным угрозам демократии. Они напоминают, что европейская интеграция с самого начала была реакцией на страдания, причиненные двумя мировыми войнами, и строилась как модель мира и примирения, основанная на ценностях, общих для всех государств-членов. Поэтому Европейский Союз несет особую ответственность за обеспечение демократии, уважения прав человека и верховенства права».
Не было у вас никакой Великой Победы над нацизмом, забудьте. Вы развязали вместе с гитлеровцами эту войну! Вы, наравне с нацистами, залили Европу кровью!
Но, позвольте, ошарашенно говорим мы.
Нет, не позволим, возмущённо отвечают европейские оппоненты.
«Парламент хочет, чтобы государства-члены содействовали, особенно среди молодого поколения, просвещению по нашей общей европейской истории путем включения истории и анализа последствий тоталитарных режимов в учебные программы и учебники всех школ ЕС. Евродепутаты предлагают учредить 25 мая как Международный День героев борьбы с тоталитаризмом (годовщина расстрела Освенцимского героя Ротамастера Витольда Пилецкого), чтобы дать будущим поколениям “наглядный пример правильного отношения к происходящему перед лицом угрозы тоталитарного порабощения”».
Но, позвольте, говорим мы, это ведь Советская Армия Освенцим освободила. Иначе бы человечество и не узнало ни о каком подвиге Пилецкого, нацисты бы все следы успели уничтожить.
Да? Возможно. Но только теперь это уже не имеет НИКАКОГО значения. Бесплатных пирожных не бывает. Думать надо было раньше!
«Депутаты Европарламента выражают обеспокоенность попытками нынешнего российского руководства обелить преступления, совершенные советским тоталитарным режимом, и рассматривают их как “опасный компонент информационной войны, развязанной против демократической Европы”. Они также осуждают экстремистские и ксенофобские политические силы и организации в Европе за искажение исторических фактов и использование символики и риторики тоталитарной пропаганды, включая расизм, антисемитизм и ненависть к сексуальным и другим меньшинствам. Парламент призывает государства-члены “эффективно запретить неофашистские и неонацистские группы и любые другие организации или объединения, которые превозносят и прославляют нацизм и фашизм или любую другую форму тоталитаризма”, а также противодействовать разжиганию ненависти и насилию в общественных местах и в интернете и, в частности, осуждать и противодействовать всем формам отрицания Холокоста».
Депутаты Европарламента теперь требуют и символы нашей победы запретить, как тоталитарные. Главными жертвами Второй мировой, если следовать букве резолюции, являются представители иных рас, евреи и сексуальные меньшинства. Про геноцид русских, украинцев, белорусов, других народов СССР упоминать уже не принято?
Сама резолюция Европарламента появилась, во многом, с подачи стран Балтии и Польши. Не стоит забывать, что процессы, происходящие в этих суверенных странах, совершенно не соответствуют духу и букве резолюции. Так, чутко следя за «ветром перемен», ветеран Латышского легиона СС и почтенный латвийский политик Висвалдис Лацис ещё в 2017 году переиздал книгу "Латышский легион в свете истины", где как бывший участник этой структуры одобрил и поддержал деятельность карателей в период Второй мировой войны на оккупированных территориях Белорусской ССР, Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. А что? Ведь боролись-то со сталинским «тоталитаризмом»! Ну, как умели, может, и не слишком гуманно. Как раз по отношению к советским евреям, в уничтожении которых активно участвовали «легионеры».
"Я читал книгу господина Лациса и могу сказать, что в ней, как, впрочем, и во многих современных работах, издаваемых в Латвии, совершенно очевидно предпринята попытка оправдать преступления Латышского легиона СС, что подпадает под статью об оправдании преступлений нацизма. Потому что это было не формирование, боровшееся с советской властью, как это хотят представить в Латвии. Нет, это было формирование, входившее в состав СС и как таковое осужденное международным Нюрнбергским трибуналом", - заявил российский историк А. Дюков.
Возможно, на поклонников нацизма в государствах Прибалтики резолюции Европарламента и не распространяются. Только на «тоталитарных» советских солдат?
Благими намерениями дорога в ад вымощена. Когда мы сами перестаём уважать себя, свой исторический путь, наивно думать, что нас будет уважать кто-то ещё. Пора бы, это запомнить и осознать, наконец.
И вот уже главу российской парламентской делегации во время выступления на сессии ПАСЕ перебивают выкриками из зала: «российское террористическое государство».
Одно в этой ситуации радует: теперь все наши прозападные политики, хоть кабинетные, хоть уличные, стремящиеся в «семью цивилизованных народов», будут вынуждены отвечать только на один вопрос: «Наша Великая Победа – это «преступление тоталитарного режима» или бессмертный подвиг нашего народа?»
И, да, если нам будут говорить про «разгромный» для нас 1941 год, не будем забывать и такие цифры: если с сентября 1939-го по май 1941 года Германия потеряла в войне 218 109 человек, из которых 97 000 были убиты, то к 15 августа 1941 года, за 53 дня войны с СССР, Германия потеряла 389 924 человека, включая 98 600 убитыми. К 3 августа 1941 года, через шесть недель после начала Великой Отечественной войны, безвозвратные потери Германии достигли 179 500 человек. Это и есть бессмертный подвиг нашего народа.
Кстати. Буквально на днях "Интерфаксу" в Главной военной прокуратуре сообщили, что военные прокуроры с октября 1991 года по настоящее время проверили 270 тысяч уголовных дел, возбужденных в период политических репрессий в СССР в отношении 300 тысяч человек. Сотрудники надзорного ведомства проводили такие проверки, руководствуясь законом РФ о реабилитации жертв политических репрессий. В итоге в прокуратуре пришли к выводу, что осуждение 180 тысяч репрессированных было обоснованным.
3 октября 2019 года, выступая на молодёжном форуме в Валдае, Президент России В.В. Путин назвал верхом цинизма слова о том, что Иосиф Сталин развязал войну с Германией. Напомнил аудитории, что 22 июня 1941-го не Советский Союз напал на Германию, а наоборот – немецкие войска перешли границу СССР. При этом во время войны погибло 25-27 миллионов советских граждан. Он добавил, комментируя разговоры о вкладе в борьбу с фашизмом разных стран, что потери США во Второй мировой войне составили полмиллиона человек, а Великобритании - 350-400 тысяч. При этом самые ударные силы и по количеству, и по качеству были сосредоточены на Восточном фронте. «Угроза в том, что в процессе этих подтасовок может быть утрачено главное – люди могут перестать бояться повторения подобных трагедий», – заключил Президент.
Продолжим каяться дальше? Ради светлого будущего объединённой Европы?
Валерий Медведь, полковник в отставке,
Сергей Доценко, подполковник запаса,
ветераны боевых действий
[1] Является экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации.
[2] Яковлев Е., Пучков Д. Война на уничтожение. Что готовил Третий рейх для России. — СПб.: Питер, 2017. С. 10.
[3] Правда, 1938, 4 окт.
[4] Churchill W. The Second, World War. London, 1950, vol. 1, p. 325 — 326.
[5] Дюков А. «Пакт Молотова-Риббентропа» в вопросах и ответах/ Фонд «Историческая память». − М., 2009. С. 15-16.
[6] Там же. С. 33
[7] Здесь и далее приводятся ссылки с сайта Европарламента.