Как сообщалось, согласно опросу ВЦИОМ, только 23% представителей поколения Z (от 18 до 24 лет) считают себя православными людьми. Абсолютное большинство сторонников православной веры прошли обряд крещения (86%), из которых 66% приняли таинство крещения по решению родителей или родственников, а 20% решили вступить в ряды православных самостоятельно. В целом россияне придерживаются мнения, что православному человеку необходимо проходить обряд крещения (75%).
Данные опроса комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» известный сектовед, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев:
Если некрещеный человек считает себя православным, то ничего плохого в этом нет. Это значит, что Православие воспринимается не только как конфессия, но и как некая культура, как некий стиль жизни.
Православие - это больше, чем конфессия. Если некрещеные говорят, что они православные, то это значит, что по своему менталитету, по своему мировосприятию они ближе к Православию, чем к чему-то еще. Эти люди на пути к Церкви, как говорил Христос: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40). Если, не будучи крещеными, они отождествляют себя с Православием, то это хороший симптом. Эти люди являются кандидатами на воцерковление.
Ситуация с молодежью действительно печальная, потому что произошел разрыв с книжной традицией, а книжная традиция - это христианская традиция. Первая книга известная в истории, книга в нашем понимании, которую листаешь - христианского происхождения. Это известный Синайский кодекс. Это первая книга, это великое ноу-хау христианства. Мусульмане называют христиан «людьми книги». Книга умирает, а процесс воцерковления новых носителей информации очень медленный. На самом деле, это очень опасно, когда снижается интерес к книге и люди уходят к другим носителям, которые заведомо экуменизированы. В пространстве интернета, в пространстве «цифры» христианский сегмент очень плохо представлен.
Поэтому в данной ситуации есть два возможных варианта, но надо делать и то, и другое. С одной стороны, осуществлять катехизацию в этом новом пространстве. Как Христос сходил во ад и блистал от сияния Божества, и нам надо заниматься воцерковлением интернета. С другой стороны, мы должны ратовать за то, чтобы молодежь не так охотно расставалась бы с книгой, потому что христианство - это книжная культура. А лики антихриста могут оказаться состоявшимися на других информационных носителях. «Цифра» - самое подходящее для антихриста распространение информации.
Чтение книги - очень вдумчивый процесс. Что происходит с человеком, когда он сидит в сети?! Посмотрите, как наши дети прыгают с одного сайта на другой. Нельзя читать «Войну и мир» в интернете. Как они смотрят телевизор?! Они перескакивают с одного канала на другой. Чтение же - это творческий процесс для читателя. Это совершенно очевидно. У нынешней молодежи мерцающее, клиповое создание. Здесь нет синергии. Когда человек читает книгу - это некая синергия, это работающий фактор с автором. На мой взгляд, этого не достает людям, которые расстаются с книгой. С одной стороны, книга тоже оказывается в «цифре», многие сейчас подсели на электронные книги. Я сам пользуюсь электронной книгой, но осознаю, что в этом тоже есть некая угроза. Потому что информация с них слетает. Буквально вчера у меня обнулилась электронная книга.
Чем дольше мы будем сохранять книгу в ее первозданном виде, тем лучше. Надо читать книги детям. Надо, чтобы родители читали книги, чтобы ребёнок полюбил книгу. Дарите детям книги! Раньше книга была лучшим подарком. В советское время были детские красочные книжки. Когда мама или бабушка дарили мне книги, то эти книги формировали мое мировосприятие. Я не помню содержания многих детских книг, но я помню иллюстрации. Не надо бояться трудностей в общении с книгой.
Первой Библией в моей жизни была огромная Елизаветинская Библия на церковнославянском языке, и я уверен, что если бы моя первая Библия была на русском языке, то я бы не стал священником. Потому что, когда русский человек читает по-русски, то у него может возникнуть иллюзия, что он всё понимает. А церковнославянский текст заставлял меня, двенадцатилетнего мальчишку, вдумываться в этот текст, всматриваться в него. Здесь действительно был контакт со словом, с каждой буквой.
Надо воспитывать культуру правильного отношения к книге.
Начальный смысл образования - восстановить в человеке полноту образа Божьего, который омрачается грехопадением. У нас, к сожалению, детей не образовывают, а выращивают, как выращивают картошку или капусту. И в этом беда. А детей надо образовывать в изначальном смысле этого слова, восстанавливать помраченный грехопадением образ Божий. Бог создал человека по образу и подобию Своему.
8. Ответ на 1., Валерий:
7. Re: «Надо заниматься воцерковлением интернета»
6. Ответ на 4., Vit: Канал Спас - это окна Овертона
5. "Воцерковление интернета"
4. Re: «Надо заниматься воцерковлением интернета»
3. Re: «Надо заниматься воцерковлением интернета»
2. Re: «Надо заниматься воцерковлением интернета»
1. «Надо заниматься воцерковлением интернета»