Верный в малом и во многом верен

Настоятелю храма свт. Иоанна Милостивого в Отрадном митрофорному протоирею Василию Стойкову исполнилось 90 лет

0
1239
Время на чтение 12 минут

Писать о другом человеке сложно. Окружающих мы видим своими глазами, зачастую не обладающими достаточно ясным зрением. И наши умопостроения и определения могут оказаться неверными. Писать о человеке высокой духовной жизни, несоразмерной собственной - тем более опасно. Не просто говорить о том, с кем видишься достаточно часто, почти обыденно. Но всё же, рискнём. Большое видится на расстоянии. Будем считать расстоянием - духовную дистанцию. И в меру наших возможностей отважимся рассказать о настоятеле храма Святителя Иоанна Милостивого в Отрадном - митрофорном протоирее, заслуженном профессоре Василии Ивановиче Стойкове. В дни его девяностолетия!

Детство. Юность. Жизнь человека во многом определяется истоком - традицией семьи, её духовным настроем. Мы являемся звеном в родовой цепи. И своей жизнью как бы продолжаем разговор со смыслом жизни рода. Воплощая или, напротив, не оправдывая чаяний своих предшественников. Роль семьи обычно является определяющей в формировании личности. Влияние домашнего воспитания особо отчётливо видно, когда жизненное служение, выбранное молодым человеком, не вполне соответствует социальному стереотипу эпохи. 

Родился Василий Стойков 22 апреля 1929 года в селе Ольшанка Одесской области в крестьянской семье. Родители имели глубокую веру. Иван Стойков в молодости до 1914 года был послушником на Афоне. Родом он происходил из болгар, поселения которых появились в Новороссии при Екатерине II. Мама, Ольга Стойкова, выросла в многодетной семье. Главным состоянием деда Саввы Григорьевича Костюка было двенадцать человек детей, которых надо было одеть, накормить. Жили бедно, по очереди носили одну пару сапог. Вместе с детьми дед Савва насадил и вырастил прекрасный фруктовый сад. За это был «раскулачен» большевистской властью и вынужден уехать из родного села. Он купил небольшой домик в Ольшанке.

Из-за гонений на церковь богоборческой власти мальчика крестили тайно. Имя дали в честь преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (день памяти 25 апреля). За первенцем в семье родились две дочери.

Детские годы прошли в яркой многонациональной культурной среде. Украинцы, русские, болгары, евреи, живя рядом, сохраняли особенности своей народной индивидуальности. Национальная пестрота края расширяла кругозор, побуждала учиться понимать и уважать разные мировоззрения и традиции. Родители между собой говорили по-болгарски, с детьми по-украински.

Взрослые непрестанно трудились. В колхозе работали за «трудодни». Чтобы выживать, необходимо было иметь приусадебное хозяйство. Требовалось также сдавать сельскохозяйственные продукты по обязательному контракту государству. Детям, кроме обычных игр, приходилось помогать старшим. Отец Василий вспоминает, как подростком ходил с мамой собирать вишню в деревню, расположенную за восемнадцать километров.  Нужно было ещё сделать крюк, чтобы вброд перейти реку. Специально выбирался погожий день. Выходили утром затемно, возвращались поздно вечером. Ходили, конечно, босиком. За помощь в уборке урожая хозяева разрешали набрать ягод себе. Мама на коромысле несла два ведра, а Василий - одно. Назад домой шли четыре часа. И по возвращении надо было как можно быстрее переработать ягоды.

Кроме материальных забот семью объединяла и освящала духовная жизнь. Красный угол в доме был полон икон. Каждый день утром и вечером во время молитвы зажигалась лампада. Теплилась она и во все дни церковных праздников. Несмотря на шквал антирелигиозной пропаганды, дома постоянно звучало слово Божие. Вслух читали Евангелие и имевшиеся в доме православные книги на славянском, русском и болгарском языках. Часто чтецом был Василий.

В войну Одесская область оказалась в оккупации. Немцы вошли в село в сентябре 1941 года. Вскоре открыли храм в прежнем здании церкви, которая богоборцами использовалась как кинотеатр. Престол храма был освящён в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Священник пригласил мальчика помогать в качестве пономаря. Так с двенадцати лет началась служба Василия Стойкова в церкви.

Лишения военных лет не обошли семью, пришлось оставить дом и переселиться в тесную хатку. Чтобы помочь семье сводить концы с концами, мальчик стал пастухом. Позднее крёстный взял в подмастерья в столярную мастерскую. Там Василий научился работать на станках. Это уменье пригодилось на восстановительных работах после войны.

Неизгладимы из памяти трагические события, свидетелем которых довелось стать - казнь партизан в центре села и навсегда исчезнувший еврейский мальчик Яша, с которым Василий в пятом классе сидел за одной партой.

После освобождения от немцев в 1944 году помещение храма вновь отобрали, но под церковь выделили небольшую мазанку. Пришлось разрезать старинный иконостас. Но главное - службы продолжались.

Первые послевоенные годы жили впроголодь. Постепенно благодаря огромному энтузиазму и самоотверженному труду народное хозяйство восстанавливалось. Жизнь текла своим чередом. Василий закончил ветеринарную школу и работал в Ольшанской райветлечебнице. 

Духовные школы. В 1947 году в Одессе открыли семинарию. Василий решил в неё поступать. Ещё свежи были в памяти жесточайшие гонения на Церковь, расправа с духовенством и верующими. Но проста и тверда была вера семьи. Окончилась война, изменилось время. Открыли духовные школы. Как после грозы просветлел воздух. С радостью родители благословили сына на стезю служения Богу. По рекомендации приходского священника Василий Стоиков в 1948 году был принят в семинарию. После собеседования его зачислили сразу во второй класс. Стипендия была небольшой, а время голодным. Требовалась помощь семье, приходилось подрабатывать. С товарищами кололи и пилили дрова. В 1951 году Василий окончил обучение по первому разряду и получил направление в Ленинградскую духовную академию.

Преподавали в академии выпускники дореволюционных духовных школ, люди высочайшего образования и культуры. Почти всем наставникам довелось засвидетельствовать верность Богу подвигом исповедничества, пройти лагеря. С ответственностью и величайшей радостью они взялись за дело восстановления духовного сословия, почти полностью уничтоженного репрессиями. Им удалось передать свою самоотверженную веру новому поколению. Послевоенные выпуски были очень духовно сильными. Это не удивительно, ведь многие, выбирая в то время путь священства, хорошо осознавали возможные испытания в будущем и предварительно получали другие профессии - на случай «если посадят или сошлют». Многие однокурсники, выпускники 1955 года, стали выдающимися пастырями - митрополит Иоанн (Снычев), протоиреи:  Василий Лесняк, Анатолий Мороз, Михаил Сечейко.

Блестяще учились в группе иеромонах Иоанн (Снычев) и Василий Стойков. Студент Василий Стойков начал научную работу - занялся переводом с болгарского богословских трудов. По окончании академии он был оставлен профессорским стипендиатом с одновременным назначением на должность преподавателя истории славянских церквей. В том же 1955 году рукоположен в сан диакона, а затем и в пресвитера. Хиротонию совершал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков).

С этого года и по нынешнее время отец Василий трудится на ниве воспитания и образования духовенства. Он имеет множество богословских трудов. Занимал ответственные административные должности. Являлся настоятелем Князь-Владимирского собора Ленинграда (1983-1987). Был ректором Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии (1993 - 1996). В настоящее время является первым проректором СПбДАиС. Продолжает читать курс лекций «Христианская этика и аскетика». В 1996 Василию Стойкову было присвоено звание заслуженного профессора.

В 1990 году был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. По поручению Отдела внешних церковных связей участвовал в различных местных и международных конференциях. Являлся членом редакционных коллегий церковных изданий. - Он был участником многих ключевых событий церковной жизни. Создателем истории Церкви на протяжении последнего полувека. Митрофорный протоирей Василий Стойков награждён рядом отечественных и зарубежных церковных наград.

Огромное число священнослужителей с благодарной памятью знает его как учителя.

Феноменальна широта кругозора отца Василия. Он владеет несколькими языками. Однако интеллектуальная мощь покрывается духовной силой смирения. Обыкновенный человек, находясь рядом, нисколь не подавляется величием, и даже может совсем не подозревать об «учёности» батюшки. Отец Василий прост и скромен в общении. Он много лет преподаёт студентам аскетику. Преподавать такой курс может человек не понимающий, но опытно знающий, что она собой представляет. А нам тут уместней всего помолчать.

Храм Святителя Иоанна Милостивого в Отрадном. Возрождение церковной жизни в Отрадном началось с обращения в 1997 году группы верующих в епархиальное управление с просьбой воссоздать приход. От некогда существовавшего в селе Ивановское храма Святителя Иоанна Милостивого не осталось следа. Старинную церковь на берегу Невы разбомбили во время жестоких сражений. Верующие ездили в окрестные храмы, но мечтали молиться дома, в Отрадном.

Узнав о прошении, митрофорный протоирей Василий Стойков увидел в нём прямое обращение к себе. Господь призвал его в детстве начать трудиться в сельском храме на Украине, престол которого был освящён в честь Иоанна Милостивого. Отец Василий выразил желание помочь. И по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) 11 июня 1997 года протоирей Василий Стойков был назначен настоятелем возрождаемого прихода в городе Отрадное. Внешне это выглядело неразумным, «антикарьерным». По статусу в церковной иерархии ему подобало бы возглавлять один из центральных процветающих приходов Петербурга. Но решение было принято в другом - духовном измерении. 

В первый год открытия прихода службы проходили в боковом флигеле старой поликлиники. В помещении тесном и малоподходящем. Именно там сформировался настоящий костяк церковной общины. А уже через год мэр города Владислав Николаевич Киселёв передал Церкви пустующее здание клуба мачтопропиточного завода.  Это была большая радость для верующих.

Чтобы привести здание в соответствующий церкви вид, пришлось потратить немало сил и средств. Была надстроена колокольня, отштукатурены стены здания, покрыта железом крыша, проведён капитальный ремонт внутренних помещений, установлена ограда. В продолжении двадцати лет идут работы по ремонту и благоукрашению храма и его территории. По мере поступления средств они продолжаются и по сей день.

Но главное - в городе появилось место для соборной молитвы, для отправления треб: крещения, венчания, отпевания... Появилась возможность жить полнокровной церковной и духовной жизнью. Слышать Священное Писание и руководствоваться им в своих поступках. Получать духовный совет, помощь в решении сложных жизненных ситуаций.

Лицо прихода. Прошло немалое время, и определился свой характер церковной жизни храма в Отрадном, который, безусловно, задан настоятелем. Сложился его заботой и молитвами, и является отражением его миропонимания.

Поначалу на клиросе пели студентки регентского отделения. Но с окончанием обучения хор непрестанно рассыпался. Со временем из прихожан храма собралась группа певчих. Подвижников, обеспечивающих все богослужения. Самодеятельное чтение и пение молитв оказывается не всегда совершенным. Но преследуются главные - духовные цели. Люди трудятся на клиросе и глубоко и прочно входят в церковную жизнь, в молитву. В регламент времени, определяемый временем вечности. Оставляя свои мирские попечения, забывая о недугах и поблажках себе, идут служить Богу. Непрофессионализм отчасти избавляет от кичливости. В нашем храме нет артистов. И всё по возможности совершается со смирением и благочестием.

Здесь церковная жизнь по-настоящему народная жизнь, народное служение. Прихожане сами поют, читают на клиросе, убирают, ремонтируют, готовят трапезы, пекут пироги к праздникам, а также просфоры. Занимаются с детьми в воскресной школе. Каждый по мере своих сил и склонностей может внести лепту в церковную жизнь. Трудятся безвозмездно, но за самую верную плату - во славу Божию.

Неразрывны и теплы связи прихожан друг с другом. За двадцать лет многие верные чада, немало потрудившиеся в храме, отошли ко Господу. Но память о них сохраняется в сердцах, их имена непрестанно поминают за богослужениями. «В память вечную будет праведник».

Важной особенностью уклада жизни прихода является милостивое отношение к людям. Это проявляется во многом.

Здесь по сравнению с другими храмами на удивление низкие цены на требы. Есть тут и недорогие свечи. Люди со скудными финансовыми возможностями могут свободно посещать храм, не ощущая унижения и не испытывая озлобления от своей несостоятельности.

Прихожане, располагающие транспортом, подвозят и развозят со службы немощных. Службы собирают множество пожилых людей. Порой не достаёт на всех и двух рядов скамеек, выстроившихся в конце храма. И приходится приносить добавочные стулья. В выходные и праздники народу собирается очень много. Так что возникает мысль о необходимости расширения помещения или строительстве ещё одной церкви в городе.

Есть в храме и социальное служение, и молодёжный Евангельский кружок, и занятия с детьми. -  Здесь люди видят друг друга.

Настоятель. Богослужения проводятся самым добросовестным и отчётливым образом, неторопливо, без сокращений. А после всенощного бдения батюшка Василий выходит исповедовать. Зачастую уставшие женщины ждут своей очереди к старцу, сидя на лавочках, а он стоит у аналоя и внимательно смиренно слушает и наставляет очередного человека... Отец Василий не осуждает грешника, он осуждает грех. Но бывает, что какой-то уж очень недостойный поступок заставляет его как бы всколыхнуться от услышанного.

В обиходе в общении с простыми людьми учёность отца Василия вроде не видна. Её обнаруживают проповеди. Которые он произносит на едином дыхании, как по писанному. Изложение его духовно безукоризненно - безличностно. Он говорит не от себя, не опираясь на свой авторитет - но в соответствии со Священным Писанием, с толкованиями святых отцов. И цитируя богословов в проповедях, зачастую опускает точные ссылки на все источники, не переутомляя паству. Не возвышаясь над неискушёнными слушателями, не кичась отчётливым профессорским знанием. Оставляет им некоторую свободу.

Отец Василий задаёт тон, определяет духовной уклад приходской жизни. Его отношение к людям исключительно ровное, корректное, доброжелательное. Нет ни любимых, ни неугодных. Внешне он кажется несколько сдержанным. Он может сказать строго, сделать внушение, но никогда не резко, не громко. Неколебимый дух любви и снисхождения присутствует во всём. Отец Василий не обращается к взрослым прихожанам на «ты». Он склонен называть всех по имени-отчеству, безотносительно к социальному положению. Это старинное уважительное отношение к людям, свойственное городской интеллигентской и народной культурам.

Принадлежность разным социальным пластам - от крестьянства до академической профессуры сформировало особую широту кругозора. Отшлифовало умение строить отношения с людьми. Уважительно, корректно с благорасположением отец Василий говорит и с чиновниками администрации, крест ответственности которых хорошо понятен батюшке. Так же внимателен он и к простым людям, непростую жизнь которых знает не понаслышке.

Отец Василий никого не принуждает, не приказывает, не зовёт на подвиги - лишь советует. Со смирением и ровностью духа.  Строг он лишь к себе самому и неколебим в исполнении долга. Более двух десятков лет совмещает работу в Духовных школах Петербурга и неукоснительные службы в Отрадном. Часто протоирей Василий участвует и в богослужениях во многих храмах Петербурга.

Отец Василий входит в когорту выдающихся церковных деятелей. Однако вокруг него нет никакой помпы, никакого чада «харизмы». Он не снимается в телепередачах, не выступает по радио. Не поучает жить всех на всю страну. Не сражается в богословских баталиях на потребу публики. Он не сразу благословил прихожан записывать даже те проповеди, которые произносит за богослужением.

Духовность проявляется в мелочах. Качество духовного устроения человека проявляется во всём, как в значительных поступках, так и в мелочах. Оно отчётливо видно в стиле отношения к людям. Отец Василий ревностен в выполнении своих обязанностей, всегда приходит в храм значительно раньше начала службы. Безукоризненно точен и уважителен он и по отношению к людям, не допуская возможности заставлять себя кому-либо ждать. На все встречи приходит первым.

Удивительно наблюдать то, с каким вниманием отец Василий слушает доклады других. Слушает с величайшим уважением к выступающему, с полным самоотречением, всё внимание погружая в сообщение. С какой-то детской доверчивостью, вовсе без профессорского скепсиса. И в своих вопросах и замечаниях он всегда исключительно тактичен.

Мы позволим себе привести один случай, ярко проявляющий духовный образ батюшки. Прихожане храма повезли на автомобиле отца Василия с матушкой в Псков. Среди ночи приехали на свою дачу под городом и остановились на ночлег. В семь часов утра невыспавшаяся хозяйка поднялась готовить завтрак. Каково же было её изумление, когда она увидела, что гость отец Василий полет грядку в её огороде. 

Верность истокам. Промысел Божий. Промысл в жизни человека ощущается как Божие дыхание. Он явно присутствует в судьбе батюшки. Несмотря на огромное расстояние до родины, оказавшейся теперь заграницей, отец Василий не порвал с ней связь. Он непрестанно молится о людях Украины за каждой Литургией в своём исконном и вновь обретённом храме Святителя Иоанна Милостивого. Теперь не в сельском, но в пригородном - среди простой добросердечной паствы. Сохраняя свою принадлежность народу не только умозрительно, но и на деле. Он остался верным духовным устремлениям своей семьи и продолжил их своим служением Богу. Отец Василий составил акафисты святому Иоанну Милостивому для двух родных храмов - в Ольшанке и в Отрадном.

Промыслительным стало и то, что рядом у престола стоит молодой энергичный, добросердечный иерей Георгий. (Это имя старшего сына протоирея Василия.) Соединяя преемство и сыновство. Для священника Георгия Васильевича Якимова эта встреча также не случайна. Его первым духовным наставником был старец Василий Ермаков, а теперь он передан на прохождение духовной практики Василию Стойкову.

Господь дал отцу Василию и матушке Нине многие и славные годы жизни.

Общение с батюшкой наставляет нас, показывает образец подлинной духовной жизни; приближает к нам историю страны и Церкви. Обычно отец Василий собран и серьёзен. Но иногда удаётся увидеть его светлейшую, чистую, даже детскую улыбку. В ней душа Батюшки открывается как солнце. Несмотря на физические немощи, он продолжает показывать подвиг духовной аскезы. «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф.  24:13).

«Желаем помощи Божией, здоровья и благоуспешных трудов, доставляющих удовлетворение и радость от ощущения исполненного долга».

Многие и благая лета! Во славу Бога и наставление людям!

Людмила Фоминична Московская, член Союза писателей России, Отрадное-на-Неве

При подготовке текста использованы материалы альманаха «Линтула», № 6, 2016 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Фоминична Московская
Сосны
Стихи
01.09.2022
Венок Любви
Размышления о книге «Сура Благословенная»
18.12.2021
Найти человека
2.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
15.09.2021
Найти человека
1.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
14.09.2021
Духоносный пастырь
Памяти протоиерея Николая Алексеевича Беляева († 12.01.2021)
20.01.2021
Все статьи Людмила Фоминична Московская
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21