Христос разделяет больше, чем кто-либо другой

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю Всех святых

Пастырская проповедь 
0
1250
Время на чтение 6 минут
Сегодня первое воскресенье после Пятидесятницы. Время сейчас исчисляется Неделями после Пятидесятницы, то есть жизнью вечной, к которой призвано приобщиться человечество. Первый праздник, первое воскресенье — Всех святых, великих, прославленных и никому неизвестных. Вся Церковь свята. Кто не свят, тот вне Церкви. Все святы святостью одного единого Святого — Господа нашего Иисуса Христа.

Прославляя сегодня всех святых, взирая на славу, которой сподобил их Христос, мы молимся, чтобы их заступничеством Господь сподобил и нас достойно пройти земной путь. Сколько бы нам ни осталось жить на земле, какие бы испытания ни посылались нам, будем молиться, чтобы Господь помог нам предстательством Божией Матери и всех святых. Много может молитва праведного, споспешествуемая Господом (Иак. 5, 16). Святые рядом с нами. Они принимают участие в нашей жизни.

В сегодняшнем Евангелии Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И далее Он говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34—35).

Родство по крови кажется нам самым дорогим. Но есть родство по Крови Христовой, по благодати Духа Святого. Поэтому все святые должны быть нам самыми родными. Как говорил в конце жизни преподобный Серафим Саровский: «Вот мои родные», — показывая на святых угодников Божиих.

Господь говорит о том разделении, которым совершается наше исповедание веры. Христос разделяет всех больше, чем кто-либо другой. Что это значит? Это значит, что когда мы узнаём Христа, то становимся либо на Его сторону, либо против Него. Господь посылает Своих учеников с проповедью мира, с благословением мира. Но Он говорит, что пришел принести на землю не мир, но меч. Этими словами Он говорит о гонении на Церковь, которое было всегда, сколько существует Церковь, и говорит о разделении, неизбежно открывающемся вследствие этого среди людей.

Когда Бог стоит перед нами в лице Господа Иисуса Христа, речь идет не просто о каком-то учении, исполненном самой высокой нравственности и самой глубокой мудрости. Речь идет о Господе Иисусе Христе, о Богочеловеке. Мы не можем принять какую-то часть этого учения, а другую часть отвергнуть. Мы либо принимаем всецело эту Личность, либо отвергаем Ее. И когда мы стоим перед Христом, всегда решаются самые главные вопросы нашей жизни, и ставка всегда предельно высока: вечная жизнь или вечная смерть.

Почему люди изгоняют Бога из своей жизни? Потому что у них есть другие боги, которые им дороже всего на свете, и потому что Бог мешает жить так, как им хочется. Путь, который предлагает Христос, кажется им слишком требовательным. Христос, отдавая нам всего Себя в Своей всецелой любви, хочет, чтобы мы тоже отдали Ему всего себя. Поэтому святые — это те, кто исполнил заповедь о любви к Богу всей своей жизнью.

Мы живем на земле, но в этой реальности двух миров мы должны позаботиться о том, чтобы вечное всегда присутствовало во временном. Если мы будем стараться обрести только этот мир, то, может быть, мы и приобретем что-нибудь, но приобретем только этот мир и то, что в нем. И больше ничего. Вот то разделение, которое совершает Христос. Оно определяет нашу вечную участь.

Мы призываемся сегодня к тому, чтобы, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), понять время, в котором мы живем. Оно отличается от всех других времен. Нам недостаточно просто заботиться о внешнем благочестии — о том, чтобы молиться, ходить в храм и стараться все исполнять, как полагается. Наше время отличается тем, что масштабы зла, которые мы наблюдаем сегодня, превосходят все, что когда-либо было. Зло так велико, что можно уже сказать — чтобы среди самой гущи греха сохранить сегодня верность Богу, надо быть не меньше чем святым.

Если у нас не будет благодати Божией, мы не устоим среди того страшного зла, которое нас окружает. Все сегодня сопротивляется Евангелию, правде и высшей истине. Собственно, ценность и силу нашего благовестия можно определить силой сопротивления злу. Таким образом исполняется слово преподобного Серафима Саровского о смысле и цели христианской жизни: кто не может стяжать благодать Божию, тот просто не выживет в новых обстоятельствах.

Единственное противоядие против нынешнего распада — благодать Божия, о которой мы всегда должны молиться лично, чтобы каждому из нас Господь даровал хотя бы каплю этой благодати. Чтобы все стало понятно и ясно, и чтобы мы обрели мужество и решимость стоять против всех соблазнов. Бескомпромиссно противостоять злу. А когда наступит самое худшее, мы должны быть готовы решительно порвать с растленным окружением — вот этот меч, о котором говорит сегодня Христос.

Когда такой момент наступил в жизни ветхозаветного Лота, когда уже не осталось никакой надежды на то, что окружающий мир может измениться, только тогда он исполнился готовности навсегда оставить свой город (Быт. 19). А его жена — оттого что она не была готова к полному разрыву с грехом, оттого что она оглядывалась на жизнь в этом городе, исполненную греха и благополучия, — погибла. Мы помним это таинственное место в Священном Писании, что и сам Лот медлил, и у него не хватало полной решимости оставить город. И когда он медлил, небесные вестники взяли его за руку и вывели оттуда.

Это значит, что наступают времена, когда ангелы и все святые, само небо выталкивают тех, кто ищет правды, кто хочет спасти свою душу. Конечно, насильно никого не потащишь. Но когда человек идет и колеблется, то святые приходят ему на помощь.

Будем помнить о том, что в атмосфере безбожной культуры, где нет никаких нравственных ориентиров, недостаточно для нас жить так, как мы жили всегда. Мы должны знать, против какого зла мы стоим. Как на войне — надо видеть противника и знать конкретно, каким оружием он пользуется, чтобы сокрушить нас, — иначе наша война будет более воображательная, чем реальная.

Это требует от нас духовной бдительности, рассудительности и той самой решимости, о которой преподобный Серафим Саровский пророчески говорит, что это единственное различие между грешниками и святыми. Святыми, которые стали святыми благодаря решительному разрыву со злом и грехом в себе и в окружающем растленном мире.

Наступило время, когда заповедь Божия приобретает значение всех догматов вместе взятых. Все ереси, которые восставали в древние века против Церкви, преломляются сегодня своеобразно. Они направлены не только на то, чтобы представить грех в сознании людей, находящихся вне Церкви, как нормальное явление, но и на спокойное, почти равнодушное отношение к этому тех, кто сподобился знать, что такое грех и что такое благодать Божия, и идут путем святости.

Недостаточно, чтобы группа отдельных священников и мирян противостояла сегодняшнему растлению, а остальные с интересом взирали, чем все это закончится. Недостаточно, чтобы кто-то, как говорится, «вызывал огонь на себя». Вся Церковь призвана к адекватному восприятию того, что происходит в сегодняшнее апокалиптическое время, когда мы противостоим уже не атеизму, а сатанизму. Сам сатана выходит к нам с открытым лицом, и не видеть этого зла — значит ничего не различать в духовной жизни.

Сладость Духа Святого зовет нас сегодня услышать: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1 Кор. 4, 10—11). Только когда у нас есть такое глубокое покаяние в грехе, что оно исключает до конца всякий грех, можем мы приобщаться Телу и Крови Христовой — как Божественной жизни, с которой мы реально соединяемся. Малейшая нераскаянность в каком-то грехе, говорит святой Иоанн Златоуст, и ты навеки погиб, потому что Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Покаяние предполагает отказ от всех грехов, какие у нас есть, и прежде всего — способность увидеть эти грехи и понять их губительность для нас и для мира.

Дай нам Господь молиться о таком покаянии, чтобы понять, что происходит сегодня, в отличие от всех времен. Чтобы увидеть Христа как великое разделение между Царством Небесным и царствами мира сего. Между Церковью и миром. Между спасающимися и погибающими.

Наше отношение ко Христу определяется нашим открытым исповеданием Его перед другими людьми, стоянием за души других людей до самого последнего предела, пока только можно кого спасти. Тогда и Сам Господь почтит нас исповеданием пред Отцом Небесным. А наше отвержение Его получит открытое отвержение нас перед Отцом Небесным. Церковь Христова — Церковь Апостольская, Церковь святых Соборов, святых отцов, мучеников, преподобных и всех святых — взывает к нам сегодня: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2).

Будем молиться Божией Матери и всем святым, чтобы нам открылась истина: как до крови подвизаться за заповедь Божию, и в первую очередь — против тех грехов, легкой добычей которых сегодня становятся без всякого сопротивления почти все. Как сознательно искать и выразить в своей жизни благодарный ответ Христу за дар благодати и истины, который мы получили от Него в святой Церкви. Как мыслить, чувствовать, желать и действовать по Христову уму.

Время Вавилона, жизнь по смешанным ценностям — неизбежное, только внешнее и только по имени существование Православия. Это смешение с миром, лежащим во зле, — самое опасное, что может быть для наших душ. Поэтому мы призываемся к радости участвовать в схватке тьмы со светом. В последней и страшной схватке. Чем страшнее тьма, тем больший свет, тем большую благодать, по пророчеству древних святых отцов, дает подвизающимся Господь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re:Христос разделяет больше, чем кто-либо другой

Спаси Господи, отец Александр! При чтении Ваших проповедей на память часто приходит батюшка Иоанн Кронштадтский. Он так же пытался встряхнуть православных, пока еще Господом время давалось. И ведь многие его слушали, а многие ли услышали... Многая и благая Вам лета!
Ирина / 04.06.2018, 13:17

2. Ответ на 1., русский амиго:

Зашел сегодня на сайт Антона Благина - увидел интересную ссылку в статье Откуда черпать истинное учение Христа ( echo.msk.ru/doc/903154-echo.html) - подпись №70 в защиту Пусси Райт - Сергей Шаргунов,писатель!

Ссылка на статью дана недействующая. Но дело не в этом. Мне известно, что уже несколько лет назад Сергей Шаргунов при очень большом собрании на вопрос, как он мог присоединить свою подпись к письму "деятелей культуры", выступивших против уголовного преследования кощунниц, очень ясно сказал: "Это была моя ошибка". Можно сказать, что каждый человек имеет право на ошибку, он только не имеет права на ней настаивать.
Я не согласна / 04.06.2018, 10:53

1. Христос разделяет больше

Зашел сегодня на сайт Антона Благина - увидел интересную ссылку в статье Откуда черпать истинное учение Христа ( echo.msk.ru/doc/903154-echo.html) - подпись №70 в защиту Пусси Райт - Сергей Шаргунов,писатель!
русский амиго / 03.06.2018, 16:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Закон святости
Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13.12.2024
Есть слова, которые меняют течение истории
Евангелие пятницы (Лк, 101 зач., 20, 19—26)
13.12.2024
Эта яркая притча раскрывает судьбу Израиля, и не только его
Евангелие четверга (Лк, 100 зач., 20, 9—18)
12.12.2024
Кто дал эту власть тем, кто сегодня у власти?
Евангелие среды (Лк, 99 зач., 20, 1—8)
11.12.2024
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.12.2024 10:02
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 09:50
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Сергей из НН
13.12.2024 09:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33