Во Владивостоке к 150-летию со Дня рождения Государя Николая II вышел новый выпуск Церковного листка Дальней России, посвященный памятному событию. Листок издан Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря).
«Россия любит своего Царя! Эти слова были произнесены, когда Государь Николай Александрович Романов, еще будучи 23-х летним Цесаревичем посещал Владивосток и весь Южно-Уссурийский край, - напомнили в Центре "Берег Рус". - Эти слова мы особым трепетом и волнением произносим сегодня – в год 150-летия со Дня рождения нашего Государя Николая II и 100-летия со Дня мученического Подвига всей святой Семьи Царственных Страстотерпцев.
По всей России в этот год проходят памятные торжества, совершаются Крестные ходы и молебны Царственным Мученикам.
Помнят и любят Царя Николая II и Его Семью в нашем краю Дальнероссийском. Молодой Цесаревич лично побывал в наших местах, совершая Восточное путешествие. В 1891 году Наследник Престола, будущий Государь Николай II, по велению своего державного отца Императора Александра III, отправился вокруг света на восток. Преодолев на фрегате «Память Азова» множество морей и океанов, пройдя долгий, тяжелый и опасный морской путь, 25 мая 1891 года Цесаревич ступил на русскую землю во Владивостоке. Во Владивостоке будущий Российский Император положил начало Великому Сибирскому пути – Транссибу, заложил сухой док для ремонта кораблей в бухте Золотой Рог. Начал строительство железнодорожного вокзала. Посетил укрепления Владивостокской крепости, Общество изучения Амурского края, Морское собрание города Владивостока. Открыл памятник адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.
В память об этом каждый год у Триумфальной Арки Владивостока 25 мая совершается молебен святому Царю Мученику Николаю.
Всей своей жизнью Царь Николай II являл горячую любовь к России и ее дальним берегам. Трепет и волнение охватывают нас при мысли о святом Царе Мученике Николае. О его великих славных делах, о его высочайшем мужестве и глубочайшей нравственности! Помнят и любят Государя Николая II, молятся ему во всей России, во всем мире и здесь у нас, на берегу Океана Великого».
В Церковном листке Дальней России опубликовано (с сокращением) Слово святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, произнесенное им в 1934 году - «Государь Всероссийский – он первый и единственный был Царём Всерусским».
Слово Святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (публикуется с сокращением):
Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты Царей, которых знал, любил и почитал русский народ.
Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народов из братского славянского племени. Россия знала Александра III Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I и назвала его Благословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним преобразования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна Калиту и Иоанна III Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех её сынов. Государь Всероссийский – он первый и единственный был Царём Всерусским. Его внутренний, духовный, нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном – в набожности.
Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвою. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причём иногда смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу, строго подготовляя их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он один прошёл много верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда один, и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», – то Государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но великий отец Церкви святитель Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.
Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему её более своей жизни Государю?
Она отплатила ему клеветою. Он был высокой нравственности – стали говорить об его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди, близкие Государю, повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других, слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчётливая злоба сделала своё дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но их не допустили. Страшная оставленность Царя… Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это, и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, – она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверями, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершённый в день святителя Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим Постом…
Под сводом екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишённый людским коварством царского венца, но не лишённый Божией правдой священного миропомазания. Все цареубийства в истории России были произведены кучкой людей, но не народом. Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя-Освободителя. Здесь же весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам, пассивность и окаменение, нечувствие– вот из чего русский народ сплел тот венок, которым увенчал своего Царя.
Государь теперь принял мученический венец, но это не оправдание нам, не уменьшение нашей вины, как не оправданы, а еще сильнее обвинены Воскресением Христовым Иуда, Пилат и Каиафа и те, которые требовали от Пилата убийства Христа.
Великий грех поднять руку на Помазанника Божия. Когда Царю Давиду принесли известие об убийстве Саула, то он велел казнить вестника, хотя он не принимал участия в убийстве, но только поспешил принести эту весть и приписал себе убийство Царя. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.
В скорби мы говорим: «Кровь его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).
Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день святителя Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала.
Источник: памяти владыки Иоанна, архиепископа Шанхайского, Архиепископа Брюссельского и Западноевропейского, Архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского. //Сборник материалов, или Малая энциклопедия христианской жизни. //Составил протоиерей Вениамин Жуков. Издание храма Свв. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских. Вильмуасон – Париж. 2017. С. 444.