Имя Карла Маркса известно подавляющему большинству россиян (98%), однако более предметно с ним знакомо старшее поколение (70% среди 60-летних+ хорошо представляют себе, кто такой Маркс), тогда как молодежи он известен скорее понаслышке (25% соответственно).
В общественном сознании Маркс твердо ассоциируется с работами по политической экономии, в первую очередь с «Капиталом» - этот труд читали более половины (58%) респондентов, в принципе знакомых с его произведениями.
Всего труды Маркса читал 41% респондентов, слышавших о нем. При этом мнение респондентов о литературных трудах Маркса неоднозначно: 15% они были интересны, 26% - нет (по ответам тех, кто слышал фамилию автора и читал его произведения).
Идеи марксизма россияне помнят крайне слабо (66% затрудняются их назвать, 16% признаются, что ничего не знают о марксизме) и относятся к ним преимущественно равнодушно (49% среди тех, кто имеет о них то или иное представление). Симпатии марксизм вызывает у каждого третьего (30%), неприязнь - у каждого десятого (9%).
«О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют эти данные? Сохраняет ли Маркс значение в наши дни? Имел ли он положительное значение раньше?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что это непростой вопрос: «Если вычленять Маркса из философии новейшего времени, материалистического взгляда на мир, очень трудно разобраться, имеет ли он значение или не имеет. Он как философ, как социолог описал современный ему капитализм. Его идеи использовали наши большевики, в частности, Ленин. Они в России создали на базе марксизма свои теории революции, захвата власти, построения неизвестно какого общества - то ли социалистического, то ли коммунистического. Собственно, Маркс еще и потому у нас популярен, что его коммунистический манифест, «призрак коммунизма», побродив по Европе, пришел в Россию».
«Но все это в мировоззренческом, философском плане - часть вульгарного материализма, который восторжествовал благодаря серьезным процессам развития, начавшимся еще с Возрождения, Ренессанса, когда отказывались от Бога, от традиционного общества и обращались к такому модернизму. В этом смысле Маркс - один из тех, кто повлиял на развитие мирового сообщества многих стран на Западе и у нас. Наши попытки построить социализм, как известно, сильно напугали капитализм, и там стали перестраивать свое общество - так что без Маркса у них тоже не обошлось. Поэтому, конечно, это заметная фигура и до сих пор популярная», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «Маркс был одним из многих философов, оказывавших большое влияние на общество в XIX веке. И в этом смысле он может стоять в одном ряду с политэкономистами, с философами и даже историками, но его имя, я думаю, вскоре бы забыли, если бы учение Маркса не было положено в основу восторжествовавшей у нас революционной идеологии, и в упрощенной форме принято на вооружение руководством страны. Можно сказать, что это был марксизм, приспособленный для нужд существовавшей в нашей стране в XX веке власти. Отсюда, собственно, широкое его распространение и известность именно среди старшего поколения».
«Марксизм в такой форме обосновывал приход к власти большевиков, идеологии, связанной со строительством коммунистического общества. А в качестве переходного было предложено общество социалистическое. Это, конечно, не вполне отвечало идеям Маркса: он не верил, что в России, отсталой в капиталистическом плане стране, может быть революция. Она, на его взгляд, могла произойти только в развитых капиталистических странах, - таких, например, как Великобритания, - отметил пастырь. - И этим можно объяснить широкую известность Маркса. Ему установили много памятников, ссылки на него были обязательны и в научной, и в популярной литературе».
«Поскольку эта идеология ушла, в наше время имя Маркса заняло, пожалуй, ту нишу, которую и должно было занимать среди философов XIX века - не все же обязаны знать Гегеля или того же Ницше, хотя это тоже известные авторы. Однако с ними не связана никакая политическая идеология. Поэтому Маркса уже можно изучать как часть мировой истории, - хотя к его теории обращаются, например, чтобы объяснить ряд экономических процессов. В частности, процесс становления и развития капитализма в мире до сих пор считается хорошо изученным именно благодаря Марксу. Его главный труд "Капитал" дает нам подробную характеристику капиталистических отношений XIX века. Так что определенное историческое значение как экономист, философ, он, безусловно, имеет, поскольку увязывает развитие экономических отношений с объяснением смысла человеческой жизни. Счастье, по его мнению, должно заключаться именно в том труде, который приносит его человеку. Однако эта главная мысль, - возможно, и неглупая, - не может быть целью развития общества - так же, как не может быть и главной ценностью в жизни человека, подменяя собой все остальное - что, к сожалению, часто происходит в наше время», - посетовал отец Андрей.
«Ну а на Западе марксизм еще используется для обоснования леворадикальных движений, направленных на свержение существующего капиталистического строя. Нельзя сказать, что марксизм такого рода широко известен и популярен. Так что марксизм как идеология постепенно уходит в небытие, а Маркс занимает ту нишу в мировой истории, которую должен занимать в ряду других философов, мыслителей», - заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, полагает, что «об идеях марксизма будут помнить до тех пор, пока жив коммунизм в лице представителей различных коммунистических партий. Я застал время, когда в школе в каждом учебнике предисловие начиналось с Ленина, Маркса и Энгельса. Даже учебник химии, к которой, казалось бы, их идеи притянуть трудно. А старшее поколение было деформировано этой идеологией, ее загнали глубоко в подкорку».
«Что касается молодежи - когда я был журналистом, провел интересный опрос среди учащихся 5-7 классов - это было около 15 лет назад, - вспоминает он. - Учитель зачитывал имена и фамилии известных персонажей, а ребятам нужно было ответить, кто это. Помню, в опроснике были Юрий Гагарин, Владимир Ленин, Адольф Гитлер, Маргарет Тэтчер, Билл Гейтс. Когда я получил ответы, был поражен. Ребята писали, что Ленин - это какой-то вождь, Гитлер - писатель. Они смогли идентифицировать только Гагарина. О чем это говорит? История у нас преподается не системно. Недавно я нас своем канале "Священник на ютубе" общался с доктором исторических наук. И он рассказал, что у студентов первого курса нулевой уровень знаний. Когда у них спрашиваешь, сколько лет назад началась наша эра, большинство с ответом затрудняются. У этих ребят нет цельного понимания истории, и неудивительно, что о Марксе знают только единицы».
«А вообще его идеи нежизнеспособны. В нашей стране их хватило лишь на 70 лет. Хотя оппоненты могут привести в пример Китай - но происходящее там нельзя назвать идеологией марксизма, это, скорее, социализм. Маркса в Китае почитают, в частности, его "Капитал", но остальные идеи не воспринимают. Так что Северная Корея и Китай скорее антипримеры, нежели положительный опыт», - уверен отец Святослав.