О приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве) написано немало книг. И это неслучайно - владыка Иоанн в русской истории конца ХХ века являлся одной из самых значительных личностей. Его огромное значение определяется уже тем, что в деградации нашего народа в конце 1990-х годов при острейшем политическом кризисе, который грозил тогда распадом России, владыка дал растерянному народу нужные ответы на такие основополагающие вопросы «Кто мы, русские люди, и для чего живем?». И вот появилась новая книга Алексея Солоницина о митрополите Иоанне «Он родился мертвым, а умер живым. Крестный путь владыки Иоанна (Снычёва)». Чем же она отличается от других многочисленных изданий?
Почему слово «патриот» было ругательным? Писатель Алексей Солоницын давно известен читателю как прозаик, хорошо владеющим жанром небольших рассказов, которые могут быть самостоятельными, а могут сложиться и в повесть. Именно в повесть сложились его рассказы о владыке Иоанне. Тем и ценна его книга. Другие же книги - это или официальные жизнеописания, или мемуары или сборники, не собранные в единое повествование воспоминаний. Солоницын же последовательно описал жизнь владыки от рождения до кончины художественным литературным языком. Писатель показывает его судьбу на фоне судьбы России того времени. Насколько тяжело и даже трагично складывалась тогда жизнь народа, настолько же тяжелой и трагичной была жизнь владыки Иоанна.
Особенно интересны сюжеты повести, основанные на личных беседах писателя с митрополитом. Так, однажды во время телеинтервью Солоницин спросил владыку Иоанна о том, отчего понятие «патриот» стало почти ругательным? Митрополит Иоанн ответил, что это происходит уже давно. Еще президент США Рональд Рейган называл нашу страну «Империей зла». А значит призывает все лучшие русские умы приезжать к ним и реализовывать свои возможности. А в России, по мнению Рейгана, делать нечего - нельзя быть патриотом «Империи зла». Вот так, по мнению владыки, шла, идет и будет идти информационная война против России.
Два голоса. Но почему же книга о владыке называется «Он родился мертвым, а умер живым?». Оказывается, Ваня Снычёв (таково было его мирское имя) родился 9 октября 1927 года действительно мертвым. И только молитвами родителей Матвея и Матроны Богом была ему дарована жизнь. Жизнь нелегкая. С детства он познал голод, имел слабое здоровье, часто болел. При этом много трудился, помогая отцу и матери содержать большое семейство (пятеро детей). Много трудился он и при церкви, став иподьяконом у Куйбышевского владыки Мануила (Лемешевского), который стал его духовным отцом. Вместе со своим народом преживал гогнения на Церковь, испытал тяготы войны и послевоенной разрухи. Но при этом никогда не терял бодрость духа, всегда был светел и доброжелетелен. И все это он имел по совершенно справедливому мнению Алексея Солоницына благодаря живой, теплой вере в Бога, в Его Промысл - Вселюбящий и Всеблагой.
В книге говорится, что вера у Вани Снычёва проявилась рано. С детства он стал ходил в храм и с интересом смотрел за тем, что происходило в храме. С двенадцати лет посещал дома, где для молитв и чтения Евангелия собирались верующие. Как вспоминал сам митрополит Иоанн тогда в нем тогда звучало два голоса. Один из них призывал читать Апостольские деяния, - а другой говорил, что не надо ходить в эти дома, ведь в них собираются только безграмотные темные старушки. Но первый голос победил, и Ваня стал часто читать Апостольские деяния.
Признание коммуниста. Воцерковляясь и возвышаясь духовно, Снычёв, пройдя разные степени церковной иерархии, стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, защитил докторскую диссертацию по церковной истории и написал множество вдохновенных книг, в которых была сформулирована русская идея, которая показала тогда политически расколотому русскому народу пути объединения. Русская идея по убеждению владыки имеет своей основой праведность Божия Закона и Евангельских заповедей. Владыка призывал всех примириться, на основе традиционных нравственным и православных духовных ценностях. Объединиться воссоздав общенациональное религиозное и нравственное мировоззрения, объединиться вокруг вековых народных святынь.
Сформулированные митрополитом Иоанном идеи общенационального возрождения в совершенстве отвечали тогда запросам нашего общества. И влияние на людей они тогда имели огромное. Великий русский писатель Валентин Распутин говорил, что владыка своими трудами соединяет народ, соединяет людей даже своим присутствием в жизни народа, а главное своей молитвой о России. Он делает все, чтобы вывести народ из мрака отчаяния и уныния и вооружить его надеждой.
Чего стоит, к примеру, приведенное в книге признание в одном из многочисленных писем к митрополиту Иоанну. В нем атеист и коммунист Александр Квасов пишет, что никогда не думал, что станет писать письма иерарху Церкви. Но под сильным впечатлением от статей владыки «я осознал вред, что приносит Русской Православной Церкви, да и всему народу нашему протестантизм, католицизм и разные секты. Они богаты, обеспечены привлекающей литературой, разъезжают опытными режиссерами-проповедниками по стране... И растаскивается ими, и раскалывается наш православный люд, как и наша Россия - на „суверенные" части. И вот я - атеист и коммунист вместе с главой администрации поселка начал работать над объединением православных. Регистрируем в поселке церковную общину, намечаем построить храм строить храм. Вот так, уважаемый владыка Ваша боль о Русской Земле, о русском народе, Ваше горячее слово о нем, у меня, атеиста и коммуниста, воплотилось в желание собрать церковную общину и возвести православный храм!».
Он умер живым. Автор книги «Он родился мертвым, а умер живым» приводит такие слова митрополита Иоанна: «Я не политик - я пастырь». А ведь как пастырь, митрополит должен был народу говорить только одну правду, ту правду, которая помогала бы возрождению русского православного самосознания и объединению народа.
Архимандрит Агафангел (Догадин) в одном из писем сердечно благодарил владыку Иоанна за пробуждение русского многострадального народа. «Вы, как пророк Илия, с ревностью обличаете силы коварства сатанинского. Многая и благая Вам лета!» - писал архимандрит Агафангел.
Однако, «многая лета» владыка не прожил. Он скончался скоропостижно в возрасте 68 лет в 1995 году, от сердечного приступа... Прав Алексей Солоницын - он умер живым. Живым не только для тех людей, которые его лично знали, но и для тех, кто знал и еще будет узнавать его по статьям и книгам.
Прошло уже 22 года после кончины приснопамятного владыки, но он жив в своих трудах, которые нисколько не потеряли своей огромной значимости для нашего народа. Его духовно-нравственные идеи были направлены не только и не столько к тогдашнему обществу, но и к обществу современному, обществу ХХI века. К современным проблемам России и нашего народа.
Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань