Национализм — благо или зло для России?

В Санкт-Петербурге на заседании клуба «Консервативная перспектива» прошла презентация книги «Национализм: pro et contra» и обсуждение проблем национализма

Бывший СССР 
0
1258
Время на чтение 11 минут

В среду, 22 ноября, в Санкт-Петербурге прошло заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива», сообщает корреспондент «Русской народной линии». Клуб представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания», Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС), Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба.

На заседании состоялась презентация антологии «Национализм: pro et contra».

Главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов во вступительном слове отметил злободневность поднятой проблемы. Еще Константин Леонтьев отмечал двуликость национализма. С одной стороны, национально-освободительные движения носят охранительский, традиционный характер. С другой стороны, приход националистов к власти становится шагом к унификации и отказу от традиций. Именно двуликость национализма порождает вокруг него споры. Неудивительно, что нынешние русские националисты оказались на Болотной площади вместе с либералами, сторонниками западного мира и глобализации.

Постановка проблемы, обозначенная в названии книги «Национализм: pro et contra», как нельзя лучше отвечает сути национализма. Можно с аргументами на руках доказать, что национализм разрушающе действует на государственность и традиции. С другой стороны можно привести и аргументы в пользу национализма, которые позволят построить противоположную концепцию. А потому остается актуальным вопрос - какой силой является национализм, особенно русский? Потому что опасен именно русский национализм. Любой национализм и сепаратизм окраин легко обуздать, когда центральная власть начинает вести себя властно. Мы видели, как была решена проблема с чеченским национализмом и сепаратизмом. И теперь глава Чечни Рамзан Кадыров выступает с охранительных, консервативных позиций, например, в ходе борьбы с кощунственным фильмом «Матильда».

С приветственным словом выступил ректор СЗИУ РАНХиГС, руководитель Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба, доктор экономических наук, кандидат исторических наук профессор Владимир Александрович Шамахов. Руководитель вуза признался, что заседания клуба «Консервативная перспектива» - всегда приятное событие. Институт старается создать комфортные условия для дискуссии и надеется на то, что его стены уже стали родными для участников Клуба.

Анатолий Степанов представил присутствующих на заседании составителей и вдохновителей антологии «Национализм: pro et contra».

Директор Российского института истории искусств, доктор философских наук профессор Александр Леонидович Казин напомнил, что проблема национализма обострилась в нашей стране после распада СССР и краха советской идеологии. Профессор изложил христианский взгляд на обсуждаемую проблему. В этом духовном поле национализм есть абсолютизация, обожествление собственной нации. Нация воспринимается как сверхценность, по отношению к которой все остальные ценности лишь атрибуты, приложения. Нация уподобляется Богу. Этот постулат является точкой отсчета любого национализма. Корни национализма лежат глубоко в истории. В этой связи можно вспомнить концепцию богоизбранности еврейского народа, сформулированную в Библии, и оккультный нордический рейх.

Теоретически, считает профессор, проблема национализма решается просто. Он выделил три уровня: 1. этнос - биологическая, кровнородственная общность людей; 2. нация - культурно-историческая общность, конструкт, политическая нация; 3. народ - духовно-онтологическая общность, объединенная общим языком и религией. Трудности появляются, когда эти категории противопоставляются и создаются ложные антиномии на основе ложной методологии.

Суть национализма профессор Казин показал на примере творчества двух выдающихся русских мыслителей Владимира Соловьева и Константина Леонтьева. Соловьев в своем учении исходит из евангельского принципа - «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», - писал философ. Но что Бог думает о нации, Соловьеву было неведомо. Основываясь на этом верном тезисе, Соловьев построил утопическую концепцию, постулирующую преодоление религиозных и национальных различий и объединение христианства. «Перегородки, разделяющие конфессии, не доходят до неба», - писал мыслитель. Он предлагал создать теократию, где будет чистое христианство. Национальные же и культурные различия второстепенны, полагал философ. В некоторой степени конструкция Соловьева, считает профессор Казин, напоминает современный глобализм. Философ создал карикатуру на идеальное, христианское понимание человека. Его концепция есть отрицание уникальности этнического, национального и народного и абстрагированное христианство.

Со своей стороны Константин Леонтьев предложил иную концепцию. Мир велик как художественное произведение, созданное всеми нациями. В этой связи Леонтьева иногда считают космополитом. Для этого философа характерно национально-эстетическое восприятие мира и национального своеобразия. Французская революция положила конец национальному европейскому разнообразию, запустила в Европе процесс уравнительства, эгалитаризма, опошления. Леонтьев оказался пророком - начало XXI века развивается так, как он предсказывал. Этническое, национальное философ считал точкой отсчета и смыслом истории.

Соловьев и Леонтьев, построившие противоположные концепции национализма, к концу жизни пришли к близкому пониманию вещей. Соловьев проклял описанную им ранее теократию и стал предсказывать скорый приход антихриста; Леонтьев также заговорил о приходе антихриста, от чего не спасет ничто, в том числе и национальное своеобразие. Россия, как в конце своей жизни считал Леонтьев, идет по пути европейского либерализма, демократизма, эгалитаризма. Философ предсказывал, что придет время, когда русский народ из народа-богоносца превратится в народ-богоборец, и процесс этот будет протекать быстрее, чем с другими народа. И не исключено, что именно в русском народе родится антихрист. Под конец жизни философы оказались правы, история заставила их отказаться от построенных ими утопий. Симптоматично, что недавно Патриарх Кирилл впервые заговорил о конце света.

Современный национализм, особенно национал-демократизм, - часть либерального проекта, от которого они отличаются лишь национальной формой. На сегодняшний день только Россия сохранила возможность иного пути, иного выбора. Лишь у нашей страны есть ресурсы, возможности и ценности, которые позволят преодолеть эгалитарный процесс. Представляемая книга «Национализм: pro et contra» как раз и пытается решить эти проблемы.

Другой составитель книги доктор исторических наук, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Александрович Иванов подробно рассказал о самой книге, ее структуре, текстах, включенных в ее состав. Антология предлагает репрезентативный взгляд на национализм. В ней помешены работы как сторонников, так и противников национализма. В книгу вошли произведения более 70 мыслителей. Андрей Иванов отметил, что истоки русского национализма относятся к началу XIX века, когда консервативно настроенные русские мыслители выступили против галломании и заговорили о народной гордости. Но собственно русский национализм, как мы его сегодня понимаем, в России заявил о себе в 1860-е годы. Составители антологии ставили перед собой задачу ознакомить читателя с наиболее значимыми и характерными текстами именитых авторов. Не обошлось, правда, без критики, в частности, у некоторых читателей возникло недоумение в связи с отсутствием в антологии работ некоторых выдающихся русских мыслителей, например Александра Панарина. По словам историка, это связано с тем, что издатели книги ограничили ее объем и поставили перед составителями жесткие временные рамки.

Еще один составитель антологии доктор исторических наук, доцент СПбГУ Александр Эдуардович Котов признался, что между составителями не было единомыслия относительно национализма. Объединяла их приверженность к консервативной парадигме. По его мнению, в книге «Национализм: pro et contra» много «pro» и мало «contra», слишком слабо представлен либеральный взгляд на эту проблему. Тем не менее, уверяет эксперт, только благодаря консервативной парадигме возможно серьезное обсуждение проблем национализма. Историк отметил существующую разность подходов к национализму. Сам он разделяет позицию Алексея Миллера, считавшего национализм апелляцией к нации в политическом дискурсе. В целом, полагает Александр Котов, надо говорить не о национализме, а о национализмах.

Затем участники заседания задали составителям антологии «Национализм: pro et contra» несколько вопросов и выступили с короткими репликами.

Высказался русский мыслитель и общественный деятель, главный редактор философско-исторического журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий, работа которого вошла в антологию. Философ изложил основные положения своего учения о русском человеке, которое он разрабатывает последние годы. Он выступает против противопоставления национализма и патриотизма, так как они являются двумя сторонами одной медали. Мыслитель считает необходимым принять символ веры русского человека и предложить его государственной власти.

Профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук Александр Иванович Кугай считает национализм эмоционально перегруженным понятием. Национализмов, по его словам, много. Профессор Кугай заявляет, что социальный конструктивизм - самая передовая теория. Ядро национализма - нация - продукт модерна, конструкт, инстанция легитимности власти. Ученый считает, что нет ничего плохого в понятии российская (гражданская) нация, ибо она объединяет людей на основе русского языка, русской культуры и русского Православия.

По мнению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 3-4-5 созывов, правоведа Андрея Николаевича Черных, национализм - взрывоопасный для России вопрос, поэтому его лучше не касаться. Хорошо, когда обсуждение этой темы в руках консерваторов, но в руках врагов национализм, подобен гранате, из которой легко вырвать чеку. Выступающий заявил: мы единая нация - россияне.

Политолог, доктор философских наук, профессор Сергей Викторович Лебедев отметил, что существует несколько определений понятия нации. Во Франции акцент делается на гражданской нации, то есть общности, где стерты границы между сословиями. Согласно германской традиции, национализм есть верность своему этносу. Для Англии характерен государственный национализм. В России нация отождествляется с этносом. По меткому выражению профессора Лебедева, национализмов больше, чем наций. В России национализм часто воспринимается как сепаратизм национальных меньшинств. Ученый призвал реабилитировать национал-патриотизм и понятие советский народ как полиэтническая общность.

Доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семенов выразил опасение, что национальное деление РФ непременно будет порождать конфликты. Социолог сообщил, что последние опросы свидетельствуют о том, что среди молодежи много космополитов и сторонников глобализации, для них слово «русский» не главное. Ученый выступает против замены слова «русский» понятием «россияне». «Мы должны быть русскими», - заключил он.

Глава Фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» Сергей Викторович Егоров полагает, что само понятие «российская нация» закрепляет разделение нашего народа. Важно, чтобы наши граждане считали себя русскими людьми. Государство должно проводить политику неразделения, ибо в нем проживают представители многих этносов и народов.

Председатель Русского национального культурного центра «Народный дом» Александр Иванович Никитин высказался об объединяющей роли русской культуры.

Руководитель Центра онтологических исследований Игорь Евгеньевич Шувалов выступил против идеализации обстановки в стране, где, по его мнению, отсутствует широкий консенсус. Например, в Татарстане и Башкирии силен местный национализм.

По мнению кандидата исторических наук Алексея Юрьевича Днепрового, национализм должен стать основой государственной идеологии России.

Доктор геолого-минералогических наук Сергей Кириллович Симаков считает важным различать понятия «народ» и «нация». Ученый считает, что оперирование понятием «нация» продвигает идеи Французской революции.

Член правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александр Павлович Цыбульский назвал «российскую нацию» искусственным понятием, химерой. Он призвал не забывать, что мы русские, и помнить, что СССР был разрушен интернационализмом правящей элиты.

Главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов в своем заключительном слове подчеркнул сложность понятия «русский», которым обычно обозначают и этнос и суперэтнос. В этом отношении прав был Сталин, когда назвал себя русским грузинского происхождения. Русскость есть принадлежность к русской культуре. Касаясь вопроса национализма, Степанов отметил, что это - явление эпохи модерна. В процессе разрушение традиционного общества религия была заменена идеологиями, которые являются ничем иным как квазирелигиями. Можно выделить пять основных типов идеологий: либерализм (истинное бытие - бытие индивидуума, свободного от внешний ограничений); социал-демократизм (истинное бытие - бытие человека, обремененного социальными обязанностями), коммунизм (истинное бытие - бытие наднациональной общности, класса); национализм (истинное бытие - бытие нации, человек становясь частью нации обретает истинное бытие); консерватизм (близок к религиозному, христианскому миропониманию, истинным бытием является бытие малой группы). Объединяющей идеей в нашей обществе может быть только консервативная идеология, основанная на Христианстве и на русской культуре, объединяющей народы. Национализм же по природе своей разрушительная сила, он особенно опасен для имперского типа государства, каковым была и остается Россия. Однако, национализм может играть и позитивную роль, но как сила негативная, критическая, выступающая против унификации и глобализации.

Ректор СЗИУ РАНХиГС, руководитель Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба, доктор экономических наук, кандидат исторических наук профессор Владимир Александрович Шамахов, завершая круглый стол, отметил, что главной проблемой является то обстоятельство, что национализм неизбежно скатывается в «свой» национализм, продиктованный национальными и политическими амбициями. В условиях однополярного мира во главе угла становятся деньги, а не нации. В таком мире патриотизм и национализм дискредитируются. Что можно предложить вместо глобализма? Кроме национализма, считает ученый, нет другой движущей силы, создающей новую эру, где правил бы закон, а не деньги. На основе национального подхода надо выработать единый понятийный и смысловой аппарат с тем, чтобы соблюдение закона стало одной из основных ценностей.

Директор Российского института истории искусств, доктор философских наук профессор Александр Леонидович Казин заметил, что жизнь опровергает любую рационалистическую схему, в том числе и те схемы, которые были озвучены в ходе этого круглого стола.

В заседании также приняли участие: православный публицист священник Сергий Чечаничев, детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев, доктор философских наук Олег Валерьевич Самылов, доцент кафедры конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук Георгий Васильевич Зазулин, член «Партии Великое Отечество» Юрий Владимирович Журавлев, заместитель главного редактора «Русской народной линии», секретарь Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» Александр Валентинович Тимофеев, координатор Петербургского отделения движения «Народный Собор» Евгений Петрович Андрущенко, кандидат технических наук Геннадий Дмитриевич Колдасов, старший преподаватель Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат психологических наук Инна Борисовна Стражмейстер, преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.

Владимир Шамахов, Анатолий Степанов и Андрей Иванов

Владимир Шамахов, Анатолий Степанов и Андрей Иванов

Зал

Зал

Александр Казин, Геннадий Колдасов и Валентин Семенов

Александр Казин, Геннадий Колдасов и Валентин Семенов

Александр Котов

Александр Котов

Борис Дверницкий

Борис Дверницкий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 1., Олег Мостовой:

Национализм в любой форме – абсолютное зло, без сомнения.... – это дорога в ад. Подчеркну – СЕГОДНЯ!

Получается, что ЗАВТРА по-вашему Национализм может стать дорогой в Рай? Так считайте, что ЗАВТРА было всегда для Национализма, поскольку Он - это оживляющая сила любой нации, любого народа!

8. Re: Национализм — благо или зло для России?

Сила нации - в языке. (c) Бедные канадцы... :)
рудовский / 28.11.2017, 21:00

7. Ответ на 5., :

То, что называют "национализм" - это вовсе не существительное, это глагол. То есть, - ПРОЦЕСС, действо. Любое действие исходит из Слова. Язык - основа нации. Есть язык - есть нация, сколько бы ее ни уничтожали. Нет языка - нет нации, сколько бы ее ни строили. Сила нации - в языке. Это все понимают, поэтому сражаются с чужими языками на своих территориях.

В "учёной" интерпретации нация это некое гражданское сообщество. Тогда бельгийцы не нация, поскольку двуязычны? Швейцарцы? Евреи? и т.д. Этносфера людей состоит из этносов, суперэтносов, рас, человечества. В этом строении этнос основа иерархии. У каждого этноса в общем-то свой родной язык. Этносы входят в суперэтнос со своими языками, принимая язык ведущего этноса в качестве языка общения понятного для всех. Русский в русско-евразийском, арабский в афро-азиатском, язык ханьцев или китайский в китайском суперэтноса.
Абазинский / 28.11.2017, 20:03

6. Ответ на 5., :

В Конституции России ОТСУТСТВУЕТ коренной, государствообразующий русский народ - богоносец и победитель мирового зла - зверя. Как бы громко это ни звучало, но это так. Нация должна себя ежеминутно ОСОЗНАВАТЬ! Весь мир осознает русских - по действиям в истории мира, а в Конституции России - русских нет.

Так ведь теперь внесено предложение об изменении конституции. вот бы что обсудить.
Lucia / 28.11.2017, 10:01

5. Re: Национализм — благо или зло для России?

Национализм - это любовь к своему народу. Как нельзя научиться бегать, не научившись прежде ходить, так невозможно и уважать человека другой национальности, не полюбив прежде всем сердцем родной Русский народ, родную русскую культуру.
М.Яблоков / 28.11.2017, 03:26

4. Re: Национализм — благо или зло для России?

На "заключительное слово" г-на Степанова: Во-первых. Исходя из посыла "человечество развивается в двуединстве этногенеза и истории" можно сформулировать и второй посыл о том, что этнос в периоде этногенетической зрелости склонен к суперэтнизации. Возьмём русский этнос в качестве примера. - Рождение в середине 9 века на основе древней т.н. финно-угорской этногенетической матрицы Восточной Европы в зоне тайги. При активном участии племён славянских, уральских, тюркских, германского скандинавского русь. - Месторазвитие - Поднепровье. С расширением территории обитания за счёт близкородственных племён до Карпат на западе, до Волги на востоке, до Белого моря на севере и Чёрного на юге. - В 862-1237 гг. формируется русское этногенетическое поле, уникальное по своей природе. Политически этнос оформляется в Древнерусском государстве. - 1237-1612 гг. С приходом монголо-татар на Русь русский этнос разделён на три части - восточную, юго-западную и северо-западную. Контактируя и смешиваясь с разными народами, русские образовывают основные русские субэтносы - великороссов, малороссов, белороссов. Со своими особенностями субэтнической культуры, диалектными особенностями языка, антропологическими типами. Что в общем не отменяло единой этногенетической и исторической целостности русского этноса. Политически русский этнос образует государство Россия. - 1612-1987 гг. Ещё в 16 веке русский этнос вышел за границы местообитания на восток и юг. После Смуты начала 17 в. дальнейшее продвижение русских на запад, юг и восток продолжилось. Занимая территории, русские включали новые этносы в общий этногенез и историю. Так формировалось общее русско-евразийское этногенетическое поле суперэтнического характера. Политически оформленное в государстве имперского типа - Российской Империи. - Если до 17 века русские были сами по себе обособленным этносом в моноэтничной России, То в Российской Империи русские - это ведущий и титульный этнос в русско-евразийском суперэтносе, системе полиэтничной по характеру. Поэтому всякое утверждение о том, что "русские" суперэтнос, не соответствует действительности. Во-вторых, "русскость" как факт этногенетической идентификации есть следствие происхождения от русских родителей, воспитания в русской культуре, этногенетического самоощущения. Сталин много чего наговорил, но русским его назвать язык не поворачивается. В-третьих, "национализм" как термин действительно возник в последние двести лет. Но, если мы вернёмся к его истокам, то возникнет совершенно другое понимание в первозданном качестве - "этническое самосознание"! Присущее любому малому и большому этносу. Которое способно нести заряд идеологической направленности, политического проявления. Но это чисто внешние и не главные его проявления. В-четвёртых, либерализм (традиция в которой приветствуется наибольшая свобода человека и общества от опеки государства, которую не следует путать со вседозволенностью); социализм-коммунизм (придуманная идеология от Маркса, прямо противоположна по замыслу либерализму, выступающая за наибольшее давление государства на человека и общество через насилие); консерватизм (как среднее между либерализмом и социал-коммунизмом, творение эволюции общества и традиции, может быть религиозным как христианским или исламским или иудейским, так и не религиозным по типу китайского). Но приравнять национализм к названным идеологиям нет нужды. Этническое самоощущение не равно идеологии как факта социально-экономического состояния. Либерализм, социализм, коммунизм, консерватизм преходящи вместе с общественными формациями. Вечно этническое самоощущение данного человека или народа в течение его жизни - русского или якута, германца или бразильца. В-пятых, в свете того, что по основным этногенетическим причинам этносфера людей суперэтнизируется. На сегодня существуют десять суперэтнических полей, пространств. И русско-евразийское в границах Российской Империи-СССР одно из них. При учёте старения русского этноса древнерусской генерации и начавшейся трансформации к более уравновешенному русско-евразийскому. Следует понимать, что русский этнос (и сегодня остающийся ведущим и титульным) есть порождение евразийских народов Северной Евразии, северно-евразийского этногенеза. Мы не пришельцы, мы связаны с народами этого пространства миллиардами невидимых родственных нитей от 862 года и по сей день. Наше русское этническое самосознание должно быть чётко ориентировано на это. Мы не европейцы, у нас не византийская или какая другая культура. Мы - евразийцы: по своему этногенетическому происхождению, географическому обитанию, менталитету. Это должно быть ясно артикулировано во избежание изоляции русских от своей евразийской родной этногенетической матрицы. Потому как иная трактовка ведёт к изоляции русских на своих же территориях. Нам не поможет обращение к "славянским истокам", к "византийству" как культурному "первоистоку". Потому что наши истоки здесь и сейчас в народах Северной Евразии, этногенетические и культурные. Наше этническое самосознание базируется на родстве с народами Северной Евразии, а не на мифическом "славянстве". Это не значит забыть связи со славянами западными. Дружить можно "домами". В-шестых, национализм как этническое самоощущение, фактор положительный, необходимый, скрепляющий всякое этническое сообщество будь то этнос или диаспора. С опорой на знание этногенеза национализм позволяет сохранить этническое лицо без ныряния в ложные догмы идеологий. Сохраняя собственно этническое в разнообразном суперэтническом, в стремлении мира к социально-экономической глобализации.
Абазинский / 27.11.2017, 22:30

3. Re: Национализм — благо или зло для России?

Национализм или точнее этническое самосознание естественно для любого народа. Национализм в зависимости от времени и состояния этноса может быть в норме, а может и в крайности.
Абазинский / 27.11.2017, 13:09

2. Национализм – абсолютное зло, без сомнения!

Национализм в любой форме – абсолютное зло, без сомнения. Особенно сегодня – это зло как никогда. И не только для русских, но и для татар, казахов, кавказцев – зло для всех. Если раньше можно было поиграть с этим монстром, сегодня это – прямая дорога к Сатане. Примеров тому много, если кто слепой, смотрите на Украину. Бравировать цитатами Ильина сегодня неактуально и просто смешно, если не сказать грустно. В свое время Ильин пытался найти выход из немецкого национализма, этакую «правильную» русскую дорогу. Сегодня Ильин морально устарел. Мое абсолютное убеждение: сегодня любой национализм (в любой закамуфлированной форме) – это дорога в ад. Подчеркну – СЕГОДНЯ!
Олег Мостовой / 27.11.2017, 09:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49