В ноябре на одном из заседаний учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования будет рассмотрен вопрос о включении курса «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу. Курс разработали екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и насельница Среднеуральского женского монастыря монахиня Нина (Крыгина). В Минобрнауки решили поддержать разработанный представителями Церкви курс после консультаций с родительской общественностью.
«Нужен ли, на ваш взгляд, в школе такой обязательный предмет? Какие последствия, на ваш взгляд, будет иметь его введение?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, считает, что «курс такой нужен. Последствия, надеюсь, будут положительные в соответствии с планами разработчиков. У меня лично есть такой опыт в нашей области совместно с Иваново-Вознесенской епархией и департаментом образования».
«Мы разработали курс нравственной жизни. И он был внедрен в большом количестве школ, в основном в старших 9-10 классах. С прошлого года и учащихся профессиональных училищ тоже изучают этот курс. Он несколько иной, курс разработан с учетом некоторых недостатков, которые есть в екатеринбургском варианте. Тот несколько дидактичен, недостаточно связан с практикой жизни, другими сторонами культуры. Из-за этого он не представляется мне менее способным воздействовать на сознание самих школьников, родителей и учителей. Наш курс построен по принципу хрестоматий. Опирается полностью на произведения художественной литературы и изобразительного искусства», - рассказал отец Макарий.
«Еще один важный момент: построен он на конфессионально-нейтральной основе. Курс хотя и включает в себя значительное количество ссылок и материалов христианского происхождения, но не исключительно их. Благодаря этому он принимается с гораздо большей легкостью людьми разного религиозного строя. Это одно из его преимуществ. А о необходимости такого курса для наших школьников и говорить нечего, это очевидно», - заключил пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Теоретически такой курс может быть очень полезен: этакий воспитательный компонент, который, к сожалению, у нас в школе утерян. Со знаменем свободы и демократии наше государство отказалось от воспитания в школах, потому что воспринимало его как насилие над свободой ребенка. Но очевидно, что воспитательный компонент важен и нужен, и его отсутствие сказывается тяжелейшим образом на нашем обществе».
«Но это в теории. На практике, как всегда, есть много подводных камней, - считает он. - Самый главный вопрос: кто и как будет преподавать? В этом ключе очень интересно было бы посмотреть на результаты уже проведенного эксперимента. Потому что спрогнозировать, что получится, очень сложно».
«А в целом половое воспитание - задача родителей, а не школы, - полагает отец Иоанн. - Темы интимного характера чаще всего воспринимаются детьми как что-то неправильное. К сожалению, вопрос нравственности легко перевести в пошлость. Зачем учить анатомию и физиологию, если мы не можем научить нравственности? Сначала надо выучиться, а потом думать о том, как подготовить детей ко взрослой жизни».
«И именно этого момента вообще сейчас нет, - посетовал он. - Я уже не говорю о том, что для ученика в школе главный образ в жизни - это учитель. Но мы возьмемся за голову в большинстве случаев, если посмотрим на нынешнюю школу. Конечно, по сериалу "Физрук" и фильму "Географ глобус пропил" не стоит судить, но думаю, эти случаи не единичные».