Вся противоречивость творчества Васильева связана с его многогранностью

В Казани прошла конференция, приуроченная к 75-летию великого русского художника ХХ века

Новости Москвы 
0
899
Время на чтение 8 минут

Выдающийся русский живописец Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) оставил неизгладимый след в изобразительном искусстве России ХХ века. Его творчество, несмотря на короткий период жизни художника (он прожил всего лишь 34 года), продолжает быть предметом огромного интереса со стороны искусствоведов, ученых из других сфер науки, широких кругов общественности. Особое место Васильев занимает сегодня в культурной жизни Казани, воспринимаясь русским населением Татарстана как один из талантливых художников, работавших в регионе. В этой связи важную функцию сохранения и популяризации наследия художника играет музей Константина Васильева в Казани.

Казанский музей-галерея Константина Васильева (помимо него имеется мемориальный музей Васильева в поселке Васильево Зеленодольского района Татарстана, в котором проживал и творил художник при жизни, и Музей славянской культуры им. Константина Васильева в Москве) является заслугой друга художника Геннадия Васильевича Пронина, который сумел добиться его открытия в столице Татарстана в 1996 году. Первоначально музей-галерея располагался в Советском районе г. Казани, далековато от центра, в достаточно неудобном по месту расположения месте. Видимо понимая, что такая ситуация совершенно ненормальная и недостойная такого гениального художника, городские власти (здесь надо отдать должное мэру Казани Ильсуру Метшину, при котором ситуация была исправлена) перевели музей в 2013 году в одно из исторических зданий (Дом Петцольда) в центре города, разместив его там. С 2012 года музей стал раз в два-три года в день рождения Константина Васильева (3 сентября) проводить всероссийскую конференцию по его творчеству. Первая конференция прошла в 2012 году, вторая - в 2014 году, и вот в этом 2017 году также 3 сентября была организована третья по счету конференции, приуроченная к 75-летию со дня рождения художника.

После приветственных слов со стороны руководства картинной галереи, началась работа мероприятия, сообщает наш корреспондент.

Профессор Казанского федерального университета, доктор философских наук Владимир Курашов в своем выступлении подчеркнул, что музеи должны быть даже тогда, когда в нем зрителями будут лишь только его смотрители, музыканты должны писать музыку, даже если ее не будут слушать никто, кроме других музыкантов, поэты должны создавать стихотворения, даже если их произведения будут читать только другие поэты. Тем самым он хотел сказать, что в условиях потери интереса к культуре со стороны широких масс, высокая культура все равно должна развиваться и существовать, даже если она не востребована населением в данный момент. Касаясь творчества Константина Васильева, Курашов подчеркнул героический этос его произведений.

Не забыл профессор Курашов и заслуженно похвалить Геннадия Пронина за его огромнейшую работу по увековечиванию памяти Васильева и созданию музея его творчества в Казани. «Если вы хотите описать в прозе образ интеллигента, то лучше, чем Геннадий Васильевич вы не найдете», - отметил философ.

Затем состоялось торжественное награждение победителей детского конкурса среди школьников Казани, посвященных творчеству Константина Васильева. Школьники писали сочинения о художнике и его картинах.

Заместителю председателя Ассамблеи народов Татарстана, директору казанской гимназии №93 Ирине Александровской вручили награду за поддержку в организации этого конкурса среди казанских школьников. В свою очередь в ответном слове Ирина Алексеевна такжеспециально отметила заслуги Геннадия Пронина: «Константина Васильеву повезло, что у него есть такой друг как Геннадий Васильевич Пронин! Именно благодаря его хождениям по кабинетам, обиванию многих порогов удалось создать такой уникальный музей Васильева в Казани».

Заведующий кафедрой философии Казанского национального исследовательского технического университета Натан Солодухо выступил с докладом «Сюжеты картин К. Васильева: Русь между язычеством и христианством», остановившись на причинах увлечения Васильева язычеством. Вся противоречивость относительно творчества Васильева связана с его многогранностью: в СМИ Васильева упрекают, недоумевают и хвалят за его обращение в своих картинах к германскому, скандинавскому и русскому язычеству и христианству. Докладчик достаточно подробно остановился на «языческих» мотивах творчества художника, чтобы объяснить интерес Васильева к этому этапу в истории предков русских. По мнению Солодухо, интерес к язычеству у русских творческих людей в России вызван пониманием того, что христианство имеет связь с иудаизмом, что нередко отторгалось русскими национально ориентированными людьми, которые стремились отыскать определенные религиозные основы для русскости. Отсюда и обращение к язычеству. «Конечно, Константином Васильевым нигде не высказано это теоретически, но его метания между язычеством и христианством в его творчестве вызваны именно поиском ответа на вопрос о духовных истоках русского народа», - полагает профессор Натан Солодухо.

Друг Константина Васильева, член Общества русской культуры Республики Татарстан Анатолий Кузнецов, признавая увлечение Васильева язычеством, все-таки подчеркнул, что Васильев интересовался христианством: «Когда болела его сестра, он просил меня поставить за ее здоровье свечку в церкви» (Кузнецов в тот период жил в Москве, где в 1960-1970-е годы функционирующих православных храмов было больше, чем в Казани).

По мнению Анатолия Кузнецова, последним «большим», «высоким» стилем в отечественном искусстве советского периода по праву можно считать сталинский монументализм, что находило отражение не только в виде знаменитого сталинского ампира в архитектуре, но и в живописи. Пришедший ему на смену стиль шестидесятников в живописине принимался Константином Васильевым. Васильев уходил в фольклорно-мифологический романтизм, который представляется «поиском того, что сейчас нет». В нем он и развил свое творчество наиболее ярко.«Константин идет своим путем, создавая свой «большой» стиль», - считает Кузнецов.

Кандидат философских наук Камиль Хайруллин выступил с докладом «Художественный космизм Константина Васильева». «У Васильева большая роль неба в его картинах, на что я бы хотел обратить внимание, - начал свое выступление ценитель его творчества, - посмотрите на известную его картину «Нашествие», где показаны идущие строем солдаты вермахта мимо разрушенного православного храма, а небо, изображенное на картине, на стороне защитников Родины, а не на стороне захватчиков». И если взглянуть на другие картины Васильева, то мы видим, что небо играет важную смысловую функцию в изображении: оно передает настрой художника и того, что он хотел передать.

Директор философско-методологического центра «Динамизм», самобытный казанский философ Фан Валишин в своем выступлении остановился на онтологических особенностях искусства. Он предложил рассмотреть каждого художника через одну его самую известную, самую главную картину в его творчестве, в которой и заложен центральный смысл всей его живописи. Валишин убежден, что искусство несет освободительную миссию.

Эксперт Института национальной стратегии, историк Раис Сулейманов исследовал вопрос о якобы существовавшем интересе выдающего татарского художника Баки Урманче (1897-1990) к русскому художнику Константину Васильева. В ряде казанских СМИ тиражируется предание будто бы Урманче сказал: «Покажите мне Васильева, почему я с ним не был знаком?!». Сулейманов тщательно рассмотрел эту проблему, проанализировав литературу, и пришел к мнению, что это все-таки миф, что Урманче не только не был знаком с Васильевым, но и не проявлял интереса. Оба художника были далеки друг от друга, каждый был национальным художником своего народа, однако их творческие пути не пересекались. Урманче был обласкан во второй половине своей жизни со стороны государственных и партийных органов, Васильев был лишен этого. Однако Сулейманов настаивает на том, что это хоть и миф, но имеет ярко выраженный позитивный характер, а потому к этому следует относиться положительно: «Приписываемый Урманче интерес к творчеству Васильева, растиражированный журналистами в СМИ, хоть и является мифом, все же носит позитивный характер, подчеркивая, как раз открытость русской и татарской национальных художественных школ изобразительного искусства второй половины ХХ века. Это тот случай, когда миф лучше реальных фактов, поскольку служит укреплению межнационального согласия в России», - отметил исследователь.

Теолог Клара Каледина рассмотрела картины Васильева, посвященные творчеству Федора Достоевскому. «Художник передал очень четко внутренний мир писателя», - отметила она.

Эмоциональное и яркое выступление арт-директора музея «Дух воина» Николая Круглова, который дал высокую оценку символизму Константина Васильева, встрепенуло многих присутствующих на конференции участников. «Васильев на ближайшие десятилетия остается актуальным своим русским символизмом: грозовая мощь, русская цивилизация, боевой смысл - вот что приходится на ум при внимательном взгляде на его картины», - уверен он. Любопытно и оригинально рассмотрел с сегодняшних реалий картину «Гибель викинга» Круглов, считающий, что каждое новое поколение зрителей будет по-разному смотреть на картины художника: «Перед нами современный интеллигентный мужчина, который не смог противостоять хамоватому бизнесмену, был пронзен финансовым мечом, а рядом находящаяся женщина его не поддерживает, потому что ее интересует материальные доходы, - такой архетип видит в этой картине современный молодой человек», - полагает Круглов.

Сотрудник музея Васильева Алексей Ефимов рассказал о прижизненных выставках Васильева.

Сотрудник Музея Васильева Мария Короткова рассказала о слиянии природы в творчестве Константина Васильева.

Московский поэт Григорий Казакевич представил свою книгу «Художник и поэт», в которой он опубликовал свои стихотворения на творчество Константина Васильева. После он представил музыкально-поэтическую композицию, которая, правда, была слишком растянутой по времени, из-за чего окончания конференции оказалось несколько скомканным.

Однако сгладить это удалось, благодаря хорошему чаепитию, где уже в более расслабленной и непринужденной обстановке участники конференции могли поделиться своими воспоминаниями о Васильеве (многие из присутствующих были друзьями художника), впечатлениями и наблюдениями, которые пришли по ходу мероприятия.

Фотографии Л.И.Алексеевой

Баннер, посвященный конференции

Геннадий Пронин

Геннадий Пронин

Григорий Казакевич

Григорий Казакевич

Константин Васильев

Константин Васильев

На конференции

На конференции

Награждение школьников-участников конкурса по творчеству Васильева

Награждение школьников-участников конкурса по творчеству Васильева

Натан Солодухо

Натан Солодухо

Николай Круглов

Николай Круглов

Раис Сулейманов

Раис Сулейманов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27