«Современных атеистов распирает гордыня»

Известные пастыри о заявлении атеиста Томсинского, что большинство верующих быстренько «перекуется» в безбожников, как только государство прекратит насаждать религию

0
847
Время на чтение 9 минут
Василий Томсинский, один из основателей атеистической организации «Здравомыслие», опубликовал в «Независимой газете» статью «Мир становится менее религиозным». Он, в частности, пишет: «Религиозная картина в России парадоксальна… Одни и те же данные используются для доказательства того, что Россия и необыкновенно религиозна, и что она по существу не религиозна... Согласно выводу Pew Research Center, религиозность в России не уникальна, а типична для постсоциалистических стран, в которых доминирует православие. Для таких стран характерны, во-первых, высокая декларируемая религиозность, во-вторых, низкое участие в деятельности религиозных организаций, в-третьих, сильная связь между религией и национальностью… По опросам общественного мнения, около 90% населения в России заявляют о своей религиозности».

Как сообщали Regions.ru, в недавнем опросе «Левада-центра» доля называющих себя верующими оказалась все же гораздо ниже – всего 53%, а не 90%. Но, по тем же данным, она быстро растет, а доля заявляющих о своем атеизме снижается – сейчас она составляет 13%, упав за три года вдвое.

Томсинский считает, что это результат действий государства: «Политический режим проводит клерикальную политику – административными и пропагандистскими мерами внедряет религию, и с течением времени клерикальная политика получает больше поддержки. А политическая элита вместе с элитой крупных религиозных групп постепенно формируют единую номенклатуру». Иными словами, если государство перестанет «внедрять религию», подавляющее большинство называющих себя верующими быстренько «перекуется» в атеисты – «раздражение этой политикой властей России постепенно растет», пишет он.

Вообще говоря, об огромном разрыве между числом «номинально» верующих и «практикующих» постоянно говорят и священнослужители. Доля тех, кто регулярно посещает церковные службы, соблюдает посты и молится дома, колеблется по разным опросам в пределах от трех до десяти процентов населения, а остальные такой образ жизни до сих пор воспринимают как некоторое чудачество – пусть даже и симпатичное (более 90% опрошенных «Левада-центром» относятся к православным с уважением и доброжелательностью). Многие важные для Церкви положения (например, решительное неприятие абортов) встречаются едва ли не большей частью общества в штыки.

«Как бы вы ответили на утверждение "Политический административными и пропагандистскими мерами внедряет религию, и раздражение этой политикой властей постепенно растет"? Увеличивается ли разрыв между числом тех, кто называет себя верующими, и тех, кто пытается жить в соответствии с верой, - или же уменьшается?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, считает, что «такие громкие заявления, которые время от времени делают люди, называющие себя атеистами - способ заявить именно о себе лично, а не о каком-то конкретном мировоззрении. Атеизм - такая же вера, она основана на том, что Бога нет. И противопоставлять себя нам, верующим, которые считают, что Бог есть, думаю, эти люди не имеют никакого права».

Пастырь не согласен с тем, что «вера в нашей стране насаждается административно-политическим путем, и не просто потому, что нахожусь в "православном лагере" - я реально смотрю на вещи. Россия по Конституции светское государство, и нигде у нас администрация не насаждает никаких религиозных обрядов, шествий, праздников – ничего. Так что когда делают такие громкие заявления, нужно уточнять, что имеется в виду. Если наш Президент ездит на Валаам – это его личное дело. Он, как любой гражданин в нашей стране, имеет право исповедовать религию или нет. Так что эти громкие заявления не отражают действительности».

«Да, - продолжил он, - Церковь поддерживает патриотический настрой населения, любовь к Родине, традиционные семейные ценности. Думаю, мы и должны сотрудничать в этом направлении с государством, потому что у нас общие цели. Мы единое государство, и Церковь всегда старалась молиться за наше земное отечество. Даже в коммунистические времена Церковь молилась за власть – это лежит в основе христианства. Любое правительство посылается нам Богом, и власть надо уважать. А современных атеистов распирает гордыня, и они хотят показать, что никогда ничему не подчинялись. Нет, мои дорогие, вы подчинены греху. Это страшный грех - гордыня, который идет от дьявола».

«Что касается приведенных цифр – они действительно время от времени меняются, показывая то одно состояние общества, то другое. Человек считает себя в некотором смысле православным (может быть, по историческим, культурным, национальным особенностям). Но у меня среди прихожан и мордва, и украинцы, и русские, и корейцы, и никаких проблем с национальностью у нас не возникает. Я на Пасху приветствую своих прихожан на восьми языках, и все они с радостью стоят плечом к плечу в храме и славят Господа нашего Иисуса Христа», - рассказал отец Вячеслав.

Он не стал сравнивать постсоветские государства, «в каждом есть свои особенности. Православие характерно тем, что, с одной стороны, учитывает некие национальные особенности, с другой – ведет нас к Иисусу Христу, Господу всех, независимо от национальности».

«Что касается сращения политических и религиозных элит – думаю, это тоже надумано, - не сомневается священник. - Любой епископ местной Церкви всегда защищает интересы христиан. Примеров тому много. Думаю, это тоже не очень обоснованный аргумент. Что всегда раздражает, - когда говорят о "практикующих" и "непрактикующих" верующих. Когда мы после архиерейского Собора 2013 года стали регулярно проводить беседы с населением, я был удивлен, насколько хорошо оно знакомо с православием. У всех сохраняется идеал чистосердечной веры в Бога. Может быть, эти люди не всегда в храме, но они приходят, видят сохраненность идеала и верность служения Богу, и с этим никто ничего не может поделать. Смотрите, сколько со всех сторон выливается на нашу Церковь грязи! И интернет тут занимает лидирующие позиции. Там ведется такая антиклерикальная борьба, что у меня иногда волосы дыбом встают – и это спланированная акция. Но, несмотря на огромные усилия нас очернить, на выливающийся на всех нас объем нечистот, сплетен и грязи, мы спокойно идем дальше. И если в конце 90-х у нас в Оренбургской области было всего 11 действующих приходов, то сейчас только в моем благочинии на востоке Оренбургской области уже 7 действующих храмов - и построило их не государство. Приходят и строят люди, а существуют храмы на пожертвования. Этот, хотя и медленный, рост, показывает: ничто не идет сверху».

«А если бы это было сверху – издали бы приказ, чтобы в каждом селе был храм, священник получал жалованье от государства (чего и близко нет). Многие искреннее удивляются, когда узнают, что Церковь от государства не получает ни копейки. Эти вещи почему-то замалчиваются. И все, что строит Церковь, не принадлежит ни священникам, ни епископу – это принадлежит всему народу, - подчеркнул отец Вячеслав. - Это тоже написано во всех наших уставах и протоколах. И когда люди объективно посмотрят на то, что происходит с верой в нашей стране, тогда только можно вести диалог, а уделять внимание голословным обвинениям, мне кажется, не стоит».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «любой человек по природе своей религиозен – «душа по природе христианка». Но в силу того, что нам приходится защищаться, нас постоянно преследуют темные страхи, мы вынуждены встраиваться в те ниши, которые для нас безопасны. Поэтому все эти цифры ни о чем не говорят».

«Конечно, - продолжил он, - верующих, которые посещают храмы и стремятся жить христианской жизнью в ее полноте, вряд ли превосходит названные цифры; я бы не согласился даже с ними – они слишком оптимистичны. Но Христос же говорил о верующих в него людях, - имея в виду как раз тех, кто живет по этой вере и стремится подчинять свою жизнь идеалам, которые для них дороги. Их никогда не будет много. Он назвал этих людей "солью". "Вы соль земли",- сказал Он о них. Ну а мы знаем, что соли много быть не должно – мы же не в бочке с солеными огурцами. Но для нашего общества, народа, культуры именно эти люди определяют и вкус, и цвет, и запах, и звучание. Так что здесь все как и должно быть».

«С чем я точно бы не согласился – так это с утверждением, что государство что-то там насаждает. Как раз последние несколько лет мы чувствуем упорное желание государства максимально дистанцироваться от любой религиозности - в том числе вступая в противоречие с собственными красивыми словами, которые произносятся перед народом или на официальных собраниях с высоких трибун. Мы наблюдаем как раз обратный процесс - государство пытается говорить с Церковью, с верующими издалека, показывая себя независимой силой», - считает отец Алексий.

Пастырь уверен, что «это всего лишь следствие внутренней политики власти, продиктованной какими-то своими интересами. И вряд ли так будет всегда. Этот вопрос тоже требует изучения, чтобы понять: какой же подлинный фактор религиозности в принятии решений современной российской властью, на каком уровне и как он себя проявляет? Так что у меня нет в этом плане опасений. Есть другие – власть опять перегнет палку и захочет поставить себя над какими-то идеями, ценностями, чтобы мы активно показывали себя союзниками нерелигиозности, неверия. Как бы это не переросло в какую-то новую форму государственного секуляризма. И, конечно, меня пугает резкое противоречие между тем, что говорится, и тем, с чем мы реально имеем дело - особенно в том, что касается православного образования в нашей стране».
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, считает, что «все подобные цифры условны. Чтобы понять и правильно оценить религию в ее практике, необходим опрос всего населения – например, национальный референдум. Тогда картина будет ясна. Государственная машина всегда играла и будет играть важную роль в том, куда стремится общество. Так уж сложилось, что государству здесь отведена ведущая роль (неважно, идет речь о религии или о других сферах жизни человека). К сожалению, это так, и можно констатировать: когда государство делает шаги навстречу Церкви, процент людей, которые называют себя верующими, растет. И наоборот – если государство проводит жесткую политику в отношении какой бы то ни было религии, церковной группы, Церкви как таковой, количество таких людей снижается. Но это не означает, что человек перестает быть религиозным. "Homo religiosus" он остается всегда – даже тогда когда сам того не хочет. Это отмечают и религиоведы, и психологи».

«Так что здесь есть некоторый парадокс – внешняя религиозность зависит от инструментов государства, а религиозность внутренняя никогда не подчинялась никаким нажимам извне – это то, что составляет суть человека (как его душа, мысли, стремления). Какие формы принимает эта религиозность – другой вопрос. Но то, что она присуща каждому человеку, сомневаться не приходиться. Она может принимать очень уродливые формы, иногда благородные и возвышенные, но она была и будет в человеке всегда. Это не зависит от каких-то политических настроений, от устремлений власти, от государственной политики - будь она антирелигиозной или, наоборот, направленной на сближение с религиозными конфессиями», - заключил отец Александр.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, считает, что «это слишком громкие заявления. Я как священник вижу, что государственная власть пытается взять себе в партнеры Русскую Православную Церковь. В истории такое не впервые. Государственная власть нередко в своей политике опиралась на Церковь - это ни для кого не секрет. Даже двуглавый орел на нашем гербе символизирует симфонию государства и Церкви: одна голова – власть светская, вторая - духовная. И этот орел до сих пор остается символом нашего государства - так сложилось исторически».

«Но такие отношения нельзя назвать пропагандой, - уверен он. - Если мы посмотрим новости, увидим, что журналисты одинаково освещают и Великий пост, и священный месяц Рамадан у мусульман, и я не заметил, чтобы дикторы с особым придыханием говорили о православных праздниках. Так что сегодняшние отношения между государством и Церковью можно назвать именно партнерскими. Из истории мы знаем о разных отношениях Церкви и государства. Например, в советскую эпоху это были отношения угнетенного и угнетателей. Томсинский видит то, что хочет видеть».

«И потом: если взять федеральные СМИ, там открыто и без утайки обсуждаются церковные проблемы. Околоцерковные скандалы подхватывают и федеральные СМИ - в том числе "прокремлевские". И поверьте, в Церкви тоже много тех, кто критически относится к проблемам в государстве – в том числе, коррупции. Так что клерикальная пропаганда - в голове автора статьи, - не сомневается пастырь. - Думающие люди понимают: времена, когда государство относится к Церкви лояльно, могут закончиться. Никто не может сказать, что будет, если сменится политический ветер. Не исключено, что опять начнутся расстрелы на Бутовских полигонах. Так что иллюзий у нас нет.

«Но кое в чем я могу согласиться с автором статьи. Кричать, что у нас православная страна, и бить себя в грудь – смешно, - полагает отец Святослав. - Да, наша страна существует в системе координат православного христианства. Вся отечественная литература пронизана духом Евангелия, "ранена христианской темой". Но сегодня большинство, к сожалению (и в этом вина и духовенства), относятся к Церкви как к поставщику "духовных услуг". Это огорчает. Многие приходят в Церковь решать свои психологические проблемы, а не к Христу. Но священники наставляют свою паству: "Мы должны приходить к Богу, а не только соблюдать какие-то внешние условия: попостился, помолился и будет тебе счастье"».

«А еще хотелось бы сказать вот о чем: у нас в стране проживает 146 миллионов человек, а против абортов собрали только миллион подписей. Их поставили даже не все прихожане. Вот тех, кто выступил против убийства нерожденных детей, действительно можно назвать православными. Так что большая часть духовенства и думающей церковной интеллигенции розовые очки не надевают и не считают, что в стране 80% верующих. Крещеных - да, это наша потенциальная паства. И перед нами еще очень много задач», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05