Аксиос

Протодиакон Владимир Василик защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук

0
1814
Время на чтение 6 минут

Вчера протодиакон Владимир Василик успешно защитил диссертацию «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии» на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности - теория и история культуры. Защита проходила в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета. За защитой сотрудники «Русской народной линии» наблюдали по трансляции и кроме того, изучили материалы с сайта Диссертационного совета. Из присутствующих членов Диссертационного совета 28 проголосовали «за», 1 - «против» и один бюллетень был признан недействительным. Защита была признана успешной!

В своем слове протодиакон Владимир Василик отметил, что византийские гимнографические тесты отражают жизнь Второго Рима - Византийской Империи. Эти тексты носят актуальную историческую информацию, что ранее отрицалось некоторыми специалистами. Без византийской гимнографии, уверен учёный, не мыслима русская культура. В этой связи достаточно вспомнить оды Державина и Ломоносова. Византивизм не умер, он жив, заключил соискатель.

Научный консультант профессор исторического факультета Московского государственного университета, доктор исторических наук Михаил Вадимович Бибиков напомнил, что научному направлению, в русле которого написана работа соискателя, насчитывается более 200 лет. Но в последние годы наблюдается бум интереса к гимнографическим творениям византийских авторов. В работе диссертанта использован комплексный подход, поэтому она будет интересна для филологов, историков, богословов, философов и исследователей истории культуры. Гимнографические тексты, отметил профессор, - та литература, которая была доступна каждому византийцу. Она отражала его жизнь и мировоззрение.

Василик

В Диссертационный совет поступил 21 отзыв: 18 - на автореферат, 3 - на диссертацию.

В Отзыве Ведущей организации (Институт Наследия им. Д.С.Лихачева, отзыв составил д.ф.н. А.Н.Ужанков) говорится, что в работе о.Владимира Василика поднята проблема историзма гимнографических текстов. Ранее же принято было считать, что такие тексты не отражают историческую действительность. Диссертант также доказывает самостоятельность и творческий характер византийской культуры.

На автореферат поступило 18 положительных отзывов. Среди них - такие крупные специалисты, как доктор филологии, профессор Вюрцбургского Университета Кристиан Ханник, доктор филологии, доцент Софийского Университета Илиана Чекова, Академик РАН  Владимир Степанович Мясников, известный историк Древней Руси и русско-византийских связей доктор исторических наук Александр Васильевич Назаренко, известный патролог доктор философских наук Алексей Русланович Фокин, автор РНЛ, известный востоковед доктор философских наук Андрей Леонидович Вассоевич, доктор философских наук, профессора СПБГУ декана факультета философии, богословия и религиоведения  Роман Викторович Светлов, доктор исторических наук, заведующий Отделом Рукописей Российской Национальной Библиотеки Алексей Иванович Алексеев, доктор искусствоведения, ведущий сотрудник Института Истории Искусств Наталья Семеновна Серегина, профессор СПБДА, профессор Академии Художеств, настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров) и др. В отзывах подчеркивается исследовательская  и новизна подхода диссертанта, значение работы для современной византинистики и литургики.

Кроме того, пришли два положительных отзыва на диссертацию. Один - от известного литургиста доцента Софийского Университета доктора филологии Ивана Иванова. Второй - отзыв известного византиниста и исследователя Древней Руси Гелиана Михайловича Прохорова. В отзыве Г.М.Прохорова говорится следующее: «Диссертация В.В.Василика производит отрадное впечатление добротной и по-своему новаторской историко-культурологической работы. Несмотря на междисциплинарный подход, единственно перспективный в данном случае,   широкое использование методов филологии, теологии  и т. д., она продолжает традиционый для российской науки ХХ века путь культурно-исторических исследований, типичных в частности для Сергея Сергеевича Аверинцева, кстати, оппонента на кан дидатской диссертации В.В.Василика. Неоднократно возникает впечатление, что автор развивает целый ряд идей С.С.Аверинцева и в полный голос говорит о том, о чем покойный академик был вынужден высказываться «между изъяснением и прикровением». В работе В.В.Василика чувствуется то «Большое время»,  о котором любил размышлять С.С.Аверинцев. - тысячелетие раннего христианства и Византийской (точнее Ромейской) империи.  Это период от конца первого-начало второго века до конца Х века, время, когда созидались основания византинизма, а затем развивалась его «цветущая сложность», говоря языком К.Леонтьева».

Далее был целиком зачитан отрицательный отзыв докторанта Королевского колледжа в Лондоне Аркадия Авдохина. Основные претензии относились к отсутствию цитирований некоторых работ зарубежных ученых и некоторым пробелам в источниковой базе. На все его замечания были даны ясные и аргументированные ответы диссертантом. Под конец о.Владимир пожелал своему критику личного счастья и успешной карьеры.

Мелочные придирки  г. Авдохина вызвали недоумение у некоторых присутствовавших на защите экспертов. Доктор философских наук, кандидат исторических наук профессор Андрей Леонидович Вассоевич выразил удивление, что г. Авдохин посчитал классическую работу архиеп. Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет» устаревшей. В 2000 году он вместе с архиепископом (ныне митрополитом) Константином специально переиздавал эту книгу в Византийской библиотеке. В своем слове сделал предположение, что господин Авдохин таким образом отстаивал монополию англосаксонской парадигмы, которая не признает за русской отечественной наукой право на самостоятельность. Еще более удивительным  является признание известного философа Гюстава Лебона устаревшим. По мнению Андрея Леонидовича, протодиакон Владимир Василик один из наиболее образованных учёных в СПбГУ. Он выразил надежду на то, что отец Владимир будет признан выдающимся специалистом в своей области.

На наш взгляд, критиканский отзыв г.Авдохина, где присутствуют алармистские мотивы (постоянные эпитеты «пугающий», «устрашающий»), связан с духовными причинами. Если о.Владимир Василик пишет в своем автореферате об «очищенной красоте» византийской гимнографии, то интересы Авдохина лежат в другом - он соавтор книжки с игривеньким названием «Душа. Империя. И немного эротики». Если для о.Владимира пространство византийской гимнографии - рай словесный, то для Авдохина - поле для постмодернистской игры в бисер, мертвый мир. Впрочем, что взять с человека, для которого св. Иоанн Златоуст - византийский Солженицын, а преп. Роман Сладкопевец - группа ДДТ.

Официальный оппонент директор Российского института истории искусств Министерства культуры РФ, доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин назвал диссертацию о.Владимира добротным историческим исследованием, где дано полноценное описание Византийской Империи. В этой работе разоблачаются мифы о подражательности и косности византийской культуры. Диссертация является глубоким, тщательно продуманным, концептуально выверенным трудом.

Официальный оппонент доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова, доктор культурологии Василий Николаевич Матонин отметил высокий научный уровень диссертации и значимость сделанных в ней научных открытий. По его образному выражению, чтение этой работы оставляет приятное послевкусие и наводит на мысль об эсхатологичности русской культуры.

Официальный оппонент профессор Ивановского государственного университета, доктор исторических наук Дмитрий Игоревич Полывянный считает, что диссертация обладает выраженным индуктивным началом и представляет собой добротную научную работу, для которой характерна актуальность, самостоятельность и внутреннее единство.

Заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН, доктор исторических наук Сергей Алексеевич Французов назвал диссертацию о.Владимира «прорывной работой», которая внесёт большой вклад в изучение византийских источников. По его убеждению, протодиакон Владимир Василик, безусловно, достоин учёной степени доктора исторических наук.

Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет маститого учёного с успешной защитой докторской диссертации и желает ему помощи Божией в его научных изысканиях. Промыслительно, что незадолго до защиты отец Владимир был возведён в сан протодиакона. Аксиос!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 14., иерей Илья Мотыка:

Искренне завидую о. Владимиру. И от всего сердца поздравляю.

Вы знаете, Византия приехала на Русь с Софьей, а до того было, например, по историчеким камням (написано), например, на средней Волге, христианство несторианского толка: бежали в Персию и на Волгу, организовав Булгарию в 6 веке. (Ислам только в 14 веке)Понятий по Топорову и Иванову историий множество, но мы не можем от них отказаться
Ник Ликашин / 02.07.2017, 00:57

15. Re: Аксиос

Искренне завидую о. Владимиру. И от всего сердца поздравляю.

14. Ответ на 11., Василий В.В.:

Сам факт защиты кандидатского или докторского статуса - не приближает к Спасению. Наоборот отдаляют, на мой взгляд. Приближение богословия к научности - современный гностицизм. Подумайте, почему в каждом селе не ставили памятников Христу, а только кресты на куполах!
Ник Ликашин / 01.07.2017, 15:44

13. Re: Аксиос

Хотел написать 'аксиос', а потом вспомнил, что не читал саму работу. Да и вообще - ученым не являюсь:)
vlad7 / 01.07.2017, 14:57

12. Ответ на 5., М.Яблоков:

К спасению это точно не приближает. Суета сует.

К спасению это точно не приближает. Суета сует.

А написание статей и торчание на форумах к спасению приближает? Только написание докторской диссертации на религиозную тему к спасению не приближает? Докторские диссертации, по-Вашему, никто не читает? Подписать статью своим ФИО, а затем добавить: " подполковник запаса " - это не суета сует, а написать "доктор таких-то наук" - суета сует? О. Владимира поздравляю. Искренне.
Василий В.В. / 01.07.2017, 13:47

11. Re: Аксиос

А правда ли (как утверждает Курай) о.Василик перед защитой своей диссертации покаялся в критике мерзкой гаванской декларации?
Ортодоксос / 01.07.2017, 07:26

10. Re: Аксиос

А правда ли (как утверждает Курай) о.Василик перед защитой своей диссертации покаялся в критике мерзкой гаванской декларации?
Ортодоксос / 01.07.2017, 07:25

9. Присоединяюсь к поздравлениям. Аксиос

Действительно, как пишет (п. 6 )Блинов, докторскую защитить – «это не ишака купить». Не перевелись у нас на Руси способные, талантливые люди. Вот бы нам такого православного человека, как уважаемый о. Владимир Василик на должность Министра культуры…
Елена Сергеева / 30.06.2017, 20:45

8. аксиос!

Искренне рада! Поздравляю!
Cвечница / 30.06.2017, 19:31

7. Поздравляю!

Искренне рад!
Сергей Поляков / 30.06.2017, 15:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
13.12.2024 08:04
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.12.2024 07:23
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 06:56
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 06:55
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Ленчик
13.12.2024 06:33
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
Новый комментарий от Ленчик
13.12.2024 06:19