Вчера протодиакон Владимир Василик успешно защитил диссертацию «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии» на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности - теория и история культуры. Защита проходила в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета. За защитой сотрудники «Русской народной линии» наблюдали по трансляции и кроме того, изучили материалы с сайта Диссертационного совета. Из присутствующих членов Диссертационного совета 28 проголосовали «за», 1 - «против» и один бюллетень был признан недействительным. Защита была признана успешной!
В своем слове протодиакон Владимир Василик отметил, что византийские гимнографические тесты отражают жизнь Второго Рима - Византийской Империи. Эти тексты носят актуальную историческую информацию, что ранее отрицалось некоторыми специалистами. Без византийской гимнографии, уверен учёный, не мыслима русская культура. В этой связи достаточно вспомнить оды Державина и Ломоносова. Византивизм не умер, он жив, заключил соискатель.
Научный консультант профессор исторического факультета Московского государственного университета, доктор исторических наук Михаил Вадимович Бибиков напомнил, что научному направлению, в русле которого написана работа соискателя, насчитывается более 200 лет. Но в последние годы наблюдается бум интереса к гимнографическим творениям византийских авторов. В работе диссертанта использован комплексный подход, поэтому она будет интересна для филологов, историков, богословов, философов и исследователей истории культуры. Гимнографические тексты, отметил профессор, - та литература, которая была доступна каждому византийцу. Она отражала его жизнь и мировоззрение.
В Диссертационный совет поступил 21 отзыв: 18 - на автореферат, 3 - на диссертацию.
В Отзыве Ведущей организации (Институт Наследия им. Д.С.Лихачева, отзыв составил д.ф.н. А.Н.Ужанков) говорится, что в работе о.Владимира Василика поднята проблема историзма гимнографических текстов. Ранее же принято было считать, что такие тексты не отражают историческую действительность. Диссертант также доказывает самостоятельность и творческий характер византийской культуры.
На автореферат поступило 18 положительных отзывов. Среди них - такие крупные специалисты, как доктор филологии, профессор Вюрцбургского Университета Кристиан Ханник, доктор филологии, доцент Софийского Университета Илиана Чекова, Академик РАН Владимир Степанович Мясников, известный историк Древней Руси и русско-византийских связей доктор исторических наук Александр Васильевич Назаренко, известный патролог доктор философских наук Алексей Русланович Фокин, автор РНЛ, известный востоковед доктор философских наук Андрей Леонидович Вассоевич, доктор философских наук, профессора СПБГУ декана факультета философии, богословия и религиоведения Роман Викторович Светлов, доктор исторических наук, заведующий Отделом Рукописей Российской Национальной Библиотеки Алексей Иванович Алексеев, доктор искусствоведения, ведущий сотрудник Института Истории Искусств Наталья Семеновна Серегина, профессор СПБДА, профессор Академии Художеств, настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров) и др. В отзывах подчеркивается исследовательская и новизна подхода диссертанта, значение работы для современной византинистики и литургики.
Кроме того, пришли два положительных отзыва на диссертацию. Один - от известного литургиста доцента Софийского Университета доктора филологии Ивана Иванова. Второй - отзыв известного византиниста и исследователя Древней Руси Гелиана Михайловича Прохорова. В отзыве Г.М.Прохорова говорится следующее: «Диссертация В.В.Василика производит отрадное впечатление добротной и по-своему новаторской историко-культурологической работы. Несмотря на междисциплинарный подход, единственно перспективный в данном случае, широкое использование методов филологии, теологии и т. д., она продолжает традиционый для российской науки ХХ века путь культурно-исторических исследований, типичных в частности для Сергея Сергеевича Аверинцева, кстати, оппонента на кан дидатской диссертации В.В.Василика. Неоднократно возникает впечатление, что автор развивает целый ряд идей С.С.Аверинцева и в полный голос говорит о том, о чем покойный академик был вынужден высказываться «между изъяснением и прикровением». В работе В.В.Василика чувствуется то «Большое время», о котором любил размышлять С.С.Аверинцев. - тысячелетие раннего христианства и Византийской (точнее Ромейской) империи. Это период от конца первого-начало второго века до конца Х века, время, когда созидались основания византинизма, а затем развивалась его «цветущая сложность», говоря языком К.Леонтьева».
Далее был целиком зачитан отрицательный отзыв докторанта Королевского колледжа в Лондоне Аркадия Авдохина. Основные претензии относились к отсутствию цитирований некоторых работ зарубежных ученых и некоторым пробелам в источниковой базе. На все его замечания были даны ясные и аргументированные ответы диссертантом. Под конец о.Владимир пожелал своему критику личного счастья и успешной карьеры.
Мелочные придирки г. Авдохина вызвали недоумение у некоторых присутствовавших на защите экспертов. Доктор философских наук, кандидат исторических наук профессор Андрей Леонидович Вассоевич выразил удивление, что г. Авдохин посчитал классическую работу архиеп. Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет» устаревшей. В 2000 году он вместе с архиепископом (ныне митрополитом) Константином специально переиздавал эту книгу в Византийской библиотеке. В своем слове сделал предположение, что господин Авдохин таким образом отстаивал монополию англосаксонской парадигмы, которая не признает за русской отечественной наукой право на самостоятельность. Еще более удивительным является признание известного философа Гюстава Лебона устаревшим. По мнению Андрея Леонидовича, протодиакон Владимир Василик один из наиболее образованных учёных в СПбГУ. Он выразил надежду на то, что отец Владимир будет признан выдающимся специалистом в своей области.
На наш взгляд, критиканский отзыв г.Авдохина, где присутствуют алармистские мотивы (постоянные эпитеты «пугающий», «устрашающий»), связан с духовными причинами. Если о.Владимир Василик пишет в своем автореферате об «очищенной красоте» византийской гимнографии, то интересы Авдохина лежат в другом - он соавтор книжки с игривеньким названием «Душа. Империя. И немного эротики». Если для о.Владимира пространство византийской гимнографии - рай словесный, то для Авдохина - поле для постмодернистской игры в бисер, мертвый мир. Впрочем, что взять с человека, для которого св. Иоанн Златоуст - византийский Солженицын, а преп. Роман Сладкопевец - группа ДДТ.
Официальный оппонент директор Российского института истории искусств Министерства культуры РФ, доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин назвал диссертацию о.Владимира добротным историческим исследованием, где дано полноценное описание Византийской Империи. В этой работе разоблачаются мифы о подражательности и косности византийской культуры. Диссертация является глубоким, тщательно продуманным, концептуально выверенным трудом.
Официальный оппонент доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова, доктор культурологии Василий Николаевич Матонин отметил высокий научный уровень диссертации и значимость сделанных в ней научных открытий. По его образному выражению, чтение этой работы оставляет приятное послевкусие и наводит на мысль об эсхатологичности русской культуры.
Официальный оппонент профессор Ивановского государственного университета, доктор исторических наук Дмитрий Игоревич Полывянный считает, что диссертация обладает выраженным индуктивным началом и представляет собой добротную научную работу, для которой характерна актуальность, самостоятельность и внутреннее единство.
Заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН, доктор исторических наук Сергей Алексеевич Французов назвал диссертацию о.Владимира «прорывной работой», которая внесёт большой вклад в изучение византийских источников. По его убеждению, протодиакон Владимир Василик, безусловно, достоин учёной степени доктора исторических наук.
Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет маститого учёного с успешной защитой докторской диссертации и желает ему помощи Божией в его научных изысканиях. Промыслительно, что незадолго до защиты отец Владимир был возведён в сан протодиакона. Аксиос!
16. Ответ на 14., иерей Илья Мотыка:
15. Re: Аксиос
14. Ответ на 11., Василий В.В.:
13. Re: Аксиос
12. Ответ на 5., М.Яблоков:
11. Re: Аксиос
10. Re: Аксиос
9. Присоединяюсь к поздравлениям. Аксиос
8. аксиос!
7. Поздравляю!