В редакцию поступило письмо от известного общественного деятеля, директора православной гимназии им. Святителя Василия Великого князя Зураба Михайловича Чавчавадзе. Он реагирует на допущенную редакцией оплошность - публикацию односторонней, содержащей фактологические ошибки и недобросовестные интерпретации статьи публицистки из Киева Неониллы Пасичник. Мы приносим глубокоуважаемому князю свои извинения за публикацию такой некачественной статьи и публикуем его письмо полностью.
Глубокоуважаемый и дорогой Анатолий Дмитриевич!
В Вашем издании 9 июня сего года появилась статья Неониллы Пасичник, порочащая память главы Младоросской партии Александра Казем-Бека. Я не стал бы на неё реагировать, чтобы просто публично возмутиться поразительному множеству содержащихся в ней биографических искажений. А.Л. Казем-Бек работал не «с архивами в Даниловом монастыре». Он занимался гораздо более важными церковными делами в должности личного советника Патриарха Алексия I. Его не могли похоронить на кладбище этого монастыря в 60-х годах, потому что он умер в 1977 году. Кроме того, грамотному человеку приличествовало бы знать, что в 60-х годах Данилов монастырь служил атеистическому государству детской исправительной колонией. По личному благословению Святейшего Пимена, Александра Львовича погребли в ограде Преображенского храма Патриаршего подворья в Переделкино.
Мне выпало счастье быть воспитанным А.Л. Казем-Беком, моим родным дядей, в духе беспредельной любви к России и ее великому монархическому прошлому. Я бережно и благодарно храню память об этом высокодуховном русском патриоте, широко образованном интеллектуале и благороднейшем аристократе. И поэтому не имею права молчать перед лицом гнусной лжи.
Все свои обвинения г-жа Пасичник строит исключительно и только на мемуарах князя Алексея Щербатова, в которых явно прослеживается личная обида на главу младороссов за вынужденный (а вовсе не добровольный!) выход его из рядов «Молодой России». Отсюда, надо полагать, довольно примитивные характеристики Казем-Бека, который у князя Щербатова странным образом то «нервно задышал», то что-то «прохрипел». Впрочем, что тут удивляться? Стал неприятелем негодующему князю, так и не жди от него пощады! Но, интересно, а что же князь Щербатов пишет о своих приятелях? Ну, например, о Керенском. Может быть, стоит напомнить об этом г-же Пасичник, ведь тема дружбы с ним ярко отражена в тех же самых мемуарах?
Цитирую: «Знакомство наше (с Керенским в начале 30-х годов в Париже - З.Ч.) было мимолетным, но я не преминул рассказать об этом отцу, на что тот заявил: «Прокляну, если продолжишь общаться с губителем России».
Учитывая, что общение с «губителем России» затянулось впоследствии на целые десятилетия, князь Алексей Павлович так и умер, бедный, под родительским проклятьем.
Продолжаю цитаты: «Он (Керенский - З.Ч.) обладал неотразимым обаянием, выглядел моложаво и пользовался успехом у женщин даже в преклонные годы». И дышал, видимо, не нервно, а уж «хрипеть» в присутствии покоренных дам точно себе не позволял!
«Керенского отпевали дважды: по православному обряду, о дне которого сообщалось в газетах, и по масонскому, в соответствии с традициями и полагающимися церемониальными атрибутами его ложи. Я посетил обе панихиды».
Г-же Пасичник следует усугубить свои молитвы о посмертной судьбе чтимого ею князя не только из-за того, что он признает существование «масонского отпевания», но и из-за факта появления на нем.
И, наконец, рассуждая о неоднозначности фигуры Керенского, князь Щербатов пафосно заключает, что ему были присущи «честность, преданность и любовь как к России, так и к русскому народу, которому он искренне хотел добра и свободы». Вот так вот!
Исходя из приведенных выше цитат, все самые бранные высказывания князя Алексея Павловича в адрес моего дядюшки - верного сына России, храброго воина Добровольческой армии, убежденного монархиста, подлинного аристократа и выдающегося политического деятеля - я вынужденно воспринимаю в качестве наивысшей похвалы.
Очень прошу Вас, дорогой Анатолий Дмитриевич, не отказать в публикации моей реплики.
Искренне Ваш Зураб Михайлович Чавчавадзе
42. Re: Это - гнусная ложь!
41. Ответ на 39., NNXX:
40. Ответ на 38., Закатов:
39. Тем, для кого св. Николай II - "последний Государь", и кто, таким образом, хочет вбить осиновый кол в сердце Российской Монархии. Дай Бог вам образумиться во-время.
38. Re: Это - гнусная ложь!
37. Ответ на 35., Коротков А. В.:
36. Ответ на 33., Закатов:
35. Ответ на 32., NNXX:
34. Ответ на 31., Коротков А. В.:
33. Re: Это - гнусная ложь!