21 июня исполняется 10 лет созданию Фонда «Русский мир». Фонд «Русский мир» создан во исполнение Указа Президента РФ В.В.Путина от 21 июня 2007 года.
Целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.
Название фонда «Русский мир» ко многому обязывает, и закономерно, что за десять лет своей работы о русском языке и «русском мире» узнали в десятках странах мира.
Одна из основных идеологических позиций фонда «Русский мир» - «Мир - это общность». «Как бы ни критиковали термины "общинности", "соборности", "коллективизма", их историческое бытование основывалось на определённой социальной практике. Практика же последних десятилетий показывает, что одна из проблем сегодняшней России - разобщённость общества, индивидуализм, разрушение социальных связей», - изложено на сайте фонда. С этим трудно не согласиться.
Тем более что разобщение, «разобщинивание» (или, говоря языком социологической науки, атомизация) русского народа продолжается уже не одно столетие, а в наше время коснулось практически всех сторон нашей жизни.
Один из основных вызовов современному человечеству, а русскому общинному и соборному миру в первую очередь господство принципа «разделяй и властвуй». Данное выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу, масону из масонской ложи «Искренность, Союз и Дружба» Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью».
Нужно признаться, что «сеятелям» и «насадителям» этого принципа многое удалось, как в большинстве современных стран, так и в нынешней России. Нас же, прежде всего, беспокоят атаки на русский общинный, соборный мир. Эти агрессивные, «гибридные» действия последних десятилетий обретают все новые и новые формы. Это чуждые нашему национальному русскому слуху и чувству, прозападные понятия «гражданского общества», его «секторизации» (бизнес, государственный и общественные «сектора» с «социально значимыми НКО»). Антинациональные названия властных должностей такие как: «президенты», «мэры», «спикеры», и прочие «менеджеры корпораций». Прозападные ювенальные подходы в семейной политике. Пропаганда индивидуализма и вседозволенности в СМИ и культуре. Искажение и клевета русской истории, образовательные программы, экономические и управленческие системы, и многое другое. Перечисленные выше новшества ведут к раздроблению русского общинного и соборного сознания русского народа и отдельного человека. Каждому думающему русскому очевидно, что в преемственности истории, в многовековой православной культуре, в отечественных семейных, общинных, соборных традициях, отношениях и есть источник наших национальных сил.
На протяжении столетий русское общество представляло типичный образец отеческих отношений, основанных по принципу «большая семья». С четко выстроенной иерархией, но при этом живыми связями семейного типа в любом из сообществ. В значительной степени это было связано с исторической русской «сверхзадачей»: собиранием собственных земель, а затем их заселением и, что немаловажно, удержанием обширнейших, практически безлюдных пространств, зачастую с суровым климатом. И решение этой задачи практически невозможно без общинного мироощущения, практических общинных действий. Основы существования общины лежали в «самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество», писал видный исследователь русской общины И.Н.Миклашевский.
«Миром» крестьяне называли свое сообщество. Слово «мир» в русском языке имеет, по крайней мере, три важных значения:
1) община,
2) отсутствие войны,
3) вселенная.
Для крестьянина его «мир» включал все это: объединял, защищал, составлял весь окружающий мир. Понятие «мир» (община), помимо вышеперечисленного, отражало всю глубину духовно-нравственного сознания русского человека, олицетворяя не просто арифметическое соединение общинников, а нечто большее - соборное мироощущение, соборное соединение, соборное действие, имеющее характер высшего закона. «Мир собирался», «мир порешил», «мир руки давал», «мир выбирал»,«что мир порядил, то Бог рассудил», «что миром положено, тому быть так», «мир заревет, так лесы стонут», «на мир и суда нет», «мир по слюнке плюнет, так море», «мир никем не судится, одним Богом» - во всех этих русских пословицах и поговорках говорится о деятельном значении русской общины. Истоками совместного общинного труда русских людей являлась артельная форма деятельной самоорганизации. Великий знаток русского слова В.И.Даль (1801-1872) писал об артельных истоках русского коллективизма: «Артель - ...древнее слово, от ротитися, обетовать, клясться, присягать; товарищество за круговой порукой, братство, где все за одного, один за всех; дружина, согласъе, община, общество, товарищество, братство, братчина... Артелью города берут. Один горюет, а артель воюет. Артель своя семья. Артель круговая порука. Муравьи да пчёлы артелями живут: и работа спора. Артельная кашица гуще живёт. Артельное, артельный порядок, артельные работы».
О русской общине красиво, образно и метко писали русские писатели, философы, исследователи. В общине «личность свободна, как в хоре» (К.С.Аксаков). В общине «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех» (В.С.Соловьев). Славянофил А.С.Хомяков считал, что для русского крестьянина «мир» есть как бы олицетворение его общественной совести, перед которой он выпрямляется духом. Да и сама Россия «в глазах простолюдина... не государство и не нация, а скорее семья. Этот патриархальный взгляд столь же древен, кажется, как и сама Россия, он... лишь распространился и упрочился». Интересны размышления современного российского исследователя - социолога и философа А.С.Ахиезера, который справедливо замечал: «Славянская родовая община превратилась в крестьянскую поземельную общину, которая сохранилась на протяжении всей русской истории. Это была не просто организация, но элемент массового менталитета. Она формировалась и тогда, когда не было никакой внешней силы, которая её к этому побуждала, когда крестьяне были свободны в выборе форм отношений».
Община, писал русский историк и этнограф И.Г.Прыжов, основана на вечном законе о братской любви, на законе, что «веревка крепка с повивкой, а человек с помощью», «друг о друге, а Бог обо всех», «один за всех, все за одного». В народном сознании мир (община) - могучий богатырь: «Коли всем миром вздохнут, и до царя слухи дойдут», «Как мир вздохнет, и временщик издохнет».
Одна и важнейших особенностей русского народа, сформировавшая национальное мироощущение и мировосприятие - совместная жизнь в общине. Право на жизнь в русской общине имел всякий родившийся на этот свет - гарантией чего являлась взаимопомощь - взаимная поддержка в общине.
Русские консерваторы традиционно рассматривали общину как основу «охранительства» нашего государства. Сплочение русских людей, как народа, исторически объединившего вокруг себя, вокруг своей культуры множество народностей, возможно только в общине и через общину.
Община - исторически сложившееся, устойчивое объединение людей, преемственно проживающее и трудящееся на своей родной земле, сохраняющее присущие ей традиции, ценности, обычаи и обряды. Община является проверенным средством самоорганизации нашего народа, который в современных исторических условиях нуждается в экстренной национальной общинной мобилизации.
К возвращению разговора о «русском мире», об общинной самоорганизации, который мы возобновили весной этого года на последнем заседании «Русского собрания» меня побудил десятилетний юбилей Фонда «Русский мир», в разработку идеологии которого, считаю, нам участникам «Русского собрания» нужно внести уточнения.
Например: «Задача построения гражданского общества невыполнима без восстановления, укрепления, воссоздания общности, единения в пространстве и истории. Все эти процессы и составляют, по сути, понятие «Русский мир».
Хочется уточнить и перефразировать задачу в отношении «Русского собрания». Задача соборного единения «Русского мира» невыполнима без воссоздания общинности, соборности, единения русских людей в пространстве и времени.
А вот эти слова из идеологии Фонда «Русский мир» для меня созвучны.
«Русский мир - это мир России. Призвание каждого человека - помогать своему отечеству, заботиться о ближнем. Очень часто можно услышать, что страна могла бы сделать для людей. Но ничуть не менее важно, что каждый из нас может сделать для Родины. От настроений иждивенчества следует поворачиваться к идее служения России.
Мир - это отсутствие вражды. Русский мир - это ещё и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодолённые расколы ХХ века. Целый ряд знаковых событий уже формирует эту ситуацию - объединение Церквей, перезахоронение значимых фигур эмиграции»
Поздравляю сотрудников Фонда «Русский мир» с 10-ой годовщиной Вашей важнейшей работы.В год столетия государственного переворота в России, утраты по попущению Божьему Исторической России,общинные, соборные, личностные, гражданскиедействиянеобходимо продолжать с активным привлечением членов «Русского собрания». В совместной работе предлагаю реализовывать, назревший длясовременной и будущей, возрожденной по пророчествам, Самодержавной России принцип русского общинного и соборного делания: - «Собирай и властвуй!»
Приглашаю деятельных русских людей (разделяющих идеи самоорганизации «русского мира») к разговору на заседаниях «Русского собрания», на страницах «Русской народной линии», на обновляющемся телеканале «Спас». Верю, что наша открытая дискуссия приведет в дальнейшем к реальному, практическому действию.
Чернавский Александр Федорович, психолог, один из учредителей «Русского собрания»