Вчера, 21 июня, в Санкт-Петербурге прошло второе заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива». Клуб представляет собой совместный проект «Русской Народной Линии» (РНЛ) и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС), сообщает наш собственный корреспондент.
Собрание, прошедшее в библиотеке СЗИУ РАНХиГС, провели проректор института, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов и главный редактор РНЛ, председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов.
А.Д. Степанов в своем вступительном слове отметил символичность места, где проходит заседание. Ранее в этом здании располагалось синодальное подворье, в котором останавливались архиереи, приезжавшие для участия в заседаниях Святейшего Синода Российской Православной Церкви. Читальный зал, где непосредственно решено было провести мероприятие, до 1919 года был домовым храмом святителя Николая Чудотворца.
В свою очередь, Ю.В. Косов напомнил, что Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России своими корнями восходит к Царскосельскому лицею. Академия формирует президентский резерв и занимается переподготовкой государственных служащих класса А. И, хотя библиотека Академии уже не является церковным зданием, но в нем до сих пор сохранился церковный дух, считает проректор института.
Затем с основным докладом на тему «Александр Панарин - пророк в своем отечестве» выступил доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ Валерий Николаевич Расторгуев.
Юрий Косов, предваряя выступление докладчика, сообщил собравшимся, что накануне заседания, 20 июня, Валерий Расторгуев прочел лекцию перед сотрудниками, студентами и аспирантами СЗИУ РАНХиГС в главном здании института. Его выступление, вызвавшее живой интерес, было посвящено традициям современного государственного управления в России и проблемам геополитики.
Валерий Расторгуев в своем докладе рассказал, что его с Александром Панариным связываем долгая совместная творческая жизнь. Панарин был многомерным и многомирным человеком, в своем творчестве вобравшем мировую культуру и святоотеческое наследие. Докладчик сообщил, что в ходе Панаринских чтений ему неоднократно приходилось отвечать на вопрос: «Почему Панарин?», и даже философски образованные люди недоумевали, почему же именно Панарин выделяется среди довольно большого количества отечественных философов и политологов. На этот вопрос, признался Валерий Николаевич, не так и просто ответить.
Труды Панарина трудно читать. Это необычные тексты, содержащие непривычные обороты, которые отражают неповторимость речи и мышления этого философа. Его тексты представляют живую речь. Благодаря неповторимому стилю мышления тексты Панарина узнаваемы. Панарин – редкий человек, единственный среди людей его породы. Все его тексты рукописные, он не пользовался ни печатной машинкой, ни компьютером. Писать он предпочитал на даче, где у него не было необходимой литературы, но в его голове, по образному выражению Валерия Расторгуева, была целая библиотека.
Докладчик напомнил, что 28 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности», организованной Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова совместно с Отделением историко-филологических наук РАН. В ходе первого пленарного заседания состоялась церемония присуждения Его Святейшеству звания почетного доктора МГУ. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с докторской речью, в которой, в частности, сказал: «Представление о государстве как о Божественном установлении, священном институте, защищающем высшую правду и справедливость, глубоко укоренено в сознании нашего народа. Как писал наш современник, а для многих из вас, наверное, и коллега — замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, "идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере" (А.С.Панарин. "Православная цивилизация в глобальном мире")».
Великий русский ученый академик Евгений Петрович Челышев как-то назвал Панарина мудрецом, уникальным человеком, которому дано то, чего лишены остальные.
У Панарина, считает В.Расторгуев, был пророческий дар, например, он предсказал майдан на
Украине 2014 года, хотя сам умер за 10 лет до этого события.
Для философа не было табуированных тем, а это входит в прямое противоречие с современной западной цивилизацией. По словам докладчика, Панарин был нетолерантным автором, что, естественно, вызывало негодование. Однако даже те, кого возмущали его теории, любили его как человека.
Панарин был уникальным педагогом. В том, о чем он писал и говорил, видно его личное отношение, его личная драма. Еще в детстве он решил стать философом. За участие в студенческом кружке по изучению творчества Карла Маркса он был исключен из МГУ, после отставки Хрущева его восстановили, однако он вплоть до перестройки он считался инакомыслящим, диссидентом, его книги не издавались, а ему самому было запрещено преподавать.
Далее Валерий Расторгуев кратно изложил основные идеи Александра Панарина. Значительным вкладом в политическую философию стал его авторский концепт «стратегическая нестабильность», представление о нестабильности как о стратегии, которая сознательно производится, внедряется и тиражируется. Этот концепт связан с теорией управляемого хаоса.
Большое влияние на Панарина оказало творчество Фердинанда де Соссюра. Однако если последний разрушал связь между текстом и реальностью, то Панарин восстанавливал эту связь. Он не относился к людям заимствованного текста. Он не был рабом чужих текстов.
Панарин негативно относился к любой политической идеологии, так как она представляет собой тексты, претендующие на всю полноту религиозной веры и вытесняющие религиозное сознание, занимая его место. В своих трудах он издевательски анализирует идеологии, потому что они противоположны вере. Представление о том, что Панарин прошел путь от радикального либерала до радикального консерватора, В.Расторгуев назвал «бредовой трактовкой» эволюции великого философа. Панарин негативно относился и к либерализму, и к консерватизму. По его мнению, либерализм паразитирует на идее прогресса, который на самом деле является регрессом. Кроме того, либеральная идея связана с понятием рентабельности (экономического расчета). Он продемонстрировал действие этого принципа на примере разрушения системы образования и науки в России. Консерватизм, особенно романтический, он вообще считал опасной идеологией.
В заключение своего доклада Валерий Расторгуев заявил, что пересказывать Панарина – вещь бессмысленная. Его труды читаются как роман, вызывающий новые темы, новые ассоциации, демонстрирующий развитие мысли изнутри.
Далее докладчик ответил на многочисленные вопросы участников заседания. Естественно, присутствующих интересовало негативное отношение Панарина к консерватизму. По словам Валерия Расторгуева, Панарина можно назвать консерватором только в том смысле, что он был герменевтиком, тонким реставратором, делавшим дело наперекор мнению крикливой общественности, человеком, способным прочесть традицию в свете завтрашнего дня, сделать ее основой проекта будущего. Консерватизм же как заимствованный текст – вовсе не консерватизм.
Что же касается понятия «православная цивилизация», то оно введено не отечественными авторами и зачастую используется как синоним понятию «русская цивилизация».
Затем состоялись короткие выступления участников заседания.
Ректор Санкт-Петербургской Восточной академии доктор философских наук профессор Андрей Леонидович Вассоевич признался, что для него доклад Валерия Николаевича Расторгуева глубоко личностный. С Панариным он познакомился в 1995 году. В то время Андрей Вассоевич защищал докторскую диссертацию. Один из его оппонентов написал разгромный отзыв и стремился во что бы то ни стало завалить соискателя. Тогда Андрею Леонидовичу посоветовали обратиться за помощью к Панарину. Тот согласился и выступил на защите с вполне либеральной речью, которая обезоружила оппонентов А.Вассоевича. В итоге диссертация была успешно защищена. Андрей Леонидович считает Панарина своим спасителем, который выручил его в тех драматических условиях. С тех пор Панарин оказал на него большое влияние в мировоззренческом плане. Андрей Вассоевич признался, что именно благодаря этому великому русскому философу он понял, что либеральные технологии могут работать на пользу патриотических идей. Панарин личным примером научил его пользоваться политтехнологиями. Андрей Вассоевич рад, что ему было Богом суждено познакомиться с этим ярким, незаурядным, обаятельным человеком. «Я человек, оказавшийся под обаянием этой выдающейся личности», - заключил он.
Директор Российского института истории искусств, доктор философских наук профессор Александр Леонидович Казин отметил, что теория Панарина связана с теорией локальных цивилизаций. Тем не менее, он не был сторонником цивилизационной теории как некой абсолютной теории. Он был христианским мыслителем, который пытался научить тому, как, пройдя через многообразия мира, сохранить свой идеал и цветущую сложность. Что же касается авторского концепта Панарина «стратегическая нестабильность», то надо понимать, что творцами этой нестабильности являются агенты антицеркви.
Прозаик, переводчик, член
Ленинградского областного отделения общероссийской общественной организации «Союз Писателей России»
Тамара Борисовна Панкова назвала Панарина надмирным, уникальным философом.
Доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семенов призвал знакомить молодежь с такими мыслителями, как Панарин. Незнание этих философов вырабатывает комплекс неполноценности, прививает представление, будто бы великие мыслители были только на Западе. Мы, следуя примеру Панарина, должны покончить с толерантностью. Пора прекратить бояться быть настоящим русским человеком.
Главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов считает, что Панарин совершил научный, идеологический подвиг. Он в 90-е годы заговорил об особом пути России, об особой русской цивилизации, что противоречило мейнстриму, в фарватере которого шли властные элиты того времени. Эта идея и в наше время принимается с большим трудом, даже частью политической элиты. Подвиг Панарина и В.В. Кожинова заключается в том, что они заставили обратиться к нашему наследию, к славянофильству. Концепция Панарина находится в одном ряду с учением, созданным славянофилами. Цивилизационный подход Панарина носит имперский характер. Когда он разрабатывался, само слово «империя» изгонялось из политического оборота, видимо, для того, чтобы показать, что у России нет имперских амбиций.
Анатолий Дмитриевич признался, что он не может согласиться с интерпретацией политической идеологии Панариным. Далее он изложил
основные положения своего доклада на первом заседании дискуссионного клуба «Консервативная перспектива», в котором он высказал свое представление об идеологии. В настоящее время идеология действительно вытеснила религиозную веру, и это неизбежный процесс. В наши дни только идеология, опирающаяся на православное сознание, способна объединить общество. И только государство является силой, способной сплотить общество. Позиция, будто бы Русская Православная Церковь должна объединять общество, по сути антиимперская и националистическая. А.Степанов не согласен с трактовкой консерватизма как реконструкции и реставрации. По его мнению, консерватизм есть созидание. Необходимо реабилитировать созидающую роль идеологии.
Проректор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов сказал, что с профессиональной точки зрения ему как политологу-международнику интересна прежде всего книга А.С.Панарина «Искушение глобализмом». Что же касается консервативной идеологии, то она, уверен ученый, поможет России укрепиться под глобальным натиском. Огромное значение Панарина заключается в том, что он один из первых почувствовал остроту глобального контекста, в котором оказалась Россия.
В заключение собрания Валерий Николаевич Расторгуев торжественно подарил Юрию Васильевичу Косову фундаментальный труд А.С.Панарина «Православная цивилизация».
Второе заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» завершилось чаепитием и оживленным обсуждением животрепещущих проблем.
В заседании клуба также приняли участие: доктор философских наук Олег Валерьевич Самылов, доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов, кандидат исторических наук Дмитрий Игоревич Стогов, иерей Сергий Чечаничев, член правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александр Павлович Цыбульский, главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий, секретарь Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и др.
1. Re: Мыслитель, пророк, нетолерантный автор