«Заключенные — это наша паства, это не изгои»

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что главная цель Церкви — помочь каждому сидельцу встретиться со Христом

Миссионерская деятельность 
0
884
Время на чтение 5 минут
Вчера под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета, сообщает Патриархия.ru. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам заседания со вступительным словом.

«Сегодня у нас очередное заседание, которое, в первую очередь, будет включать в себя оценку выполнения ранее принятых решений, - отметил Первосвятитель. - Но, тем не менее, обычно мы делаем акцент на какой-то конкретной теме. В этот раз я хотел бы подчеркнуть значение той работы, которая у нас осуществляется в сфере пастырского окормления заключенных. Владыка Иринарх (председатель Синодального отдела по тюремному служению — ред.) сделает сегодня соответствующее сообщение, представит информацию о текущих делах. Но мне бы хотелось особо сказать о том, что мы помним времена, когда священник не мог войти в место заключения, а теперь стоит вопрос о системном служении Церкви в местах лишения свободы. И для того, чтобы эта система была создана и функционировала, уже сделано очень многое. И мы можем с удовлетворением говорить о том, что создана служба пастырского попечения о заключенных в нашей Церкви».

«Во все большем количестве мест отбывания наказания при содействии администрации открываются домовые храмы и часовни. При участии Синодального отдела по тюремному служению разрабатываются методические рекомендации по духовному окормлению заключенных. Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви, - напомнил он. - Это отвечает самой природе Церкви: забота о спасении грешников — вот что в центре церковного служения. А тюрьма объединяет людей прежде всего по одному общему признаку — все они согрешили, совершили прегрешения, в том числе, имеющие характер правонарушения здесь, в земной жизни. И здесь, в земной жизни, они несут наказание за это правонарушение, за свой грех, который в категориях светского законодательства расценивается как преступление, то есть нарушение норм общественного бытия».

«Тюремный срок — это испытание для человеческой личности, - пояснил Святейший Владыка. - Никто не выходит из тюремной камеры таким же, каким он в нее вошел. Это огромный вызов для души человека. Но в то же время и очень большой шанс, данный Богом. Тюрьма способна сломать и искалечить человека, ввергнуть его в бездну отчаяния, но она способна и преобразить его, возродить к новой жизни».

«И Церковь приходит в тюрьму именно за тем, чтобы не дать узникам пойти по первому, губительному для них пути. Главная цель Церкви в тюремной камере — помочь каждому сидельцу встретиться со Христом, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы. А мы должны ясно понимать, что заключенные — это наша паства, это не изгои. Они ведь от Церкви не отлучены, они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений. Но от Церкви их никто не отлучал, это наша паства. И поэтому с не меньшим пастырским рвением мы должны относиться к духовному окормлению этих людей».

«Поэтому надо предпринять все возможные усилия к тому, чтобы тюрьма не разрушала человеческой личности, человеческого достоинства, - призвал он. - К сожалению, есть немало примеров, когда в условиях заключения, вынужденного существования в замкнутом пространстве камеры это человеческое  достоинство грубо попирается. Образ Божий уступает место звериным инстинктам, извращениям, подрывается доверие, господствует страх и ненависть. Церковь не может оставаться к этому безучастной». 

«Заслуженно или по ошибке попал человек за решетку — его достоинство одинаково неприкосновенно, - убежден Предстоятель Русской Церкви. - И за ним остается прежде всего право на общение с Тем, Кто не оставляет нас нигде, где совершается молитва и богослужение. То есть каждый имеет право на общение с Богом и каждый имеет право осуществлять это общение в соответствии с тем религиозным выбором, который он делает».

«Люди Церкви прошли через тюрьмы в богоборческие времена, - напомнил он. - Бог не оставлял тех, кто сохранял верность Христу, и их вера оказывалась словно защитным щитом против того беспредела, который происходил вокруг. Они не только выживали, а оставались носителями образа Божия в любви к ближним. Их смелость в исповедании Евангелия приводила к тому, что к верующим в камере относились с особым уважением».

«Но так было в век государственных гонений на Церковь. А сегодня мы живем и проповедуем в свободных условиях. И потому спрос с нас сегодня гораздо выше, чем в то время, когда Церковь не имела возможности заниматься пастырской работой с заключенными, - предупредил Первосвятитель. - Сумеем ли мы воспользоваться теми новыми условиями, которые существуют, в полной мере, и привнести христианское основание, убеждения в отечественную систему исполнения наказаний, конечно, зависеть будет от нас».

«Каждая из категорий заключенных требует отдельной пастырской работы, - отметил он. - Душепопечение о подростках, находящихся в колониях для малолетних, о беременных матерях за решеткой, отличается от окормления осужденных, отбывающих пожизненный срок за тяжкое преступление. О каждом из них Церковь должна заботиться особо».

«Отдельный непростой вопрос — ресоциализация лиц, выходящих из мест лишения свободы. Известно, как непросто бывает бывшим узникам вернуться в мир, найти работу, восстановить социальные связи. Известно, с каким отчуждением общество встречает бывших заключенных, - с сожалением констатировал Первоиерарх. - И Церковь должна прийти им на помощь. Работа по социальной реабилитации бывших заключенных должна вестись на епархиальном и приходском уровне. Это особая работа, потому что иногда человек, отбыв наказание, не исправляется, а укореняется в своих преступных намерениях и нравственно деградирует. И поэтому церковная реабилитация заключенных требует особого подхода к этим категориям лиц и, конечно, особо ответственного отношения со стороны правящих архиереев».

«У меня был личный опыт участия в такой работе, - рассказал Святейший Владыка. - И должен сказать: не всегда этот опыт был положительным. Были и очень большие разочарования. Поэтому, идя с открытым сердцем навстречу людям, вышедшим из мест заключения, мы не должны терять пастырской бдительности и осмотрительности. Особенно мы должны помнить о тех людях, которые вместе с ними трудятся, общаются, молятся, но которые не прошли тюремного опыта».

«Поэтому считаю важной и очень своевременной работу по ресоциализации лиц, вышедших из мест заключения. Я глубоко убежден в том, что для правильной организации этой работы мы должны в первую очередь хорошо организовать самих себя. И поэтому я попросил бы наш профильный Синодальный отдел обратить внимание на возможные программы подготовки духовенства и мирян для работы в этой очень непростой сфере нашей пастырской ответственности. Сегодня мы услышим ваши доклады, сообщения о текущей деятельности. Но я хотел бы предварить наше заседание этими размышлениями о важности пастырской работы с лицами, находящимися и вышедшими из заключения. Теперь приступаем к рассмотрению повестки дня», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Миссионерская деятельность
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29