Накануне великой катастрофы

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Протоиерей Александр Шаргунов 
0
06.11.2015 2105
Этот праздник связан и с судьбой святого царя-страстотерпца и его семьи и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Светлый луч Промысла Божия из семнадцатого века достигает знаменательного семнадцатого года.

Икона «Всех скорбящих Радосте» обращена ко всему скорбному крестному пути России. Празднование ее совершается в особенный день — 6 ноября по новому стилю, в канун октябрьского переворота, крушения православной монархии и убиения последнего русского царя. «Радуйся, в скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая», — молимся мы. Накануне великой катастрофы Матерь Божия являет Свой чудотворный образ. Прежде чем миллионы людей погрузятся в страшную скорбь, Церкви будет дано узнать, что эти страдания они разделят вместе со всеми святыми, от века просиявшими, вместе с Божией Матерью, с Господом. Эти скорби могут быть утешены только тем утешением, которое дается Самим Утешителем, Христом и Пречистой Его Материю. Их может утешить только Тот, Кто взял на Себя все скорби людей, и «вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест» (Евр. 12, 2). И душа Его была «прискорбна до смерти» из-за того, что совершается в мире. Их может утешить только Та, Которая приняла скорбь Своего Божественного Сына как Свою собственную скорбь, когда оружие скорби прошло Ее Пречистую душу, и Она стала духовной Матерью всех нас. Божия Матерь потому Радость всех скорбящих, что Она более всех возлюбила Господа. Всею мыслию, всем сердцем Своим, всею крепостию Своею. Ее ходатайство за нас, как и ходатайство всех святых, научившихся от Нее, отличается этой непостижимой любовью ко Господу и к другим людям.

Наше размышление сегодня — о непостижимой тайне Промысла Божия. Эта тайна есть Крест Христов. У Креста Христова — Божия Матерь и возлюбленный ученик, и все святые. А когда открылись небывалые в истории гонения на Церковь, мы увидели на этом месте, как было показано в видении в 1930 году художнику Володченко в Харбине, святых царя-страстотерпца Николая и патриарха Тихона с бесчисленным сонмом стоящих за ними новых мучеников и исповедников Российских.

Христос — Альфа и Омега, начало и конец всего, Сын Человеческий, осуществляющий в Себе Новый Завет Бога с человечеством, Господь, превосходящий в Своем Кресте и Воскресении абсолютное противостояние жизни и смерти. «Ты Царь?» — спрашивает Пилат. «Царство Мое не от мира сего», — отвечает Христос. «Итак, Ты Царь?» — повторяет свой вопрос Пилат. Господь отвечает: «Ты говоришь, что Я Царь» (Ин. 18, 33, 37). Вся тайна Воплощения Превечного Слова Божия и Промысла Божия отражена здесь. Христос одновременно Тот, Кто сошел с небес, и Тот, Кто восходит на небо от нашей земли. И в этом двойном измерении — слава Божия. Все христиане так или иначе участвуют в этом разговоре, ибо все мы призваны быть царями — теми, кому принадлежит Царство Божие. Тем более понятны должны быть для нас вопросы Пилата (власти временного правительства), обращенные к нашему святому земному царю, который, будучи принуждаем к служению исключительно миру сему, вынужден был отречься от земного царства.

Христианская вера заключается именно в пересечении этих двух измерений Креста — в том, что есть его безмерное богатство и одновременно безмерная скорбь. Неудивительно, что эта вера так часто искажается. Одни вдохновляются воображательной вертикальностью, другие — плоским реализмом горизонтальности. В одном случае Христос — мифический и пантеистический, в другом — глава политического движения, дающий оправдание большевистской революции (Блок с его поэмой «Двенадцать», обновленцы). Иногда две крайности сочетаются, и мы получаем теократическую мечту. Ибо в последние времена люди будут более царелюбивы, чем боголюбивы.

Но и любовь к скорбям может быть искаженной. Известна мысль Достоевского о «жажде страдания как самой главной, самой коренной потребности русского народа», о спасительности страданий самих по себе. Если речь идет о невозможности русского человека удовлетвориться ничем земным, это понятно. Когда отсутствие смысла заставляет страдать, не все безнадежно. Но речь всегда должна идти о Христе и о Кресте. Иначе эти слова окажутся созвучными словам того же писателя о любви русского человека заглядывать в бездну. Мы знаем, каким провалом в бездну это заглядывание закончилось. Каким торжеством земного и одновременно почти полным уничтожением земного. Постараемся увидеть русскую историю со всеми ее ужасами и падениями как поиск потерянного смысла. Не страдания сами по себе придают смысл жизни, но высшая жизнь, которая придает смысл жизни, и, в конце концов, страданиям. Жизнь не имела бы смысла, если бы существовали непреодолимые как смерть страдания. Но оттого что такие страдания непереносимы и их невозможно преодолеть собственными силами, жизнь должна иметь больший смысл.

Сами по себе страдания не имеют смысла. Но тот, кто страдает, обретает смысл терпением страданий — по дару Христа и Его Креста. Если страдания не придают смысла жизни, живой человек пытается придать смысл самому факту страдания. Отсюда двойная ошибка. Придавая смысл страданию самому по себе, забывают живого человека. Ставя под сомнение смысл жизни, ради того чтобы избежать страданий, равным образом забывают этого живого человека. Наш естественный протест против страданий является признаком того, что мы люди. И это более всего проявляется в нашей способности к состраданию и научении ему от Божией Матери, от Самого Христа и от Его Креста, которым «прииде радость всему миру».

Подвиг святого царя-страстотерпца Николая и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской призывает нас к бесконечному доверию Промыслу Божию. Единственная возможность для верующего человека удержаться на пересечении двух измерений Тайны — идти и без конца возвращаться (в случае искушений и отступлений) на путь Христов: от дорог Палестины до Пятидесятницы, проходя через преторию, Гефсиманию и Голгофу — к стоянию у Креста вместе с Божией Материю, Радостью всех скорбящих. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Господь (Лк. 9, 23). Вне этого скорбного пути, смиренно нами приемлемого, все — только религиозная мечта или идеология. Новые скорби, которые мы переживаем сегодня, уже не просто безбожие, а открытый вызов всем нормам человеческого достоинства, явный сатанизм, предваряющий последнюю схватку зверя с Церковью. Воздадим благодарение Божией Матери за благодать исповедовать, что Господь — наш Царь. Но не забудем, что это Он царствует, а не мы. И прежде всего не забудем, что Он царствует, как Он желает, а не как желаем мы. Иными словами, Он царствует по дару крестной любви.

Чтобы мы стали царями, принадлежащими Его Царству, мы должны стать рабами Его, отвергнуться себя, своего царства, ради Царства Божия. Если это так, Христос царствует над нами, над миром. Если этого нет — мы должны молиться Божией Матери, чтобы и нам, как святому царю-страстотерпцу и всем новым мученикам и исповедникам Российским, было дано предельно просто и конкретно ходить путями заповедей Божиих и целовать как Крест Христов скорби, которые Он нам посылает. «Да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое», — молимся мы. Господи, пусть приход Твоего Царства не замедлится из-за таких учеников, какими мы порой являемся.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. мнение

"Мнение автора может не совпадать с позицией редакции." это нормально для любого сми, ненормально, когда мнения автора поддаются жесткой цензуре, и удаляются при малейшем отступлении мнения от разрешенного , от официально-негласно разрешенного. Это выхолащивает дискуссии, и лишает смысла полемическую площадку. При том, подчеркиваю, что то или иное удаленное мнение ну уж никак не нарушает правила озвученные на сайте.
veselovsky / 11.11.2015 14:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Александр Шаргунов
Запах живительный на жизнь
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
23.10.2021
Церковь не может отделить себя от боли мира
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти преподобного Амвросия Оптинского
23.10.2021
Пути веры различны у всех людей
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти апостола Фомы
19.10.2021
Теперь число их достигло семнадцати
Слово в день памяти святителей Московских
18.10.2021
Ключ к дверям Царства Небесного
Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
17.10.2021
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
24.10.2021 23:10
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от Кирилл Д.
24.10.2021 23:03
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 23:02
Русский исполин
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 23:00
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Русский Иван
24.10.2021 22:49
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от С. Югов
24.10.2021 20:52