По поводу «ортодоксального ростовщичества» и «православных» гетто

Священник Сергий Карамышев считает ошибочной трактовку профессором В.Ю.Катасоновым христианского отношения к банковской деятельности

Священник Сергий Карамышев 
0
05.01.2015 2014
Статья профессора МГИМО В.Ю.Катасонова «О православных банковских утопиях» оставила после себя двойственное впечатление. Я поддерживаю позицию Валентина Юрьевича относительно «православного банкинга», ибо само словосочетание, как противоестественное, просто режет слух, почему в названии своей статьи я употребил еще более дикое выражение.

Соглашаясь с доводами уважаемого профессора по поводу абсурдности обозначенного им начинания, предлагаю взгляд на проблему с несколько иной стороны, филологической. По моему убеждению, словосочетания, подобные «православному банкингу», помимо прочего, грешат против заповеди «Не употребляй имени Божия всуе». Ведь ясно, что «православие» есть правильное исповедание веры в Бога, значит употребление этого слова вне контекста веры влечет к указанному греху.

Во времена, когда люди отличались большей чуткостью к употребляемым ими словам, бытовали выражения, касающиеся одновременно веры и профессиональной деятельности. Однако они относились лишь к священнослужителям, царскому достоинству, «правительствующему синклиту», христолюбивому воинству, наконец, ко всему верующему народу, вне зависимости от профессиональной или социальной принадлежности.

Ранее не употреблялись такие словосочетания, как «православный предприниматель», «православный рабочий», «православный инженер», «православный банкир» и т.д. Это всё неологизмы, имеющие в своей основе подспудное желание представителей некоторых профессий, либо их окружающих льстецов, попиариться насчет веры. Ведь если пойдет молва, что банк «православный», что он чуть ли не святой (по примеру основанного под влиянием Реформации ватиканского, прости, Господи, за повторение этого богохульства, «Банка Святого Духа»), можно в какой-то мере рассчитывать на то, что в него потянутся клиенты православного вероисповедания. Как говорится, только бизнес, ничего личного.

Однако не могу согласиться с Валентином Юрьевичем по поводу принципиальной греховности кредитных операций. Г-н профессор приводит для оправдания своего мнения известную евангельскую историю об изгнании Христом из храма меновщиков денег, а также продавцов волов, овец и голубей. Упущен важный момент: деньги были рассыпаны и столы опрокинуты, а также изгнаны волы с овцами не просто потому что велась торговля, а потому что это происходило в храме, и главным в действии Спасителя было обличение греха кощунства, а не отрицание мены денег, что и выразилось в словах: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16). Мы не имеем сведений о том, чтобы Господь рассыпал деньги меновщиков вне храма. Если следовать слишком ригористичной логике уважаемого профессора, то надо быть более последовательными: не только менять деньги нигде нельзя, но также и продавать скот нельзя абсолютно нигде…

Ветхий завет запрещал евреям давать деньги в рост соплеменникам, тогда как иноплеменникам не возбранял: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем…» (Втор. 23, 19-20). Эта заповедь, как мы знаем из священной истории, по отношению к соплеменникам евреями очень часто нарушалась.

Новый завет не регламентирует жизнь человека, как Ветхий. Он призывает следовать духу, а не букве. Апостол Павел, среди прочих грехов, осуждает и лихоимство: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).

Как толкует лихоимство, например, святитель Феофан Затворник? Это «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, через обман в сделках и торговле, через неправый рост и воровство». Употребленное здесь святителем выражение «неправый рост», надо думать, подразумевает возможность правого, т.е. допускаемого законом, роста, который не обусловлен страстью к накопительству любой ценой.

Когда в Церкви назрела потребность несколько упорядочить жизнь духовенства и мирян, явились правила святых апостолов, святых отцов, поместных и вселенских соборов.

Эти правила, категорически запрещающие клирикам взимать проценты, по поводу мирян не говорят ничего, следовательно, они оставляли этот вопрос компетенции гражданских властей. 44-е правило св. апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен».

Более обстоятельно рассматриваемый вопрос освещает 17-е правило I Вселенского собора: «Понеже многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли божественное писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву (Пс. 14, 5), и, давая в долг, требуют сотых, судил святый и великий собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с данного взаем, или иной оборот дающий сему делу, или половинного роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовного сословия».

Вальсамон (XII век) поясняет это правило следующим образом: «некоторые из посвященных, зная это правило и желая обойти его, стараются сохранить форму, а смысл беспощадно искажают; они дают какому-нибудь человеку деньги с тем, чтобы он пустил их в оборот, и прибыль делят пополам, причем вся опасность от ростовщичества падает на того, кто получил для дела деньги, а те, кому они принадлежат, и которые в действительности и являются ростовщиками, прикрываются именем милостивцев».

О чем это говорит? О том, что всевозможные займы были широко распространены в Византии и что требовались чрезвычайные усилия, дабы отвратить от взимания процентов хотя бы клириков. Что касается мирян, их кредитные операции регулировались гражданским законодательством. Оно, конечно, не запрещало дачи денег в рост, а лишь ограничивало величину процентной ставки.

Православная энциклопедия в своем комментарии к 17-му правилу I Вселенского собора замечает, что древние римские законы позволяли давать деньги в рост до 12% в год, или 1% в месяц, или, при особых условиях, - в полуторный рост (50%). Христианские государи ограничивали рост, но никогда его не запрещали. Константин Великий после бывших до него политических потрясений, вновь ввел лимит в 12%, Юстиниан Великий понизил его до 8, за что был подвергнут критике по причине падения рентабельности торговли.

Заметим, что специфика торговых операций в то время (VI век) состояла в их большом риске. Если снаряжался торговый корабль или караван, купцам представлялось выгоднее вкладывать в оборот не только свои средства, но и взятые в кредит. Ведь купцы могли банально погибнуть в результате нападения разбойников, чужестранцев или в результате стихийного бедствия. Кредит был своего рода страховкой. В случае гибели купца, риск с его семьи частично перекладывался на кредитора, который реально рисковал лишиться данной в долг суммы. Именно поэтому ставка в 8% вызвала недовольство.

Западная Европа в вопросе кредитных операций пошла ошибочным путем, потому что церковное право было распространено на мирян. Официально члены Папской церкви не имели права давать денег в кредит. Это обеспечило монополию людей, исповедующих иудаизм, на указанные операции. Кто от этого выиграл и кто проиграл, рассказывать не нужно.

Люди, которые (беря пример со средневековых папистов) учат, будто православные миряне не должны участвовать в кредитной деятельности, по сути, действуют против русского народа. Они, конечно, прекрасно понимают, что не выдавят русских православных людей из банковского дела. Однако смуту посеять способны. Найдутся моралисты, которые будут раскалывать русское общество, подвергая своему пристрастному суду всех, причастных к банковскому делу. Найдутся фарисеи, которые будут смотреть на последних как на прокаженных. Ничего общего у такого взгляда с христианством, разумеется, не будет. Далее, указанные фарисеи, однажды уразумев, что каждый приход, каждый монастырь Русской Православной Церкви имеет свой банковский счет (что необходимо для нормальной хозяйственной деятельности юридических лиц) примутся яростно обличать Церковь за ее крайнюю (по их мнению) греховность.

Рассуждая о «православном банкинге», В.Ю.Катасонов зачем-то роняет тень на нашу Патриархию, когда, ссылаясь на заштатного протодиакона А.Кураева, утверждает, будто учредителями «православных банков» выступали «Московская Патриархия РПЦ (можно подумать, что в РПЦ есть какая-то еще патриархия, помимо Московской! – Авт.) или какие-то юридические и физические лица, близкие к МП».

Начнем с того, что Московская Патриархия живет не как кому-нибудь вздумается, но согласно гражданскому Уставу, в соответствии с которым не может учреждать банков. Что же касается формулировки «какие-то юридические и физические лица», - как-то даже странно слышать подобное из уст уважаемого профессора. Что это? Распространение недостоверных слухов? Тогда зачем? Пристойно ли верному сыну Церкви открывать ее наготу, тем более, когда она и не доказана?

Далее В.Ю.Катасонов рассказывает о проколах в деятельности некоторых банкиров из числа православных христиан. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что проколы свойственны не только банкирам, но и священнослужителям, и профессорам, и чиновникам, и военным православного вероисповедания. Кто, как говорится, без греха – первым брось в банкира православного вероисповедания камень! Банкирам свойственны свои грехи, чиновникам – свои. Разве казнокрадство, взяточничество, мошенничество – менее тяжкие грехи, чем какая-нибудь недобросовестная деятельность людей, занятых в банковской сфере?

Валентин Юрьевич повторяет: «не надо скрещивать ужа и ежа». Согласен: не должно быть никакого «православного банкинга», а также никакого «православного предпринимательства», никакого «православного сельского хозяйства», никакого «православного автомобилестроения», никакой «православной авиации», никакого «православного маркетинга» и т.д. Будет грамотней во всех этих выражениях «православный» заменять на слово «русский». Но православные христиане пусть трудятся во всех этих сферах, если их душа того желает. Вместо достойного смеха «православного банкинга» нам нужна независимая от других государств российская банковская система, в которой православные миряне занимали бы не последнее место.

В заключение своей статьи г-н профессор выступает с поучениями, как следует православным христианам заниматься предпринимательством и прочими делами. Что же он говорит? «Занятие это крайне тяжкое, поскольку православным людям приходится действовать в неправославной и откровенно антихристианской среде». Прерву уважаемого профессора. Апостол Павел, когда, живя в Коринфе, шил палатки совместно с Акилой и Прискиллой, каким-то образом их продавал, живя в антихристианской среде, но у него даже мысли не было создать здесь какое-то замкнутое гетто, ибо это кардинально противоречило всем его идеалам. Православие есть вера воинствующая, побеждающая мир, а не прячущаяся от мира в подворотни!

Однако профессор продолжает: «Наиболее очевидный выход из этой сложной ситуации – создание сообществ православных предпринимателей. А также в более широком контексте – малых социумов православных людей, включающих не только предпринимателей, но также тех, кто является потребителями товаров и услуг». Вот вам, пожалуйста: по рецепту профессора Катасонова – вместо воинствующей против греха святой Руси – создание сети «православных гетто», результатом чего будет полная деградация русского народа с превращением его в хиреющий и вымирающий малый народец в пределах его прежней большой страны. Эта утопия, знаете ли, будет похлеще «православного банкинга».

Наш автор мечтает об экономике без банков. И приводит в пример СССР, где, как он сам признает, конечно, были банки. Но Госбанк и Промстройбанк, якобы, выдавали кредиты не под «ростовщический», а под «технический» процент. Правда, с какой ставки кончается «технический» и начинается «ростовщический» процент не поясняется. Кроме того, озвученные профессором ставки (1,5-2%) не внушают доверия. Не надо забывать и о том, что выпускались облигации, что на книжках Сбербанка деньги у людей понемногу росли. Поэтому не надо рассказывать сказок о «стерильности» и «непорочности» советских кредитно-денежных операций.

Конечно, в современной банковской системе России масса недостатков и, наверняка, у советской модели финансово-экономической политики было множество преимуществ. Однако нельзя не признать, что в последние годы государство много делает для гарантированного обеспечения населения пенсиями и пособиями, что осуществляется через те же банки. В последние годы у многих банков за их злоупотребления и откровенные преступления отзываются лицензии. Наведение в этой сфере порядка – дело, требующее огромных усилий. Конечно, нужно многое совершенствовать, доводить до ума, например, ограничивать запредельные ставки ряда коммерческих банков, когда они имеют дело с простыми гражданами. Но зачем огульно отрицать существующую систему, которая регулируется государственным законодательством? Зачем, соответственно, сеять в народе правовой нигилизм?

И, наконец, предлагаемый профессором Катасоновым перевод России полностью на советские финансово-экономические рельсы неизбежно потребует опускания «железного занавеса». Но это не соответствует нашим национальным интересам. Пусть США с ЕС опускают вокруг себя такой занавес. У России, как государства, прекрасные, доверительные отношения с подавляющей частью населения Земли. И было бы крайне неразумным отказаться от этого преимущества ради каких-то сомнительных финансово-экономических экспериментов.

Священник Сергий Карамышев, Рыбинская епархия

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. О ЗАПРЕТЕ РОСТОВЩИЧЕВСТВА В БИБЛИИ

о ростовщичестве: ответ с сайта РПЦ, Ижевской и Удмуртской Епархии http://duhovnik.com/node/6025 Здравствуйте, Батюшка.У меня к вам вопрос.Как христианство относится к ростовщичеству?Считается ли оно грехом?В ветхом Завете об этом сказано, что позволено.Как надо к этоу относится?Объясните, если можно словами из Писания. Ответ: Здравствуйте! Нет, Библия запрещает получение роста за ссуду. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). Вот и из книги Второзакония мы читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). В Ветхом Завете есть и другие места, содержащие упоминания о ростовщичестве и запрещающие его. Святитель Григорий Нисский, говоря в своем 6 правиле о душевных недугах любостяжания, перечисляет наиболее тяжкие из них — татьбу, гробокопательство и святотатство. А далее в своих рассуждениях пишет: «И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора». Епископ Никодим, толкуя упомянутое правило, так и понимал это место: «К краже тот же св. отец относит еще и лихву и рост... Лихва бывает тогда, когда кто-либо дает известному лицу что-либо взаймы и требует, чтобы возвращено было ему в гораздо большем количестве; рост — когда на позаимствованные деньги кредитор требует большие проценты». Воззрения святителя Иоанна Златоуста на ростовщичество так четко определено: «Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается на счет чужих бедствий, несчастье другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердым, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по-видимому, вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни». На все вышесказанное святитель Василий Великий говорит: «Не объемлют от терния грозды, и от репия смоквы, и от роста — человеколюбия; всяко бо древо злое плоды злы творит» (Мф. 7:16-17). По мнению святителя, худое по своей сущности ростовщичество не может принести никому каких-либо добрых плодов. Отвергая ростовщичество, святитель Василий призывает следовать во взаимных человеческих отношениях Священному Писанию. Почему, спрашивает он, Евангелие называет помощь ближнему займом (Лк. 6:35)? И отвечает, что это «заем, по великодаровитости Владыки, Который сам за него (то есть, за нищего) заплатит, и взяв малость через бедного, воздаст за то великим. Ибо милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19:17)». Общий же его совет такой: «Итак хотящаго заяти не отврати (Мф. 5:42), и сребра твоего в лихву не дай, чтобы, из Ветхого и Нового Завета научившись полезному, с благой надеждой отойти тебе ко Господу, и там получить лихву добрых дел, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков». Храни Вас Господь!

Дмитрий / 08.01.2015 22:21

21. Ответ на 15., Корсаков Вячеслав :

Казалось бы, ересь жидовствующих, побеждена в смутные времена на Руси. Ан нет! Тихой сапой она берет верх

Вот она вся "экономика": Басня-притча Жил был на свете Бармалей, То ль жид он был. а то ль еврей, Он был известен и богат И жизни легкой был он рад. И не постился, не молился, И, встав с постели, не трудился, Весь труд его - считать барыш. Для ближнего припас он шиш. Сосед его жил от труда, Не даром шла на стол еда, И всё что в доме он имел, За всё трудом своим потел. И денег он не занимал, А жизнь по средствам управлял. А как же Бармалею быть, Чтоб свой процент с него добыть? И Бармалей нанял подонков, Чтоб те вредили мужичонку. Один бандит из этой шайки Дарил его жене фуфайки, И пала глупая жена, И мужа бросила она. А сыновьям другой подлец Сказал, что деспот их отец, И на отца в работе жить Скучней, чем водку с девкой пить. И в довершение всего Сожгли имение его. И чтоб жильё возобновить, Пришлось кредит ему просить. А Бармалей уж тут как тут, И не спастись от его пут. В процентах мужичок увяз, И плачет куст, и стонет вяз. Пока на воле Бар-Малей, Нет воли у трудяг-людей!

Адриан Роум / 08.01.2015 02:49

20. доверие не требует внушения

Правда, с какой ставки кончается «технический» и начинается «ростовщический» процент не поясняется. Кроме того, озвученные профессором ставки (1,5-2%) не внушают доверия.

Не внушают доверия? - ну, так спросили бы у пенсионеров. У меня мама работала главбухом на предприятии, и я иногда заходил с ней в банк, когда она оформляла эти самые технические кредиты. Так и было – 1,5 %. Под что они брались? Предприятию нужно было вовремя сделать платежи в бюджет, а с ним самим еще не рассчитались вовремя другие предприятия. Вот и брали технические кредиты, чаще всего буквально на несколько дней. А у отца в военной части была касса взаимопомощи. И ей реально пользовались, при этом, не загоняя себя ни в какое «гетто». За тем, что священнослужители, как-то слишком благосклонно относятся к бизнесменам, и к их методам получения доходов, на мой взгляд, скрывается следующая проблема: обычные прихожане мало жертвуют на нужды церкви (об этом, например, наш епископ прямо говорит) и основные пожертвования идут от бизнесменов, условно говоря, среднего уровня. Понятно, что такие возможности для руководителей государственных предприятий сильно ограничены. Вот поэтому для священнослужителей частная собственность и является более предпочтительной, нежели государственная. Говорю это безо всякого осуждения – это действительно реальная проблема, церковь в наше время без денежных поступлений не может вести свою деятельность. Но почему бы об этой проблеме не говорить прямо, а не по-еврейски, еще при этом и наезжая на достойного и честного человека?

Наблюдатель. / 07.01.2015 18:40

19. Ответ на 18., Lucia:

духовный железный занавес

Верно. И без лукавого лжемиссионерства. Пора по слову Спасителя прах от ног отрясать, а не миссионерить.

М.Яблоков / 07.01.2015 09:00

18. Ответ на 15., Корсаков Вячеслав:

Казалось бы, ересь жидовствующих, побеждена в смутные времена на Руси. Ан, нет! Тихой сапой,она берет верх над умами многих людей. Нужен ли нам железный занавес? Уверен, большинство христиан скажет в духовных вопросах - ДА.

духовный железный занавес.

Lucia / 06.01.2015 20:24

17. Ответ на 15., Корсаков Вячеслав:

Согласен с Вами.

Михаил Конопля / 06.01.2015 19:03

16. В Российской Империи выдача денег в рост, с превышением пяти процентов годовых, являлось уголовно наказуемым деянием

Полезно помнить, что в Российской Империи выдача денег в рост, с превышением пяти процентов годовых, являлось уголовно наказуемым деянием. Такой заимодавец шёл в тюрьму. Можно с уверенностью утверждать, и жизнь это доказала, что банковская система Российской Федерации есть инструмент организации ликвидации всех сфер жизни русского народа и самого русского народа. Иуда Гайдар доводил выдачу кредитов до 240% годовых. Этим и убивал отечественную промышленность и сельское хозяйства. С тех пор мало что изменилось. Эта преступная бандитско-ростовщическая банковская система внедрена Западом и пятой колонной для ликвидации русского народа, и России. Она инструмент геноцида русского народа - оружие массового социально-экономического поражения, более эффективная по уничтожению и ликвидации русского народа чем Вермахт, СС Адольфа Гитлера и вся объединённая им Европа. Это оружие массового поражения уже двадцать пять лет используют на территории всей России для освобождения её пространств от русского народа и его замещения другими, как уже произвели с ликвидацией индейцев Северной Америки к концу XIX века. В XX и XXI происходит ликвидация русского народа на 1/6 суши земли. И не хватало, чтобы в эту ростовщическую грязь ожидовлённые втащили Русскую Православную Церковь. Втащили для её дискредитации ростовщичеством и тленом с целью уничтожения Церкви.

Михаил Конопля / 06.01.2015 18:37

15. Re: По поводу «ортодоксального ростовщичества» и «православных» гетто

Казалось бы, ересь жидовствующих, побеждена в смутные времена на Руси. Ан, нет! Тихой сапой,она берет верх над умами многих людей. Нужен ли нам железный занавес? Уверен, большинство христиан скажет в духовных вопросах - ДА.

14. Re: По поводу «ортодоксального ростовщичества» и «православных» гетто

//И, наконец, предлагаемый профессором Катасоновым перевод России полностью на советские финансово-экономические рельсы неизбежно потребует опускания «железного занавеса». Но это не соответствует нашим национальным интересам.// Не думаю, что перевод российской экономики на антирыночные рельсы опустит "железный занавес" в отношениях с незападными регионами - Восточной Азией, Латинской Америкой или Африкой. С ними все будет так, как прежде - взаимовыгодные торговые отношения. Только прибыль от торговых операций будет аккумулироваться на счетах государства, а не частных спекулянтов-посредников, которые выводят ее за рубеж. Что же касается западного капитала, то и он никуда не денется, просто будет работать в условиях жесткой дисциплины. Это и пойдет на пользу российской экономике, так как отсеет огромную орду западных спекулянтов, которые выкачивают соки из нашей экономики. Но и это не все. Мы как государство и как православная цивилизация не можем равняться на современную западную рыночную экономику, которая привела человечество к тупику, а западного человека - к нравственной деградации. Как православные общественные ценности можно совместить с западной экономикой, где все покупается и продается? Невозможно примирить "ценности" "общества потребления" и православное миропонимание! Мы должны создать альтернативную экономику труда, а не капитала.

13. С Рождеством Господа Нашего и Царя ИИСУСА ХРИСТА

Радуйтеся,БОГ богов,ЦАРЬ царей грядет в сей мир,покоряйтеся языци ЯКО С НАМИ БОГ.Покоряйтеся и кайтеся служащии маммоне ибо близок мечь,кайтеся и плачте поклоники царей земных,ибо грядет ЦАРЬ царей,Его славте,горе вам строяшии дома без фундамента,горе вам фарисеи,лицемеры,устами чтите,а сердца ваши у ног царей земных,плачте не служашие БОГУ и несохраняюшие овец Божиих ибо вы другим богам служите.Горе вам и погибель.РАДУЙСЯ СТАДО МАЛОЕ,ЦАРЬ ГРЯДЕТ,РАДУЙТЕСЬ И ВЕСЕЛИТЕСЯ,ЯКО С НАМИ БОГ.Радуйтеся простецы,радуйтеся грешницы кающиися,радуйтеся любящии ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА всем сердцем своим ибо для всех любящих уготовал ГОСПОДЬ ЦАРСТВИЕ СВОЕ.ВСЕМ любящим и разумеющим с Рождеством ХРИСТОВЫМ. ЕЙ гряди ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ

боец / 06.01.2015 08:18
Загрузка...
Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.06.2021 00:30
«Это ростовщичество вавилонского уровня»
Новый комментарий от Максим Михайлов
14.06.2021 22:08
«Теперь икона будет выезжать для миссионерского служения из этого храма»
Новый комментарий от Алексей Верноподданный
14.06.2021 21:36
Как нужно решать национальный вопрос?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.06.2021 16:51
Владислав Сурков нынче за силовое решение по Украине
Новый комментарий от Денис
14.06.2021 13:17
Каков тренер — такова и команда
Новый комментарий от печеклад
14.06.2021 13:03