Председатель Сербской радикальной партии (СРП) Воислав Шешель провел 13 ноября первую пресс-конференцию после своего освобождения из тюрьмы гаагского трибунала.
Он проинформировал собравшихся о том, что на последнем заседании центрального правления партии 2 ноября было принято решение о «мобилизации членов партии и всех патриотов с целью сопротивления предательскому режиму в Сербии, для его крушения, во имя недопущения присоединения Сербии к ЕС и НАТО». Шешель подчеркнул, что двери СРП открыты для всех, кроме тех, «кто отбирал мандаты у радикалов, и, кто погряз в криминале»: «Приглашаю вернуться в партию всех, вне зависимости от партийной принадлежности. Моя основная задача на ближайший период - обновление партии. Скоро она вновь станет самой влиятельной партией в Сербии». Руководящей идеей программы СРП продолжает оставаться идея Великой Сербии: «В этом смысл СРП. Эта идея будет проводиться в жизнь всеми мирными средствами».
Шешель отметил, что нынешняя власть в Сербии не имеет никакой концепции проведения экономической политики, не исполняет предвыборных обещаний, и держится исключительно за счет манипуляций в СМИ, что в перспективе, вкупе со вступлением в ЕС, может привести страну и народ к пропасти.
Отвечая на вопросы журналистов, Шешель подчеркнул, что не может быть и речи о его добровольном возвращении в Гаагу для заслушивания приговора. Ответ был дан в характерном для него стиле: «Для этого меня будут должны задержать и выдать президент Томислав Николич и премьер Александр Вучич. Если бы они это сделали - те, кто был моими ближайшими соратниками и «соучастниками в военных преступлениях и преступлениях против человечности» - это был бы исторический и правовой парадокс».
Но если это всё-таки произойдет, то, по его словам, радикалы будут протестовать исключительно ненасильственным путем.
Касаясь состояния своего здоровья, Шешель вновь вернулся к своим бывшим соратникам: «Да, у меня две метастазы в печени, но их, по моим данным, можно прооперировать. Знаете, как я их называю? Александр Вучич и Томислав Николич». Они «всего за месяц предали больше, чем Борис Тадич за десять лет!»
Лидер радикалов пояснил, что имел в виду, когда говорил об «отмщении»: «Я говорил, что отомщу! И Николич и Вучич знали, что это касается их, и что я не шутил!.. Я это говорил, когда шла речь о гарантиях моего освобождения. В этом больше нет необходимости. Мои угрозы достигли цели. Я не мстителен!»
***
Воислав Шешель прилетел в Белград 12 ноября. В аэропорту его встречали сотни сторонников под флагами СРП, Сербии и России.
При первом же общении с журналистами после приземления он подчеркнул, что ставит политическую деятельность выше своего здоровья.
Затем Шешель прибыл в штаб-квартиру СРП, из окна которой попытался обратиться к тысячам собравшихся: «Сербы, братья и сёстры! Меня грубо выкинули из гаагской темницы. Я их не просил. Они просто хотели от меня избавиться...» Однако его слова утонули в скандировании собравшихся «Победа!». Затем он продолжил: «Я вам обещал не оставить и камня на камне от гаагского трибунала! Гаагский трибунал это раненый зверь глобализма, продолжающий забирать жизни сербских военных и политических лидеров. Их там судят только за то, что они самое ценное, что было у сербского народа в 90-е годы. А наших генералов судят только за то, что они защищали отечество! Борьба длилась дольше, чем я ожидал, но победе в зубы не заглядывают! Меня отпустили на свободу временно, но это «временно» будет продолжаться до тех пор, пока мы не отстраним от власти Томислава Николича и Александра Вучича».
***
В эксклюзивном интервью корреспонденту сербской редакции сайта «Голос России» Т.Блохину В.Шешель выразил признательность России:
«Я благодарен правительству России за спасение моей жизни во время голодовки, продолжавшейся 28 дней. В Гааге уже как будто согласились с тем, что я умру. Но тогда МИД России выступил с достаточно жестким заявлением, после которого в гаагском трибунале сразу же пошли на уступки и приняли все шесть моих условий прекращения голодовки».
Кроме того, Шешель подчеркнул: «Уже с начала создания СРП мы делали упор на российское направление во внешней политике Сербии. Даже тогда, когда Россия находилась в очень тяжелом положении при режиме Ельцина. Сейчас в правление президента Путина Россия поднялась, встала на ноги. И наши мотивы многократно усилились. Наш единственный шанс - это сближение с Россией. Мы хотим интеграции с Россией, так же как Белоруссия и Казахстан. Нас может спасти только интеграция с Россией. Как и всегда в истории нас спасала Россия в тяжелейших ситуациях».
Шешель хорошо знаком с ситуацией на Украине: «Сейчас в Киеве у власти находится пронацистская хунта, созданная Западом. СРП поддерживает Донецк и Луганск. Мы хотим, чтобы вся Украина вернула свою душу, вернулась на славянский путь, отказалась от евроатлантической интеграции, которая принесет только гибель и украинцам и русским, живущим на Украине».
Михаил Ямбаев, кандидат исторических наук
1. Сербия и правда победят!