О прощении

Слово протоиерея Александра Шаргунова в неделю 11-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
409
Время на чтение 5 минут
Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

Притча о жестоком заимодавце предваряется вопросом Петра: до скольких раз, как часто мы должны прощать (Мф. 18: 21)? В своем вопросе он идет дальше правила раввинов - прощать до трех раз, распространяя его до семи. Но Господь отвечает: «Не говорю тебе, Петр, семь раз, но семижды семьдесят раз», если ты хочешь быть прощенным от Бога. Семьдесят раз по семь, разумеется, сказано не в буквальном значении. Представьте, что мы согрешили 490 раз, и дальше нам уже нельзя ни словом, ни помышлением допустить греха, нам уже нет прощения. Что же нам делать? Стать святыми? Но святые - начало святости в этом - видят грехи свои бесчисленными, как песок морской. Если кто может сосчитать песок морской, тот поймет, до скольких раз мы должны прощать. «Семижды семьдесят раз» Господа говорят, что прощение не количественно, но качественно, и что прощение всегда должно идти вместо отмщения. Человек во Христе никогда не достигает пределов любви.

Притча начинается со слов: «Уподобися Царство Небесное человеку царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов - это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит всё.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости - не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать - требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму - сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая всё заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, покуда он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Царь призвал этого человека и выразил свое осуждение гневным вопрошанием: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость - выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись - не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости - требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны, говорит нам сегодняшнее Евангелие, остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом - то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости.

Ложное прощение - не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение - это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком - тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение - высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, как у меня нет начатков добра - обыкновенной справедливости?

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою - Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха - и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

Время великих бед и зол, в которое мы вступаем, будет ли временем великого сострадания и прощения? Наступают испытания, в которых не будет больше героев, но может быть много святых. Может быть - не святых, которые являют совершенство, но друзей Божиих, которые приняли от Бога прощение и дают всему миру знамение утешения. Святых, которых, может быть, никто не осмелится канонизировать, но, тем не менее, святых, освященных Богом - из рода разбойника благоразумного. Как сказала одна девушка, святой - это тот, кто настолько грешник, что Христос - всё для него.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31: 1-2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы - не ангелы, мы, слабые люди, - мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ - это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетельствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедливости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. 3. apell :

"И вот, собственно, вопрос по статье: если прощение это невинное страдание за виновного (а куда денешься, ущерб-то нанесли тебе!), ты простил, не мстишь, не считаешь, что человек тебе что-то должен, КАК СПРАВИТЬСЯ С УЩЕРБОМ? Имею в виду ту горечь, которая внутри, и которая-то и побуждает злословить, ненавидеть, проклинать и тд и тп? Которая заставляет "рвать и метать" и бить тарелки? Как переносить это самое страдание?" Это слова живого, искреннего человека. Осмелюсь дать,уважаемый apell, сердечный совет. Конечно, невозможно предложить универсальный "рецепт" , как переносить это. То есть, озвучить можно, привести цитаты и т.д.,но человек должен приобрести это сам. И здесь великая помощь и польза бывает от постоянного чтения Житий Святых. Такое чтение дарует радость, надежду и подает силы жить и не отчаиваться. Конечно, надо также различать,когда обижают тебя лично, а когда нападение на Правду, на здравый смысл(сегодня особенно), на традиционные ценности наши. Тут также и чтение Псалтири проясняет ум и чувства. Если есть любовь к правде, то будет ненависть ко лжи. Как относиться к агрессивным носителям лжи также есть ответы в духовной литературе. Помогай Господь.
электрик / 08.09.2013, 15:43

4. Re: О прощении

Здесь важно понять только то, что прощения без покаяние не бывает.
М.Яблоков / 08.09.2013, 09:44

3. Батюшка, поясните, пожалуйста!

Спасибо за такую важную статью на непростую тему. Вопрос в данный момент очень интересует, а текст поняла не во всех местах, поэтому имею надежду получить ответы на мои вопросы. А также поправить меня в моих рассуждениях. "Прощение означает невинное страдание за виновного" - эта мысль для меня нова и глубока. Хочу приложить ее практически, а для этого рассмотрим ситуацию. Допустим, человек обидел меня, нанес какой-то ущерб. -Я могу его простить для себя, перед Богом - чтобы не нести груза обиды. Как я понимаю, такое прощение выражается в отсутствии желания отомстить, мелко ли или по-крупному. Пример такой мести: сделать нечто, самому нанести ущерб обидчику, с близким человеком демонстративно молчать, обзывать, проклинать, желать зла, ненавидеть, пытаться манипулировать за счет обиды. а) Допустим, обидчик не просит прощения. ВОПРОС: как вести себя с обидчиком? Как я понимаю, цель - сохранить свое душевное равновесие, не начать ему хамить, проклинать его, злословить и ненавидеть. Не приносить ему разрушений, а выдержанно и спокойно ему сказать (по Мф.18:15): "Ты мне сделал то-то и то-то, прежние наши отношения (если они имели место и это не случайный человек)невозможны, теперь будет вот так. А если ты хочешь по-прежнему, то я хочу вот такое-то возмещение ущерба (ну или чтобы так больше не делал)". ВЕРНО ЛИ? При этом надо удержаться от желания тотально завиноватить обидчика с целью добиться от него послушания и выполнения многих чрезмерных желаний (так сказать, "выгода" от состояния обиженности - меня обидели, и теперь ты мне должен по гроб жизни). Даже слышала где-то, "простить - значит, не считать, что этот человек тебе что-то должен". ВСЕ ВЕРНО? И вот, собственно, вопрос по статье: если прощение это невинное страдание за виновного (а куда денешься, ущерб-то нанесли тебе!), ты простил, не мстишь, не считаешь, что человек тебе что-то должен, КАК СПРАВИТЬСЯ С УЩЕРБОМ? Имею в виду ту горечь, которая внутри, и которая-то и побуждает злословить, ненавидеть, проклинать и тд и тп? Которая заставляет "рвать и метать" и бить тарелки? Как переносить это самое страдание? Вопрос: кричать на человека, выражая свою боль - это непрощение? А если молчишь, впадаешь в ступор, не из мести (по крайней мере, осознаваемой), а тоже от обиды, боли, так как прощения никто не просит - это непрощение? Очень возможно, что да, поэтому и спрашиваю. Как я понимаю, пострадавшая сторона может рассуждать примерно так: БОГ попустил мне испытать эту душевную боль для моего совершенствования. То, что данный человек оказался причастен к моей боли, к ее появлению - это трагедия этого человека, потому что ему придется ответить за эту боль перед Богом, и надо его пожалеть. А мне, пострадавшему, надо уповать на Бога, Его просить о помощи пережить мое страдание. Я же не буду делать никакого зла тому человеку, даже не скажу ему грубое слово. Чтобы мне самому не ответить за зло перед Богом, да и чтобы не навредить самому обидчику - и так он уже несчастен своим грехом, даже если этого не понимает. ВЕРНО ЛИ? б) Допустим, обидчик просит прощения и хочет загладить вину. Если человек рассуждал, как написано выше, он обрадуется раскаянию обидчика. Потому что обидчик был только орудием в руках Божиих для вразумления меня, причем себе обидчик нанес больший ущерб - отвечать-то ему за гробом! А если б не он, Бог мог бы найти другой способ мне испытать то же самое для моей пользы, дело не в обидчике. Так что если обидчик пришел и просит прощения, пусть даже тяжко согрешив, то это радость и простить его - хорошо и радостно. И обиженный от обидчика ничего не требует, впрочем возмещению ущерба будет благодарен.(Ну при условии, что пострадавший умеет с Божией помощью безропотно переносить страдания). ВЕРНО ЛИ? А если пострадавший НЕ ПРОСТИЛ, а к нему еще с просьбой о прощении пришли, то тут тебе и злорадство, и "никогда не прощу", и манипуляции, и прочее. Или: "Сделай теперь вот это, и это, и это, и это, и все равно должен по гроб жизни, ты ведь виноват!!!" То есть, просьба о прощении не принимается ("чтоб тебе всегда теперь мучиться, какую бяку ты сделал") или требуется "выплата долга", возмещение ущерба плюс "проценты". Тут, получается, пострадавший ВИНИТ ОБИДЧИКА, а сам !безвинно пострадать! не умеет, как Вы и написали. (Ну, перед Богом-то мы все виноваты, только забываем и не видим часто..) ВЕРНО ЛИ?
apell / 07.09.2013, 19:58

2. Re: О прощении

Прощение означает невинное страдание за виновного

Сегодня это забыто и, в силу усиления ожесточения, вызовет даже непонимание. А ведь в старой России было немало людей, которые принимали на себя вину убийцы и шли за него на каторгу. Сегодня - уму не постижимо. Нам нужно очень опасаться юридизма, который пробрался к нам с Запада еще в XVIII в. и сегодня утверждается медведевыми и иже с ними. Спасибо, отче за глубокое, духовное, истинно православное проникновение в тайну Христова Прощения.
Адриан Роум / 07.09.2013, 12:52

1. Re: О прощении

«Боже, прости им, не знают, что творят!»

Есть предположение, что прорабы апокалипсиса Третьго Рима наоборот, очень даже осознают - потому и творят.
Лебядкин / 07.09.2013, 06:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Эта яркая притча раскрывает судьбу Израиля, и не только его
Евангелие четверга (Лк, 100 зач., 20, 9—18)
12.12.2024
Кто дал эту власть тем, кто сегодня у власти?
Евангелие среды (Лк, 99 зач., 20, 1—8)
11.12.2024
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Что предвещает звон монет среди молитвы в Храме
Евангелие вторника (Лк, 98 зач., 19, 45—48)
10.12.2024
Никакой другой город не оплакивал так Господь, как Иерусалим
Евангелие понедельника (Лк, 97 зач., 19, 37—44)
09.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
12.12.2024 12:15
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 11:52
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 11:15
Трамп за белых, Трамп за бедных!
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:45
Расследование показало: Covid-19 — рукотворный
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:40
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 10:30
«Несчастная страна!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:29