«Почему это так? – продолжил владыка. – Потому что тварь чувствует своего Творца, хотя и сопротивляется этому чувству, отталкивает его от себя. Нам надо двигаться к пониманию того, что богоустановленное монархическое государственное устройство – есть то единственное, что в состоянии воскресить Россию как Святую Русь. Все прочее, будь то любой вариант так называемого "либерального" государства, либо то, что сегодня иногда зовут "красной цивилизацией", чей зловещий символ остается непогребенным, оскверняя главную площадь страны, - все-все это уже было нами испробовано на собственных плоти и душе, и лишь влачило нас от смуты к смуте».
По словам архиерея, к Первой мировой войне Россия подошла с превосходными экономическими показателями, «казалось бы, сильной и могущественной». Но «все сегодня знают, что случилось всего-то тремя годами позже», - напомнил он. «К последней декаде XX в. Россия подсоветская подошла подлинной сверхдержавой. А спустя один-единственный год наступила Третья Русская Смута. Но, по промыслу Божию, в эти годы распада восстала и укрепилась Русская Православная Церковь, которую противники ее, по своей духовной слепоте, полагали окончательно разрушенной и лишенной всякого влияния», - заметил он.
«Усвоение всем народом и каждым из нас в отдельности необходимости богоустановленной Монархии для России – процесс сложный и часто мучительный. Но, может быть, устав от лицезрения всемирной политической нечистоплотности и жестокости, нам будет легче осознать, что только Самодержавный Государь – неподкупен, только он не имеет нужды в подковерных политических интригах, не заинтересован ни в каком "лобби", и по самой сути своего служения не может предать интересы своей страны в пользу ее недоброжелателей. Представляется, что время для такого осознания – благоприятное. Нынешний российский Президент, с которым я имел честь встречаться, верно ощутил царский путь государственного строительства, выводящий Россию из бездны, в которой она едва не погибла "во взаимогрызне от отчаянности" (слова Священномученика Митрополита Вениамина Петроградского). Особенно радует стремление Президента к некоему варианту Симфонии Церкви и государства, без чего восстановление Святой Руси в принципе невозможно. Эти взгляды Президента России нашли свое выражение в той немаловажной роли, которая была отведена ему историей в богоугодном деле восстановления русского Церковного единства в 2007 году. Остается лишь сожалеть, что те, кто именовал и именует себя ревнителями Русской Церкви и патриотами Исторической России, противятся этому единству, стараются подорвать его, не брезгуя клеветой и прочими подобными методами. В результате все эти "ревнители" и "патриоты", не ведая, что творят, оказываются среди крайних ненавистников Русской Церкви, русского православного народа и русской государственности», - подчеркнул владыка.
Что же касается восстановления монархии, «когда Господь сподобит сбыться пророчествам Преп. Старца Серафима, Свят. Праведного Иоанна Кронштадского и других богоносных отцов», - тогда, сказал архиепископ Гавриил, «можно надеяться, будет созван Поместный Земский Собор, как это произошло в 1613 г. И на Соборе этом, конечно, не следует, да и немыслимо будет настаивать на необходимости ограничиться какой-то определенной династией. Этот Собор, о котором мы говорить покуда не дерзаем, и призовет, - подчеркнем, - призовет, а не изберет "голосами представителей", - того, кому Господь поручит хранить Землю Русскую».