Поприветствовав участников заседания, глава Правительства Дмитрий Медведев напомнил о скором начале учебного года и сообщил о том, что им подписано постановление о создании специальной информационной базы, в которой будут собраны результаты проверок учебных заведений. «Это позволит реально оценивать результаты их работы, причём по стандартам, единым для всех регионов нашей страны, и, конечно, содержательно совершенствовать учебный процесс, делать его более насыщенным, более профессиональным», - подчеркнул он.
Коснувшись высших учебных заведений, Д.Медведев подчеркнул, что в их задачу входит «готовить специалистов по наиболее востребованным направлениям, ориентироваться на ситуацию с трудовыми ресурсами в том регионе, где расположен соответствующий университет, учитывать предложения и федеральных ведомств, и, конечно (и это главное на самом деле), предпринимательского сообщества». «Однако реальная картина совсем другая, - продолжил он. – Очень часто там, где, скажем, развивается авиастроение или металлургия, нужны инженеры, конструкторы, а на рынке труда в основном экономисты и юристы, но они, собственно, у нас везде. В результате современным высокотехнологичным производствам не хватает квалифицированных кадров, а выпускники не могут найти работу по специальности. Я об этом как раз недавно, несколько дней назад, говорил с участниками молодёжного форума, который проходит в Пятигорске, – о том, какова должна быть судьба университетов, выпускники которых вообще не востребованы на рынке труда. Что с ними делать? Здесь, конечно, заметную роль играют те регионы, где высшая школа существует традиционно, давно и является интегральной частью жизни. Это Новосибирская область, Приморский край, некоторые другие регионы и, конечно, Москва и Петербург».
Премьер отметил, что необходимо поддерживать те высшие учебные заведения, «которые напрямую работают с промышленными предприятиями, которые напрямую работают с компаниями, работодателями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты, и чьи выпускники, желательно задолго до окончания обучения, связывают своё будущее с тем местом, где живут и учатся, и уверены в том, что получат интересную и нормально оплачиваемую работу». «Именно для таких учебных заведений нужно предусматривать наибольшее количество бюджетных мест, на конкурсной основе отбирать образовательные и научно-исследовательские проекты, оказывать соответствующую господдержку, стимулировать деловые круги к участию в их финансировании. Это, кстати, и хороший ориентир для бизнеса, чтобы определиться, где можно создавать новые производства, а для регионов – развивать свой инновационный и технологический потенциал», - подчеркнул глава Правительства.
Говоря о повышении конкурентоспособности российских университетов, Медведев заявил, что современный университет – «это в первую очередь вуз, который участвует в формировании мировых образовательных стандартов и прочно вписан в систему международного сотрудничества». «Не скрою, - добавил он, - цель весьма амбициозная, но других целей, наверное, и быть не должно. В конце прошлого года утверждён соответствующий план мероприятий, на конкурсной основе отобрано 15 лучших университетов, которым будет предоставлена господдержка – каждому около 600 млн рублей или чуть меньше». Среди победителей, сообщил он, оказалось три федеральных, 11 национальных исследовательских университетов и один вуз, который реализует программу специального стратегического развития.
«Кроме того, мы рассмотрим очень важный вопрос – распределение субсидий регионам, которые реализуют программы ипотечного кредитования для молодых учителей (это категория до 35 лет). Эти деньги пойдут на уплату первоначального взноса. Причём кредит выдаётся по ставке существенно ниже нынешней рыночной – 8,5%. Считаю эти программы чрезвычайно важными. Ведь создать для педагогов, для молодых педагогов, нормальные жилищные условия – общая задача и Федерации, и регионов, и вообще всей страны», - отметил Медведев.