«Жизнь этих святых по-настоящему являет нам пример семейной жизни»

Протоиерей Виктор Горбач о поучительности жития преподобных Петра и Февронии Муромских

0
759
Время на чтение 5 минут
Хотелось бы всех читателей «Русской народной линии» поздравить с замечательным праздником – Днем семьи, любви и верности, который отмечается в России с 2008 года и связан с памятью преподобных Петра и Февронии Муромских. Историки отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Жизнь этих святых по-настоящему являет нам пример семейной жизни, любви, самопожертвования, уважения, взаимной помощи. Читая их жизнеописание, особенно исследуя те документы, сохранившиеся свидетельства и летописи, которые рассказывают об их жизни, еще раз понимаешь, что в жизни ничего не бывает случайного, и то, что с 2008 года у нас появился новый праздник, связанный с этими святыми, очень промыслительно.

Петр и Феврония до своего супружества принадлежали к разным социальным группам. Петр был князем, а Феврония – дочерью простых поселян, ее отец был бортником (собирал мед диких пчел), а мать вела домашнее хозяйство. Несмотря на эту разницу, Петр и Феврония встретились, причем эта встреча произошла при особых обстоятельствах – Петр заболел и нигде не мог найти исцеления. Когда его слуги разыскивали человека, способного излечить князя, они нашли Февронию – простую девушку, которая согласилась вылечить князя.

Та социальная разница, которая была между ними, не позволила им сразу стать мужем и женой, для этого потребовалось еще одно чудо, когда Петр, уже исцеленный Февронией, заболел снова, и лишь тогда понял, что он должен выполнить обещание, данное им Февронии о том, что он возьмет ее в жены.

А дальше, как часто бывает, зависть и интриги сопровождают людей, находящихся у власти. Всегда кто-нибудь распускает слухи, так и до князя стали доходить различные слухи о его супруге, которым он не верил. Князь сохранял верность своей жене, даже, когда бояре поставили ему ультиматум, что его супруга-крестьянка должна оставить князя, тогда он ушел из Мурома вместе с ней. Князь и княгиня покинули город, оставили свою власть, и это очень важный урок для каждого из нас.

Часто нам со стороны кажется, что управлять очень просто, и если бы мы чем-то управляли, то это у нас получилось бы намного лучше, правильнее, качественнее, чем у тех, кто принимает решения. Но когда действительно человеку, который все критикует, достается реальная власть, то часто бывает, что он не знает, что с ней делать и как себя вести. Так произошло и в Муроме. Когда князь покинул город, то бояре просто переругались между собой, произошло кровопролитие, и в результате им пришлось просить, чтобы Петр и Феврония вернулись княжить в Муром.

Сегодня можно услышать информацию, что у Петра и Февронии не было детей. Не понятно, на основе чего распространяется такая информация, но если мы будем внимательно изучать исторические документы, то в Лаврентьевской летописи упоминается о том, что у Петра и Февронии были дети. У них было двое сыновей – Юрий и Святослав, а также дочь Евдокия. Это тоже очень важно, так как, когда праздник стал государственным, то скептики и критики стали говорить, мол, какой же Петр и Феврония пример семьи, если у них не было детей. На самом деле это не так. И это еще один урок того, как важно изучать отечественную историю.

Протоиерей Виктор ГорбачПетр и Феврония вернулись в город, продолжили им управлять. В преклонных годах князь и княгиня передали власть своему сыну, а сами по обоюдному решению ушли в монастырь. И это удивительный пример целеполагания. Для современных людей кажется странным и непонятным, зачем люди уходят в монастырь. Но ничего странного в этом нет. Дело в том, что наши предки называли Россию Святой Русью и говорили так, потому что целью жизни людей, особенно в средние века, в том числе и у правящего слоя, было спасение души. Именно поэтому многие князья в преклонные годы, когда силы для активной общественной жизни заканчивались, уходили в монашество. Вспомним, что и святой благоверный князь Александр Невский принял монашеский постриг и многие другие князья и княгини – представители элиты общества тех веков. Это хороший урок для всех нас, чтобы задать себе вопрос: а каковы наши цели, к чему мы стремимся?

По всей видимости, у Петра и Февронии был какой-то личный духовный опыт, какое-то откровение, потому что они в этом смысле дерзновенно ожидали, что их земная жизнь закончится в один день. После того, как они приняли монашество, они находились в разных монастырях, но при этом соорудили для себя единый на двоих гроб с перегородкой. Безусловно, это не было общей традицией для того времени. Но, по всей видимости, то откровение, какое они получили, религиозный опыт, который они пережили, так дерзновенно направлял их на это действие.

О еще одном важном чуде повествует летопись. Мы отмечаем день памяти Петра и Февронии 8 июля, то есть 25 июня по старому стилю, обычно на этот день указывают как на дату их смерти. Однако Лаврентьевская летопись гласит следующее: В лето 6736 умре сын Давидов Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная. Той же недели представися и сам Давид Муромский в черньцих и в схиме. Указание летописей на то, что кончина князя Давыда (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей.

В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени.

Земная жизнь этих удивительных угодников Божиих завершилась в один день. Их отношения являются очень важным и удивительным примером семейной жизни, для миллионов людей, которые думают, на каких принципах им строить свою семью. Пример Петра и Февронии показывает, что, несмотря на социальные различия, несмотря на разное происхождение, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, трудности, если люди по-настоящему любят друг друга, то они сохраняют эти добрые отношения на всю жизнь. Безусловно, трое детей Петра и Февронии тоже очень важный плод их семейной жизни. Совместное их решение принять монашество, а затем окончание земной жизни в один день при очень трогательных обстоятельствах – это тоже важно и поучительно для всех нас.

Несмотря на то, что, при проявлении этого праздника звучали разные точки зрения, обсуждалось, было ли особое почитание этих святых как покровителей семейной жизни или не было, сегодня эта традиция в России начинается. Мы видим, что в разных уголках нашей страны появляются храмы в честь Петра и Февронии, проходят праздники и мероприятия памяти этих святых. Люди, простые верующие, приходят в храмы и просят молитвенной помощи у этих святых в своей семейной жизни. Я вижу по жизни нашего прихода, что люди получают эту помощь. Это говорит, что Церковь находится вне времени, и, несмотря на то, что раньше, может быть, к этим святым так широко никто не обращался как к семейным заступникам, то сегодня эта традиция есть. Видно, что этот праздник с каждым годом приобретает все более значительный масштаб и большее значение для всех жителей России и говорит всем нам о важности семейных ценностей как основы нашей жизни.

Протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Жизнь этих святых по-настоящему являет нам пример семейной жизни»

Семья - это там, где дети, много детей.
рудовский / 08.07.2013, 18:21

1. Re: «Жизнь этих святых по-настоящему являет нам пример семейной жизни»

Чудесный светлый русский праздик в нашей унылой жизни. Надо не стыдиться чаще напоминать о нём людям - в том числе и на * марта и на "валентинки".
Лебядкин / 08.07.2013, 13:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Виктор Горбач
Все статьи Протоиерей Виктор Горбач
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.12.2024 11:24
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04