Небо на земле

На концерте Павле Аксентьевича

0
249
Время на чтение 4 минуты
Лет восемь назад, когда я начинал интересоваться историей Византии, а вместе с этим и проблемой поствизантийского пространства, с большим интересом открывал для себя, что великое византийское искусство живо и сегодня. Из дивной византийской живописи, и прежде всего, иконописи, до нас дошли многие выдающиеся образцы. Познакомиться с ними можно и сегодня как в музеях, так и в храмах. Дошли и многие тексты византийской литературы. Подробно изучена история империи. Всё это, конечно же, прекрасно даёт понятие о жизни Византии, нашей предшественницы. Однако помимо этого хотелось ощутить что-то особенно византийское, живое. И вот примерно в то же время я услышал нечто удивительное – живой голос Византии! Это были византийские и средневековые сербские, в основном церковные, песнопения в исполнении Дивны Любоевич. Это удивительное, чудесное, ни на что не похожее искусство вокала. Так и возникали при её пении живые образы Византии. И в то же, примерно, время я услышал и другой голос Византии – это некто Павле Аксентьевич. Это имя было не так известно, как имя дивной Дивны. Слышал всего лишь несколько записей Павле, которые тоже производили превосходное впечатление чистотой и пронзительностью голоса, необычной манерой исполнения. Однако слушал я эти записи реже.

И вот позавчера вечером перед тем, как выйти из интернета, проглядывал некоторые новости Вконтакте, и случайно в одной из них увидел объявление «Знаменитый сербский хор под управлением Павле Аксентьевича приезжает в Царское Село, и даёт бесплатный концерт 21 мая в честь 400-летия дома Романовых». Вот уж я удивился – надо же, как повезло – ведь мог просто не заметить объявление, никто бы не подсказал. Сообщил одному другу, также большому любителю Сербии и Византии. И вот в назначенный час мы отправляемся на концерт, практически ничего не зная об этом исполнителе, об этом коллективе. Я слышал всего лишь несколько записей, а друг и того не слыхал.

Хотя концерт и был бесплатный, но широкой рекламы не было. Однако зал процентов на 80 был заполнен. Гаснет свет, и на сцену выходят пятеро мужчин в чёрных строгих одеждах. Посередине стоит сам маэстро Павле Аксентьевич, управляет хором, а с двух сторон рядом с ним по два человека. Самому маэстро на вид лет 60 (хотя в конце он сказал, что ему уже восьмой десяток лет), очень благородная внешность: округлое славянское лицо с небольшой седой бородой, роста среднего, даже слегка коренастый. Ещё один участник коллектива на вид такого же возраста, как Павле, а трое остальных молодые – лет по 25-30. Встали полукругом. Павле даёт сигнал камертона и четверо коллег начинают тянуть иссон – это одна бесконечная нота, которая не прерывается на протяжении всего песнопения, она символизирует Вечность в средневековом вокальном искусстве. Когда у одного певца заканчивается воздух, он на секунду останавливается, набирает воздух, и продолжает, а другие всё тянут эту ноту, и так по очереди, а в целом получается однообразное постоянство. А на фоне этого Вечного иссона раздаётся дивный, чудесный голос Павле Аксентьевича – это он поёт средневековые византийские (на греческом языке) и сербские песнопения.

Это удивительно ясный, пронзительный, мощный и одухотворённый голос! Думается, что для такого пения мало иметь только вокальное мастерство. Для этого у исполнителя должна быть светлая, чистая душа. Не даром Павле так часто ездит по древним обителям, в частности, по монастырям Афона. В таких местах он словно впитывает в себя всю тысячелетнюю великую византийскую культуру, и потом доносит до наших огрубевших душ. И в такие моменты, слушая это чудное пение, ты уносишься мыслями и духом куда-то ввысь. Вся твоя сиюминутная жизнь кажется такой мелкой, скудной, и ничего не значащей. Хочется стать лучше. Ты понимаешь на фоне такого пения, насколько всё измельчало в нашей жизни, как далеки мы от Великого Образца, по которому нужно жить, уклонились от него куда-то далеко, далеко, чуть ли не на край пропасти, от которого надо срочно уйти и вернуться на правильную дорогу. В какие-то заоблачные космические дали уносит тебя такой одухотворённый голос Павле Аксентьевича и его коллег!

Долго длилось это прекрасное пение, около часа. А после этого подошло второе отделение, в котором звучали сербские народные песни. И вот уже коллеги Павле берут в руки народные инструменты: флейту, две домры и барабан, а сам Павле продолжает петь. И начинается не менее чудесное действие. Эта старинная балканская музыка настолько обаятельна, зажигательна, харизматична! Голос маэстро такой чудный! Это сочетание прекрасных инструментов, ритма, энергетики, голоса, буквально переносит тебя в средневековую Сербию, согревает сердце! Потрясающие песни! И сейчас, спустя уже сутки после концерта, их ритмы и голос Павле Аксентьевича не покидают моё воображение!

Благо, что при желании можно в интернете найти много записей этого прекрасного коллектива! Но живое исполнение, конечно, не сравнится ни с чем! Давно я не получал таких сильных впечатлений от музыки и пения! После каждой песни публика неистово аплодировала, кричала «браво!». Концерт шёл часа два, надо было заканчивать, но, видя такой горячий приём, Павле всё пел и пел, и одна песня была лучше другой! Малые дети прямо на зрительских местах пританцовывали, вовлекаясь в изворотливые, богатые балканские ритмы, зрители несли на сцену цветы. Мой сосед, зная некоторые сербские слова, кричал «Хвала» - это «спасибо» по-сербски – и в это время целый ряд молодёжи, сидевший перед нам, обернулся в нашу сторону – это была сербская молодёжь, с некоторыми из них мы даже смогли пообщаться немного после концерта. В самом конце из этого ряда на сцену вышла женщина-переводчица, и у Павле появилась возможность обратиться к публике. Он сказал, что ему уже восьмой десяток лет, что он долго болел и до последнего момента не знал, состоится этот концерт, или нет, но потом решил, что пусть, даже и плохо, но будет петь для царскосельской публики, поскольку не представляет своей жизни без пения. Сказал, что в последнее время очень любит петь колыбельные песни, которые по преданию Богородица пела младенцу-Христу, и что в это время он вспоминает своё детство, и свою колыбель, когда ему пели такие же песни. Публика с любовью и восторгом принимала все слова и песни маэстро.

Когда концерт всё же закончился, мы с товарищем на обратном пути долго обсуждали это удивительное событие, вели разговор о том, что мы принадлежим к византийской культуре, однако как мало сегодня в наших СМИ, и особенно по телевизору можно услышать, увидеть вот такие замечательные концерты. Мы вынуждены их выискивать в отдалённых уголках интернета, или вот так случайно выходить на них по объявлениям, в то время как они должны широко пропагандироваться. Одним словом, концерт произвёл неизгладимое впечатление и оставил глубокий след в наших душах!

Вадим Сергеевич Грачев, доцент Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
В Мордовии нашли пропавшего молодого парня мертвым: читать
Весной произойдут ограничения в списках на выдачу ипотеки
Кабаева на публичном мероприятии показала кто ее любовь: СМИ
Сегодня был убит многим известный Демьян Ганул

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Сергеевич Грачев
Денис Антипов: пробуждающий русские души
Об атамане артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца
15.10.2018
У Бога все живы...
К 80-летию со дня мученической кончины священника Николая Ивонинского
29.04.2018
Не русский Рэмбо, а просто русский
К годовщине со дня героической гибели Александра Прохоренко
17.03.2017
Все статьи Вадим Сергеевич Грачев
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Константин В.
02.03.2025 21:59
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 20:36
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 17:30
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от Zakatov
02.03.2025 17:10
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2025 10:38
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
02.03.2025 09:27