Небо на земле

На концерте Павле Аксентьевича

0
248
Время на чтение 4 минуты
Лет восемь назад, когда я начинал интересоваться историей Византии, а вместе с этим и проблемой поствизантийского пространства, с большим интересом открывал для себя, что великое византийское искусство живо и сегодня. Из дивной византийской живописи, и прежде всего, иконописи, до нас дошли многие выдающиеся образцы. Познакомиться с ними можно и сегодня как в музеях, так и в храмах. Дошли и многие тексты византийской литературы. Подробно изучена история империи. Всё это, конечно же, прекрасно даёт понятие о жизни Византии, нашей предшественницы. Однако помимо этого хотелось ощутить что-то особенно византийское, живое. И вот примерно в то же время я услышал нечто удивительное – живой голос Византии! Это были византийские и средневековые сербские, в основном церковные, песнопения в исполнении Дивны Любоевич. Это удивительное, чудесное, ни на что не похожее искусство вокала. Так и возникали при её пении живые образы Византии. И в то же, примерно, время я услышал и другой голос Византии – это некто Павле Аксентьевич. Это имя было не так известно, как имя дивной Дивны. Слышал всего лишь несколько записей Павле, которые тоже производили превосходное впечатление чистотой и пронзительностью голоса, необычной манерой исполнения. Однако слушал я эти записи реже.

И вот позавчера вечером перед тем, как выйти из интернета, проглядывал некоторые новости Вконтакте, и случайно в одной из них увидел объявление «Знаменитый сербский хор под управлением Павле Аксентьевича приезжает в Царское Село, и даёт бесплатный концерт 21 мая в честь 400-летия дома Романовых». Вот уж я удивился – надо же, как повезло – ведь мог просто не заметить объявление, никто бы не подсказал. Сообщил одному другу, также большому любителю Сербии и Византии. И вот в назначенный час мы отправляемся на концерт, практически ничего не зная об этом исполнителе, об этом коллективе. Я слышал всего лишь несколько записей, а друг и того не слыхал.

Хотя концерт и был бесплатный, но широкой рекламы не было. Однако зал процентов на 80 был заполнен. Гаснет свет, и на сцену выходят пятеро мужчин в чёрных строгих одеждах. Посередине стоит сам маэстро Павле Аксентьевич, управляет хором, а с двух сторон рядом с ним по два человека. Самому маэстро на вид лет 60 (хотя в конце он сказал, что ему уже восьмой десяток лет), очень благородная внешность: округлое славянское лицо с небольшой седой бородой, роста среднего, даже слегка коренастый. Ещё один участник коллектива на вид такого же возраста, как Павле, а трое остальных молодые – лет по 25-30. Встали полукругом. Павле даёт сигнал камертона и четверо коллег начинают тянуть иссон – это одна бесконечная нота, которая не прерывается на протяжении всего песнопения, она символизирует Вечность в средневековом вокальном искусстве. Когда у одного певца заканчивается воздух, он на секунду останавливается, набирает воздух, и продолжает, а другие всё тянут эту ноту, и так по очереди, а в целом получается однообразное постоянство. А на фоне этого Вечного иссона раздаётся дивный, чудесный голос Павле Аксентьевича – это он поёт средневековые византийские (на греческом языке) и сербские песнопения.

Это удивительно ясный, пронзительный, мощный и одухотворённый голос! Думается, что для такого пения мало иметь только вокальное мастерство. Для этого у исполнителя должна быть светлая, чистая душа. Не даром Павле так часто ездит по древним обителям, в частности, по монастырям Афона. В таких местах он словно впитывает в себя всю тысячелетнюю великую византийскую культуру, и потом доносит до наших огрубевших душ. И в такие моменты, слушая это чудное пение, ты уносишься мыслями и духом куда-то ввысь. Вся твоя сиюминутная жизнь кажется такой мелкой, скудной, и ничего не значащей. Хочется стать лучше. Ты понимаешь на фоне такого пения, насколько всё измельчало в нашей жизни, как далеки мы от Великого Образца, по которому нужно жить, уклонились от него куда-то далеко, далеко, чуть ли не на край пропасти, от которого надо срочно уйти и вернуться на правильную дорогу. В какие-то заоблачные космические дали уносит тебя такой одухотворённый голос Павле Аксентьевича и его коллег!

Долго длилось это прекрасное пение, около часа. А после этого подошло второе отделение, в котором звучали сербские народные песни. И вот уже коллеги Павле берут в руки народные инструменты: флейту, две домры и барабан, а сам Павле продолжает петь. И начинается не менее чудесное действие. Эта старинная балканская музыка настолько обаятельна, зажигательна, харизматична! Голос маэстро такой чудный! Это сочетание прекрасных инструментов, ритма, энергетики, голоса, буквально переносит тебя в средневековую Сербию, согревает сердце! Потрясающие песни! И сейчас, спустя уже сутки после концерта, их ритмы и голос Павле Аксентьевича не покидают моё воображение!

Благо, что при желании можно в интернете найти много записей этого прекрасного коллектива! Но живое исполнение, конечно, не сравнится ни с чем! Давно я не получал таких сильных впечатлений от музыки и пения! После каждой песни публика неистово аплодировала, кричала «браво!». Концерт шёл часа два, надо было заканчивать, но, видя такой горячий приём, Павле всё пел и пел, и одна песня была лучше другой! Малые дети прямо на зрительских местах пританцовывали, вовлекаясь в изворотливые, богатые балканские ритмы, зрители несли на сцену цветы. Мой сосед, зная некоторые сербские слова, кричал «Хвала» - это «спасибо» по-сербски – и в это время целый ряд молодёжи, сидевший перед нам, обернулся в нашу сторону – это была сербская молодёжь, с некоторыми из них мы даже смогли пообщаться немного после концерта. В самом конце из этого ряда на сцену вышла женщина-переводчица, и у Павле появилась возможность обратиться к публике. Он сказал, что ему уже восьмой десяток лет, что он долго болел и до последнего момента не знал, состоится этот концерт, или нет, но потом решил, что пусть, даже и плохо, но будет петь для царскосельской публики, поскольку не представляет своей жизни без пения. Сказал, что в последнее время очень любит петь колыбельные песни, которые по преданию Богородица пела младенцу-Христу, и что в это время он вспоминает своё детство, и свою колыбель, когда ему пели такие же песни. Публика с любовью и восторгом принимала все слова и песни маэстро.

Когда концерт всё же закончился, мы с товарищем на обратном пути долго обсуждали это удивительное событие, вели разговор о том, что мы принадлежим к византийской культуре, однако как мало сегодня в наших СМИ, и особенно по телевизору можно услышать, увидеть вот такие замечательные концерты. Мы вынуждены их выискивать в отдалённых уголках интернета, или вот так случайно выходить на них по объявлениям, в то время как они должны широко пропагандироваться. Одним словом, концерт произвёл неизгладимое впечатление и оставил глубокий след в наших душах!

Вадим Сергеевич Грачев, доцент Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Сергеевич Грачев
Денис Антипов: пробуждающий русские души
Об атамане артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца
15.10.2018
У Бога все живы...
К 80-летию со дня мученической кончины священника Николая Ивонинского
29.04.2018
Не русский Рэмбо, а просто русский
К годовщине со дня героической гибели Александра Прохоренко
17.03.2017
Все статьи Вадим Сергеевич Грачев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
22.11.2024 13:51
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56