«Общественная палата действительно занимается вопросами преподавания уроков литературы в школе. Проблемам литературы были посвящены слушания, которые проходили в октябре 2012 и в январе 2013 годов. В них приняли участие известные представители педагогического сообщества, ученые, писатели, которые приняли ряд рекомендаций по этой проблеме.
В своей деятельности комиссия Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия пытается максимально взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с Минкультуры России. В частности обсуждается вопрос создания единой рабочей группы по разработке методических рекомендаций для преподавания литературы», — рассказал он.
«Никаких поручений Минкультуры России по данному вопросу не могло быть в принципе. Так же как и предложения министра возглавить данную рабочую группу мне. Такого рода разработками должны заниматься в первую очередь известные представители педагогического сообщества, ученые, профессионалы», — подчеркнул глава Комиссии.
Министерство культуры данную информацию также опровергает. «Информация, появившаяся в ряде СМИ о том, что «В.Мединский предложил Общественной палате разработать школьный учебник литературы, воспитывающий "глубокий и спокойный патриотизм" и "гордость за нашу многонациональную страну" и формирующий "ценности крепкой традиционной семьи"», не соответствует действительности», - сказано в сообщении, опубликованном на сайте Министерства культуры.
«Никаких «поручений» Общественной палате министр культуры не давал и давать не мог. Разработка учебников относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации. В Министерстве культуры Российской Федерации никаких рабочих групп по созданию каких бы то ни было учебных пособий нет и не планируется. Вопреки заявлениям тех же СМИ, статс-секретарь-заместитель Министра Григорий Ивлиев в разговоре с корреспондентом опроверг информацию о существовании рабочей группы в Министерстве культуры Российской Федерации и порекомендовал обратиться с вопросами в Министерство образования и науки Российской Федерации», - сказано в заявлении советника министра, пресс-секретаря Ю.С.Зазулиной.
В свою очередь, Пожигайло заявил: «Никакой речи не может идти "об особом контроле" при изучении творчества некоторых классиков русской литературы, "списке потенциально опасных произведений" Тургенева, Некрасова, Островского и прочих идеях, которые иначе, чем бредовыми не назовешь, и которые автор статьи приписывает мне. Остается только сожалеть, что уважаемая мною газета "Известия" опубликовала данный опус».
Члены Общественной палаты Сергей Волков и Андрей Дементьев также считают, что разработкой школьной программы должно заниматься Министерство образования.
«Из собственного опыта могу сказать, что список литературы для прочтения в школе перегружен. Пересмотр школьной программы по литературе — давняя проблема, но решать ее нужно аккуратно и не скоропалительно. Этим вопросом должны заниматься специалисты, которые разрабатывают школьную программу по литературе. В первую очередь, это вопрос Министерства образования», — уверен член ОП, учитель русской литературы и русского языка Сергей Волков. «Произведения Булгакова, Островского, Тургенева, Некрасова, Салтыков-Щедрина и других писателей-классиков должны остаться в программе. Без сомнения, эти книги формируют и развивают детей», — добавил он.
«Ни в коем случае нельзя исключать из школьной литературы произведения, которые признаны классикой. Нельзя с бухты-барахты совершать такие действия», — заявил член ОП, поэт Андрей Дементьев. «Прежде чем принимать любые решения, связанные с учебным процессом, необходимо посоветоваться с учеными, педагогами, студентами. К тому же существует практика преподавания литературы, наработанная многими годами, которую необходимо учитывать. Всю жизнь учителя самостоятельно анализировали и помогали ученикам понять суть произведений. Сегодня выработкой каких бы то ни было рекомендаций по поводу того, как следует и уж тем более как не следует преподавать литературу в школе нужно заниматься предельно аккуратно. Это задача Министерства образования, Академии педагогических наук и представителей гражданского общества», — считает Дементьев.