«Дорогие друзья, рад вас приветствовать в канун одного из главных праздников Православной Церкви и в целом исторического Христианства, праздник, который называется Крещение, или Богоявление. В древней Церкви он назывался именно Богоявление, и он разделялся на два праздника – событие Рождества Христова и событие Крещения в Иордане от его предшественника и провозвестителя той миссии, которой он будет заниматься, Иоанна. Рождество мы отметили 7 января, а 19 января празднуется Крещение. В начале своего служения, достигнув возраста 30 лет, Христос выходит к реке Иордан, где осуществляет свою проповедь Иоанн Предтеча. Слова Иоанна "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" были и началом проповеди Иисуса Христа. Сначала Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа. На древнегреческом языке слово "баптидзо", крещение, означало полную перемену человека. Иоанн, понимая, что перед ним безгрешный Сын Божий, сначала отказывается крестить Христа. Но слышит слова "Крести меня, Иоанн, потому что нам надлежит совершать правду". И в это время происходит Богоявление, Дух Святой спускается над головой Спасителя, и с неба раздается голос Отца "это Сын мой возлюбленный, на котором мое благоволение". Это и есть богословское, духовное содержание праздника, оно состоит из нескольких аспектов. С одной стороны, Спаситель исполняет всякую правду, с другой стороны, изменяет свойства воды, и при таинстве крещения человек получает освобождение от грехов, и личных, и тяготеющих на нем от родителей. И третье – космическая суть праздника, освящается природа воды, она приходит в то состояние, о котором говорилось в Библии. Это восстановление произойдет в последние времена, но провозвестителем этого является событие Крещения на Иордане», - рассказал отец Максим.
Говоря об установившейся на Руси традиции крещенских купаний, отец Максим заметил: «Мы должны отчетливо разделять две вещи. Обе по-своему хорошие, но друг другу не тождественные, и просто по факту совпадающие сегодняшние числа. Моржевание, или закаливание, в том числе погружение в холодную воду зимой, в ванной, в проруби. Вообще закаляйся, если хочешь быть здоров, это мы знаем. Происходят определенные процессы в организме, эндокринный всплеск, ощущение радости. Каждый, кто практиковал, знает это на собственном опыте. Второе – если погружение совершается с верой в память о Крещении Христа в Иордане. Тогда должна быть на первом месте религиозная составляющая. Человек окунается не потому, что хочет второй или десятый раз креститься, потому что креститься можно только один раз, а потому что желает актуализировать не только на уровне интеллекта, но и всем своим существом память о Крещении Спасителя в Иордане, прикоснуться к тому великому событию. Возможно, более ощутимо. В таком случае получается не только польза для оздоровления организма, но и польза душевная».
При этом, подчеркнул пастырь, «за благословением купаться в проруби следует обращаться к священнику, который Вас знает», так как благословлять всех, не зная, у какого какие недуги, «было бы безответственно и нагло». «Поэтому стоит сходить к доктору, а во-вторых, пойти в ближайший храм и посоветоваться о том, стоит ли совершать такое купание», - отметил пастырь.
Что же касается детских погружений в студеную воду, то, отметил пастырь, он не уверен в целесообразности «пугать ребенка неожиданным погружением в какую-нибудь подмосковную речку, или Амур, Обь, Иртыш». «По крайней мере, здесь точно следует посоветоваться с медиками, получить совет священника, - отметил он. - И должно быть доброе, искреннее побуждение родителей. Скорее всего, должно быть так, чтобы ребенок зажегся этим желанием, достигнув какого-то отроческого возраста. И тогда это останется ярким впечатлением детства на всю жизнь».
Отвечая на вопрос, обязательно ли окунаться в купель на Крещение, отец Максим сказал: «В праздник Крещения Господня, как и в любой другой великий праздник, Церковь призывает нас прежде всего сознательно оказаться на богослужении. Прийти не просто с бидончиком, чтобы унести с собой воды, а чтобы помолиться на службе и постараться прикоснуться к тому содержанию праздника, который совершается в церкви. Значительно более распространенной традицией, чем погружение в купель, является взятие с собой святой воды, которая освящается дважды – в канун праздника, 18 января, на утреннем богослужении, и в самый день праздника, 19 января, также в конце утренней службы. Эту воду уносим с собой домой, храним в каком-нибудь достойном месте, желательно не с бытовыми продуктами, употребляем по мере необходимости для пользы души и тела внутрь. А также в эти дни, 18 и 19-го, принято окроплять свой дом святой водой. Берете кисточку, и с какой-нибудь известной вам молитвой, лучше всего тропарь Крещения, обходите свой дом со святой водой. Это многовековая добрая традиция, в ней особенно радостно участвуют детки в семье, и это можно посоветовать каждому, в том числе и начинающему христианину».
На заданный вопрос о согревании алкоголем перед купанием, отец Максим ответил так: «В православной традиции нет ханжеского отношения к алкоголю. Предписания безусловного воздержания от разумного количества вина Православие не знает. Лично человек может взять на себя такой подвиг, но это не является обязательным для всех. Хотя пьянство, конечно, есть грех, в православном понимании. А вот перед погружением в прорубь, или иордань, я бы не советовал принимать любых допингов, в том числе и алкогольных. Если уж хотите совершить такой подвиг, как крещенское погружение то постарайтесь сделать это горячим сердцем и трезвым сознанием».
Пастырь также подчеркнул, что погружение в Иордань – «это все же не сатурналии, и не какой-то праздник наготы посреди зимы». Поэтому «не нужно устраивать из этого демонстрации собственных прелестей или, наоборот, уже возрастных изъянов». «Но и в шубе не стоит погружаться, - сказал священник. - Кто делает так, по-видимому, не внял нашему совету про алкоголь. Существуют специальные рубашечки для погружения в купель. Если у вас грибки на ногах - наверное, стоит одеть носки, потому что кто его знает, при какой температуре споры грибков передаются окружающим. Поэтому пожалейте ближних, не оставляйте грибки на ступеньках купальни».
Сам же священник признался, что погружаться в прорубь не будет: «Я уже говорил, что я не фанат этого, и январь – месяц, очень обильный для каждого священника праздничными богослужениями и другими делами. Поэтому, радуясь за тех, кто делает это с верой, сам буду заниматься богослужениями».
Пастырь также обратил внимание всех желающих окунуться в иордань, что участие в праздничной службе перед погружением предельно желательно: «Потому что в Православии и на уровне мировоззрения, и на уровне жизни все взаимосвязано. Нельзя из церковной практики взять какой-то кусочек и попользоваться им с пользой для себя автономно от всего остального. Тогда это все же получится просто физкультурно-оздоровительная процедура. Если желаете совершить это погружение именно в церковном его понимании, то, конечно, сначала на богослужение, а потом с молитвой – на погружение, именно с молитвой».
Комментируя слова читательницы о том, насколько правда, что в праздник Крещения Господня освещается вся вода и даже водопроводная, отец Максим сказал: «В большинстве не только московских, но и в любом городе находящихся храмов вода для освящения в праздник Крещения берется именно из водопровода, а не завозится из Иордана спецрейсами. Так что освящение воды – это не процесс изменения ее биохимического состава, речь идет о духовном составляющей. Если же речь идет о том, что можно ли налить дома ванну с 18-го на 19-е, и считать, что это та же вода, освящаемая в церкви – то это не так. Потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды. Между прочим, она раздается, во-первых, совершенно бесплатно, то есть даром, а во-вторых, допускает разбавление, от концентрации ее свойства не зависят. Так что достаточно набрать в храме маленькую бутылочку».
Коснувшись суеверия, что накануне праздника Крещения нельзя мыться, отец Максим заметил, что предельно желательно встретить праздник умытым: «К примеру, если жених придет на собственную свадьбу, неделю не помывшись, то, наверное, он этим огорчит и невесту, и гостей. Поэтому я считаю, что приходить на праздник немытым негуманно по отношению к окружающим и неуважительно по отношению к Богу».