«Исходить нужно из принципа "не навреди"»

Православные священнослужители о пересадке органов

0
495
Время на чтение 3 минуты
Как сообщалось, депутаты Государственной Думы намерены существенно упростить процедуру принятия решения об изъятии органов умерших людей. Согласно разработанному в нижней палате законопроекту, трансплантация будет запрещена только если несогласие с ней было выражено самим человеком при жизни. При отсутствии письменного запрета трансплантация будет считаться разрешенной по умолчанию, и даже у родственников умершего не будет права вето.

Между тем, у Русской Православной Церкви иная позиция: донорство рассматривается как благородное дело, но при этом считается, что во избежание злоупотреблений оно должно быть только добровольным. «Презумпция несогласия видится оправданной до тех пор, пока каждый человек не будет уверен, что врачи будут бороться до конца за его жизнь, а не пойдут по пути изъятия органов у еще живого и могущего выжить человека», - заявил по этому поводу протоиерей Всеволод Чаплин.

В связи с этим корреспондент издания Regions.ru попросил православных священнослужителей ответить на вопросы: Как они оценивают предложение упростить возможность использования органов умерших людей? Не стоит ли все-таки следовать принципу презумпции несогласия, учитывая возможные случаи злоупотреблений и возвращения пациентов к жизни?

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает, что надо исходить из предпосылки, что человек по умолчанию не дает автоматического согласия на пересадку органов. «Если такого согласия нет, то пересаживать его органы нельзя», - сказал пастырь. «Как решить вопрос явно и открыто выраженного согласия? В Америке это делается путем включения соответствующей строчки в водительские права. У нас, наверное, можно бы делать отметку в паспорте. Что касается позиции родственников и близких, то по смыслу законодательства у нас дееспособный человек несет ответственность за свои поступки. Поэтому я не убежден, что позиция родственников и близких должна быть единственной, которую примут во внимание», - считает отец Александр.

«Мы также очень хорошо знаем, что столь быстро развивающаяся область, как трансплантология, содержит много потенциальных этических уязвимостей, - продолжил священник. – Ведь человека можно принудить к донорству, человека можно использовать как донора, когда он в бессознательном состоянии. Мне кажется, что основная проблема у нас в стране не в том, чтобы упростить порядок передачи органов, а в том, чтобы сделать порядок передачи органов таким, при котором не будет злоупотреблений. Нужна большая осторожность, а не односторонняя либерализация существующего подхода. Мне кажется, что эта задача более важная».

«Впрочем, большинство людей были бы готовы откликнуться положительно на то, чтобы стать донорами, если будет ясно, что их воля не будет нарушена. Вот есть штампик в паспорте, есть завещание (его, правда, труднее контролировать), есть принадлежность этого человека к той или иной культурно-религиозной традиции. В соответствии с этим и следует решать вопрос донорства органов. Я абсолютно согласен с о.Всеволодом в том, что надо исходить из посылки, что человек заранее не дает согласия, а согласие, должно быть специально отмечено», - заключил пастырь.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, заметил, что в этом непростом вопросе все нужно тщательно взвесить и обдумать. «Исходить нужно в первую очередь из принципа "не навреди". Именно этот принцип лежит в основании всей медицины. Его и нужно придерживаться. Он особенно важен. В общем понятно, чем вызвана данная инициатива. С одной стороны, законодательство действительно блокирует более легкий доступ к донорским органам. С другой стороны, сама тема очень деликатна. В такой ситуации предпринимать слишком резкие решительные шаги очень сложно. В таком тонком вопросе все-таки нужно быть предельно осмотрительным и осторожным», - сказал он.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заметил, что «когда мы сталкиваемся с нравственными вопросами, мы должны исходить, конечно, в первую очередь из евангельских принципов». «В данном случае мы имеем дело с каким-то абсолютно новым вопросом, - обратил внимание он. – Ведь, кажется, вопрос простой: почему бы не воспользоваться для блага живых органами тела, все равно обреченного на то, чтобы сгнить в могиле? И это довольно сильный аргумент».

«На мой взгляд, согласие на посмертное донорство в первую очередь самого человека необходимо. Другой вопрос, из какой собственно презумпции исходить? Четких ориентиров все-таки нет. Поднимается тема о злоупотреблениях врачей. Дело доходит до опасений, что врачи сейчас начнут уже и живых людей резать на органы. Но если мы так будем думать, то нам никакие законы уже не помогут. Я считаю, что в первую очередь нужно предоставить врачу презумпцию профессиональной честности и нравственной ответственности. В самом-то разрешении или неразрешении человека использовать его органы после смерти, его согласии или несогласии на это, никакого нравственного императива нет. Но нравственный императив обязательно присутствует в доверии или недоверии к врачу. Это, по-моему, обязательно надо подчеркнуть», - подчеркнул отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 18:42
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 18:37
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 18:36
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 18:29
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 18:12
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.12.2024 18:06
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Алина
12.12.2024 18:01