В связи с приближающимся праздником – Днем Казанской иконы Божьей Матери – интерес и внимание общества привлекает, конечно, история обретения Казанской иконы Богородицы, история её наиболее чтимых списков. Об этом прекрасно рассказал, выступая на пресс-конференции, протоиерей Павел Красноцветов – настоятель Казанского собора Санкт-Петербурга.
Но для нас сейчас важны некоторые аспекты, которых отец Павел не коснулся или коснулся вкратце. В частности, история ухода или исчезновения Казанской иконы Божьей Матери, которое произошло в 1904 году. Согласно проведенному расследованию кражу совершили профессиональный церковный вор Варфоломей Стоян, называвшийся Чайкиным, и его подельник, карманник Ананий Комов, похитившие икону из Богородицкого монастыря ради богатого оклада, а сама икона якобы была ими уничтожена.
Правда показания об уничтожении иконы дала маленькая девочка, дочь сожительницы главного преступника. Достоверность её рассказа сразу вызвала сомнения, да и благочестивые верующие русские люди не могли поверить в такое святотатство и такое невообразимое кощунство. Поэтому правящий архиерей Саратовской и Царицынской епархии, будущий священномученик епископ Гермоген (Долганов) начал собственное расследование, опираясь на некоторые слухи, что икона на самом деле не уничтожена, а оказалась у старообрядцев. Сначала была выдвинута версия о том, что Стоян-Чайкин украл икону по заказу старообрядцев, поскольку по слухам арестованный сторож монастыря Федор Захаров якобы был старообрядцем, однако на суде он был оправдан. Позже появилось мнение, что икона была перепродана преступникам старообрядцам и находится в отдаленных старообрядческих скитах.
Сам святитель Гермоген происходил из семьи единоверческого священника, в молодости сам был единоверцем, поэтому он знал старообрядческую среду и мог ориентироваться в ситуации. Однако его расследование, на которое были затрачены значительные средства и усилия, ни к чему не привело, икона так и не была обретена.
Уже в наше время, в конце прошлого тысячелетия папа Римский Иоанн Павел II сообщил сенсационную новость, что эта икона находится у него в Ватикане в папских покоях, была передана римскому понтифику неизвестным лицом, которому она досталась после революции 1917 года. Это сообщение глава Католической церкви обставил очень красиво, - был разработан целый проект передачи им иконы Святейшему Патриарху Алексию, предполагавший приезд папы Римского в Москву, с соответствующим церемониалом и т.д. и т.п.
Однако Святейший Патриарх Алексий предпочел сначала выяснить, что же это за икона. В Ватикан были направлены эксперты-искусствоведы, которые, осмотрев икону, пришли к выводу, что это - подлинная икона, довольно старая, но все-таки это икона XIX века. В результате весь хитроумный план папы провалился, однако, эту икону все-таки вернули в Россию. В этом были заинтересованы не только верующие, но и власти Татарской республики, которые активно формировали в то время образ Татарстана как образца толерантности и межнационального согласия. Мэр Казани Камиль Исхаков, лично ездил в Ватикан, желая заполучить этот образ для столицы Татарстана.
Однако предполагавшаяся доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций. В итоге «Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил её в своей резиденции. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря.