Лермонтов: притча о блудном парусе

Сегодня день рождения великого русского поэта

Новости Москвы 
0
964
Время на чтение 5 минут
В ночь со 2 на 3 октября (с 15 на 16 октября нового стиля) в Москве близ Красных ворот в 1814 году родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь же, в церкви Трех Святителей принял младенец Святое Крещение и наречен был именем - Михаил (в переводе с древнееврейского «Кто как Бог?». Данное мальчику имя пророчески определит дальнейшую судьбу будущего поэта. Михаил архистратиг - возглавивший всех верных Богу ангелов в борьбе с отпавшими от Него и ставшими демонами при сотворении духовного мира - образец верности Богу и крепости Веры.

Но нет у нас больше Красных Ворот, нет даже станции метро «Лермонтовская». Одним из абсурдных, порою до преступного, деяний перестройки стало переименование станции на месте исторически связанном с рождением поэта, на «Красные Ворота». Почему-то метро «Пушкинская» не назвали «Страстной», по названию Страстного монастыря, от которого остались лишь старые фотографии. На Пушкина - рука не поднялась.

Именно с Москвой соединены его детские годы, ранняя юность. На Молчановке, рядом с Арбатской площадью, где сегодня дом-музей поэта, проживал он с бабушкой, обучался в благородном университетском пансионе под опекунством Александра Зиновьевича Зиновьева, сыгравшего важную роль в его жизни, в дальнейшем поступил в Московский университет. В пансионе, в рукописном школьном журнале «Утренняя заря» помещает он свои первые стихи, обучается русскому языку и словесности у выдающегося литератора Алексея Федоровича Мерзлякова.

Старейший род Лермонтовых, берущий начало от шотландских предков - Лермонт, в 1613 пришедший на костромскую землю, обрусевший, принявший православие имел родовым девизом на гербе своем «SORS MEA IESYS», что в переводе означает «Жребий мой Иисус или Судьба моя Иисус». Немного дворянских родов России имеют девизом рода - следовать за Христом. Мог ли Лермонтов не придавать этому серьёзного значения? Конечно же, не мог. С детства ему знакомо было чувство родовой гордости и ответственности дворянина перед памятью предков, перед судом вечности.

Вот уже почти вековое советское лермонтоведение хранит в архивах своих не одну диссертацию по поводу лермонтовского «Паруса», в близорукости суждений похожих, как близнецы. Впрочем, близорукости разного толка: у кого лживой и приспособленчески приобретенной, у кого врожденной... Богоборец... Революционер... Титан... Глыбища... Матерый человечище... Пусть сильнее грянет буря... Одни характеристики И.Андронникова чего стоят... Борец с царским режимом… Были и покрупнее предшественники - В.Соловьев, например. Отождествление Лермонтова с Печориным, автора с героем - вопреки самому Лермонтову, его предисловию; навязывание байронизма, от которого он «давно отделался стихами» и прочего демоно-сатанизма, почти марксист, почти «их», только вот с родословной «подкачал», не из разночинцев. «Пришел вонючий разночинец. Пришел со своею ненавистью, пришел со своею завистью, пришел со своею грязью... и разрушил дворянскую культуру...» - достаточно известное эмоциональное высказывание В.Розанова, но так созвучное моим сердечным мыслям о ХIХ веке. «Он знал тайну выхода из природы - в Бога, из «стихий» - к небу... этот «27-летний» юноша имел ключ той «гармонии» о которой вечно и смутно говорил Достоевский...».

Разных последователей выводили из Лермонтова разные авторы, разные образы видели, Кто-то находил мысли о «Буревестнике», а В.В.Розанов находил тайны путей к Богу, евангельские прототипы.

А ведь именно с образом паруса, корабля, так близкого Лермонтову, связана основная, общая для большинства его произведений, тема - образ ищущей, метущейся души, образ блудного сына, забывшего о Небесном Отце - один из главных образов русской литературы. Не воспевает, а оплакивает автор демоническую одержимость Паруса, гонимого неизвестно куда, а главное зачем? Защищать свободу, равенство, братство, - все чего нет и не может быть в Царстве Земном, где нет счастья, «но есть покой и воля». Солнечная «струя светлей лазури», творчество - как спасение. Блудный Парус, лишенный великой благодати Любви, ищущий в чужом краю, «в стране далекой» что-то, нечто, нечто неопределенное. С большой определенностью можно сказать о том, что потеряно «в краю родном». В самом себе прежде всего искажены Образ и Подобие Божие, то, что отличает человека от всех других Божьих тварей, - его бессмертная душа. Но стихотворение не окончено, Лермонтов не готовил его к публикации в таком виде, в письме оно представлено, как набросок в конце которого стоят точки, оно не завершено. Есть начало истории о Парусе, есть его эмоциональное, душевное состояние, есть путь, вернее беспутье... Но нет конца пути. Куда придет? Вернется ли к Отцу? Буря, непогода сменяется покойной солнечной тишиной. Перемена жизненных обстоятельств очевидна. Есть надежда на Милость Божию. Провидение, дарующее вновь родную тихую гавань. Мне видится, что именно об этом должно было быть в финале, о возвращении блудного сына.

Другой Великий дар - свобода Воли, свободный выбор. Гордыня - вот откуда страсти, вот где корень и начало зла. Неправильное волеизъявление, грехопадение человека и еще раньше падение любимого высшего ангела, «венца творения» - Денницы, ставшего сатаной, именно в результате неверного употребления этого дара, искажения великого замысла Божия о мироздании и человеке. Вот отчего «он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» Покой и счастье в любви, ибо Любовь есть Бог, Бог есть любовь. Любовь к Богу, не выдержавшая испытаний в начале мироздания из-за гордыни Денницы, и конец мироздания Апокалипсис - время, когда любви почти не останется, из-за гордыни рода человеческого.

Лермонтовская «Тамань» (лучшая вещь русской прозы, так порешили Толстой, Чехов, и никто больше не спорит), открывается, - помните? - беглым описанием жилища контрабандистов: “» вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи, составляли всю её мебель. На стене ни одного образа - плохой знак. В разбитое окно ворвался морской ветер»...

«Образ на стене» всю жизнь сопровождал Лермонтова и не один. Печальная опись личных вещей покойного повествует об этом с точностью.

Безбородым юношей, с почти детским ангельским лицом предстает он на многих собственных портретах. В Государственном лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» в церкви, освященной в память Марии Египетской, в алтаре помещена икона Михаила архангела. Эта икона была заказана бабушкой поэта своему крепостному живописцу вскоре после трагической гибели внука. Елизавета Алексеевна попросила придать облику Святого покровителя её внука лицо любимого ею Мишеля. Для образца был взят портрет, висевший у неё в доме.

По описаниям современников, набожность бабушки Елизаветы Алексеевны была всем известна. Хоть и баловала внука, но соблюдала православные порядки в имении она свято. Лишь смерть любимого Мишеньки подкосила её, временно отвратила от Бога, несправедливо, как она считала, забравшего внука, повергла ее в отчаяние, но только на время.

23 апреля 1842 г. (ст. ст.) бабушка совершила второе погребение раба Божиего Михаила, перевезенного ею из Пятигорска в родовое имение Тарханы, в церковь, где была похоронена позже и она сама.

Состоялось второе захоронение в день Великомученика Георгия Победоносца - небесного покровителя города Москвы. Все неслучайно…

Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич не закончил, словно бы оставляя за каждым из нас свободу Выбора - окончить его в согласии с собственной душой, решить самому читателю дальнейшую судьбу Паруса.

Для меня возвращение его - очевидно, возвращение блудного сына.

Но стихнет боль, угаснут страсти,
Господь найдет душе покой.
Поправит блудный парус снасти,
Вернется к гавани родной.

Надеюсь, но более верую, душа самого поэта вернется к Небесному Отцу, будет прощена на Суде Вечности и прошу всех, кому дорого имя Лермонтова, деятельно помочь его душе, исполнить священный долг живых перед усопшими - поминать его имя в молитвах, поминать в церкви.

Быть может, отвечая на возможные возникшие вопросы, ответственно сообщаю о том, что поминать его имя в записках на Литургию можно, как можно и служить по нему панихиды «Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Михаила. Прости ему все прегрешения вольные и невольные. Даруй ему Царствие Небесное, Аминь».

Олег Ефимов
, член Союза писателей России, Москва
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. о поминовении

Всё-таки насчёт поминовения хотелось бы узнать точное мнение Церкви на сей счёт.

5. Re: Лермонтов: притча о блудном парусе

Ираклий Андронников - это ого-го! А кто такой Олег Ефимов, я не знаю.
рудовский / 16.10.2012, 23:33

4. И поправлю!

"Поправит блудный парус снасти..." ____________________________________ Уважаемый Олег Ефимов! Вообще-то, членам СП России желательно иметь слух несколько потоньше и помощнее, нежели он (слух) развит у тех, кто таковыми членами не является... 1. Нехудо при написании любых текстов, и стихотворений в том числе, справляться со словарями. Что же такое, по-Вашему, означает словосочетание "парус снасти"?.. Смотрим в словарях определение понятия "снасть": ______________________________________ Снасть СНАСТЬ - Веревки, служащие на судне для постановки и уборки парусов и имеющие специальные назначения; называются вообще снастями. Отдать снасть - отвернуть ее с кнехта или с утки, на которых она была завернута, закреплена. www.marineterms.ru Снасти рыболовные Снасти рыболовные Под этим общим названием разумеют, как в торговле, так и у рыбаков всякие промысловые рыболовные орудия, как то: невода и сети всякого рода, крючья, морды, мережи, ванды, крылены и т. п. dic.academic.ru › Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907 ____________________________________ Стало быть, Ваша "как бы поэтическая метафора" - абсолютно неуклюжа и неудачна, поскольку "намекает" либо на то, что, мол, "у любых снастей - от всяческих верёвок и аж до всякого рода рыболовных неводов, лесок и крючков... - есть у каждой свой парус", либо - вообще наводит на кощунственные параллели с "ловцами человеков", о коих говорил Господь. 2. Кроме того, прилагательное "блудный", поставлено Вами между глаголом"поправит" и существительным "парус". А это приводит к возможности смыслового двучтения: а) "поправит блудный" (а речь-то в предыдущей строке у Вас идёт о Господе); б) "блудный парус". Прошу Вас, прислушайтесь к этим критическим замечаниям, вникните в их суть и отнеститесь к моим поправкам, как подобает настоящему члену СП России.
Геннадий Умид / 16.10.2012, 20:54

3. Re: Лермонтов: притча о блудном парусе

Уважаемый и вещий Олег! Вы бы ещё через тысячу лет помолились за раба Михаила! Все мы дети времени, а значит цвета определённого спектра. Не умничайте, не выставляйте поэта потерявшим соль! Он благополучно присовокупляется своим талантом и к радуге, и вовсе не бедствует в коробке цветных карандашей у школьника, и в разномастной природе у него своя достойная ниша. Честь и слава великому русскому поэту!
/ 16.10.2012, 17:57

2. Re: Лермонтов: притча о блудном парусе

Принимая "игру" автора статьи, интерпретирующего "неоконченность" лермонтовского "Паруса", как побуждение к завершающему продолжению, предложу смиренно мою концовку: "Белеет парус одинокий
 В тумане моря голубом!... 
Что ищет он в стране далекой? 
Что кинул он в краю родном? Играют волны - ветер свищет,
 И мачта гнется и скрипит... 
Увы, - он счастия не ищет
 И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури,
 Над ним луч солнца золотой
 А он, мятежный, просит бури,
 Как будто в бурях есть покой!" ……………………………………… Зачем он смерть зовет упорно, Прокляв гармонию тиши? Чтоб у Небес просить опору, Спасенья гибнущей души.
Адриан Роум / 16.10.2012, 16:33

1. Насчёт поминовения нужна точность

Православная Церковь признавала смерть на дуэли самоубийством и Лермонтову Священноначалием было отказано в отпевании. Совершившееся отпевание было частным делом, в связи с которым священники были подвергнуты церковному суду, и хотелось бы понять, на каком основании уважаемый автор предполагает изменение мнение Церкви? А то, может быть, и Толстого можно на Литургии поминать? В принципе, изменение позиции Церкви возможно, но нужно точно знать, что это именно Церковь решила, а не благонамеренные миряне.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Ефимов
«Державная икона Божией Матери и Державное строительство России»
В Кремле в рамках выставки «Духовность, суть и сила русской культуры» состоялась лекция Галины Ананьиной
17.04.2019
Это пример, когда христианское братство ставится выше партийной дисциплин
В Госдуме прошло итоговое заседание Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей
09.06.2016
Все статьи Олег Ефимов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07