Между тем, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда подверг критике это решение и назвал инициативу перебором, пишет «Православие и мир». «Я не поддерживаю инициативу анонимной (?) ростовской православной общественности о запрете рок-оперы. Конечно, православный человек не может принять тот образ Христа, который там есть. При желании можно дискутировать по теме, но считать это оскорблением – явный перебор», - отметил В.Легойда.
В связи с этим пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский выступил с комментарием, в котором раскрыл официальную позицию епархии по данному вопросу, сообщает «Дон православный».
«В связи с многочисленными публикациями в прессе, связанными с обращением именующих себя "православными активистами" против постановки оперы "Иисус Христос суперзвезда " в г. Ростове-на-Дону, считаю нужным пояснить следующее. Искреннее удивление вызывает не столько само "обращение", сколько масштаб, на который оно претендует. Частное мнение частных лиц преподносится от имени православных христиан Ростова и области. В советское время таким же образом создавались обращения от лица "всего прогрессивного человечества". В данном случае, со стороны подписантов было бы правильно обратиться за разъяснениями к официальным лицам Ростовской епархии, прежде чем титуловать себя "православными христианами Ростова-на-Дону и Ростовской области". У каждого здравомыслящего церковного человека должно быть ясное понимание того, от чьего имени он имеет право выступать. От имени всех православных христиан имеют право говорить только Вселенские Соборы. В масштабах отдельно взятой Церкви это право есть у Поместного собора во главе с Предстоятелем. С древнейших апостольских времен эту же ответственность на епархиальном уровне несет епископ каждой конкретной общины. В Ростовской епархии выразителем такого церковного устройства является митрополит Ростовский и Новочеркасский», - напомнил И.Петровский.
В комментарии также отмечается, что любые «инициативные группы», «православные активисты», «христианская общественность», которые собираются выступить от имени христиан, в первую очередь должны заручиться благословением епископа. «История Церкви свидетельствует о том, что чем активнее подобные группы проявляют себя без благословения епископа, тем сильнее их дрейф в сторону секты, и тем больше вреда они способны принести всему церковному организму, - отмечает пресс-секретарь главы Донской митрополии. – С сожалением должен отметить что, авторы данного обращения движутся именно в этом направлении. За кратчайший срок их необдуманные действия породили немалое смущение в умах "околоцерковной публики" и вызвали волну новых нападок на христиан».
Что же касается отношения внутри Церкви к опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос суперзвезда», то оно «никогда не было однозначным», отмечается в комментарии. «Кому-то она могла не нравиться, а кто-то через нее нашел дорогу в Храм. Напомню, что в конце 70-х начале 80-х гг., когда диссидентскими тропами первые записи оперы проникали в Советский Союз, для многих это были первые добрые слова о личности Спасителя в исполнении популярных музыкантов. Недаром координатор Союза православных братств Юрий Агещев свидетельствует, что в свое время эта "рок-опера дала толчок молодежи к христианскому миропониманию и их приходу в храм". Немало тех, кто тогда услышал эту оперу, сегодня священники или дьяконы. Что касается трактовки образа Спасителя в данной опере, то странным выглядит сравнение литературно-музыкального либретто с учебниками по православной догматике. Это совершенно разные жанры требующие разной оценки и подхода. Догматическая матрица здесь неприменима. Спор о Евангельском Христе и Христе Уэббера и Райса – ничем не отличается от спора вокруг образа Иешуа Га-Ноцри в произведении Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" или споров о каноническом описании ада у Данте Алигьери. Для православного христианина подобные произведения это площадка для искусствоведческих, богословских и литературных дискуссий, а не предмет запрета и прокурорских разбирательств», - подчеркивает И.Петровский.
«Очевидно, что во время информационной истерии вокруг Церкви и Святейшего Патриарха, подобные требования запретить и отменить – "лучший подарок" тем, кто выставляет Церковь в неприглядном виде. Кроме того, сегодня в Государственной Думе ведется непростая дискуссия вокруг законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и объектов религиозного почитания. Эти поправки требуют филигранного, взвешенного и трезвого подхода. В связи с этим любая провокация или необдуманные выступления на руку тем, кто стремится сорвать обсуждение этого законопроекта. Из всего вышесказанного вытекает один недоуменный вопрос. Если билеты на оперу были столь успешно раскуплены, а активисты протеста столь малочисленны, если прокуратура еще не вынесла никаких предписаний, а с епархией по этому вопросу никто не консультировался, то на каком основании и кем было принято решение о запрете оперы в Ростове-на-Дону? К сожалению, почти во всех новостных лентах, среди критики и возмущений в адрес Церкви, вопрос "сui prodest" (кому выгодно. - РНЛ), как всегда, остался незамеченным», - заключает пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский.