Предваряет знакомство с выставкой её девиз «Духовность - суть и сила русской культуры», настраивая посетителей на вдумчивый подход к экспозиции. Каждый экспонат, будь то бронзовая статуэтка героев русской истории, икона, выполненная в технике шелкографии, киот в стиле древних изразцов, шкатулка или скульптурная композиция - всё наполнено духовным содержанием. Экспозиция концентрируется вокруг иконы Божией Матери Владимирской - в художественных мастерских Тырина этот образ был изготовлен мелким речным жемчугом. Такие иконы вышивали монашенки православных монастырей, совершенствуя и передавая древнее искусство, перенятое у Византии и сохранившееся до наших дней. С образом Пресвятой Богородицы воины уходили на фронт защищать Отечество, свои молитвы возносили они и тезоименитым святым. Многие из них в бронзе и камне представлены в экспозиции. В частности, святые княгиня Ольга и великий князь Владимир, креститель Руси, христоматийно знакомые каждому образованному человеку.
Интересна настенная композиция из бронзы «Венчание на царство царя Михаила Федоровича Романова». Мы помним, что первому русскому царю из династии Романовых было в тот 1613 год всего 17 лет, а отец его Фёдор Никитич Романов впоследствии стал Московским патриархом Филаретом. Не от того ли художники выбрали канонический иконный стиль для композиции, подчёркивая тем самым и святость царской власти, и дух православия, без которого трудно представить объединение российских земель. Вспоминается, глядя на экспозицию, и факт родства царя Михаила Федоровича, первого из Романовых, со своим двоюродным племянником Фёдором Иоанновичем из московской ветви Рюриковичей. Исторический фрагмент, отлитый в бронзе, размером чуть больше почтовой открытки, ещё много может рассказать посетителям.
Династическая тема российских государей широко представлена на выставке. Один из наиболее крупных бронзовых бюстов посвящён царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. Насколько актуально это, судите сами. На монументе Тысячелетию Руси, воздвигнутом в Великом Новгороде и призванном «благовестить потомкам о героическом прошлом России», не нашлось места для памятника Иоанну IV. А между тем царь Иоанн - православный царь - оставил после себя мощное государство. В период его правления территория России была увеличена вдвое: с 2,8 до 5,4 млн. кв. км. Прирост населения составил от 30 до 50%. Было основано 155 новых городов и крепостей. К России были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайская орда, часть территории Северного Кавказа. Более того, за 50 лет своего правления он казнил в 8 раз меньше людей, чем французский король Карл IX истребил невинных за одну только Варфоломеевскую ночь, но именно нашего царя объявили тираном. А вспомните, какой ещё царь, кроме Иоанна IV каялся всенародно за свои грехи? Иоанн Васильевич не побоялся этого. О нём лгали при жизни и после смерти. Сегодня интерес к этой ярчайшей исторической личности велик со стороны творческих и просто мыслящих людей.
Не случайно на открытии выставки, обращаясь к первым её посетителям, Николай Тырин обратил особое внимание на этот экспонат. Между тем не меньший интерес проявили посетители и к вылитому в бронзе бюсту императора Павла I. С изящного постамента смотрит на нас просветлённое лицо человека с пылким сердцем мужественного воина и одного из самых достойных властителей 18 века, которого современники в Европе называли Русским Гамлетом. Трудно даже сравнивать, на чью долю в отечественной истории пришлось более клеветы - Иоанна IV или Павла I? Правнук Петра I, Павел I был оклеветан современниками, предан и зверски убит. Надолго в истории остались клише, пущенные в общество о смелом императоре при его жизни, не будем повторять. Павел I правил всего четыре года, четыре месяца и четыре дня, но за столь краткий период достиг много для России. Он собственноручно составил два важнейших акта «О Престолонаследии» и «Учреждение об Императорской фамилии», положив конец так называемым дворцовым переворотам. Немало законодательно постарался он для армии. Например, при нём появились в воинской экипировке длиннополые суконные шинели, до этого были лишь короткие мундиры. Для часовых - овчинные тулупы и валенки. Павлом I была создана российская орденская система.
Император Павел I учредил Лесной департамент для рачительного ведения лесного хозяйства, им были учреждены казачьи и пограничные разъезды, образована «Соединённая российско-американская компания» по освоению Аляски и Калифорнии. По распоряжению Императора на Дворцовой площади в нижнем этаже Зимнего дворца был установлен «жёлтый ящик», куда каждый желающий, вне зависимости от рода занятий и званий, мог опустить прошение или жалобу. Ключ от этого ящика хранился у самого Павла I. Как пишет историк Александр Боханов, «это была невиданная ранее форма общения Самодержца со своими подданными». Образованнейшего человека, Павла I современники прозвали "Мужицким царём". За что? - За то, что впервые от царя крестьяне получили подобие гражданских прав: они были обязаны присягать своему царю на верность, ранее это было привилегией лишь высших классов. Отметим, в период правления императора Павла I не было ни одной казни. Вот как о личности Павла I написала в своих «Записках» княгиня Д.Х.Ливен, лично знавшая императора: «В основе его характера лежало величие и благородство - великодушный враг, чудный друг, он умел прощать с величием, а свою вину или несправедливость исправлял с большой искренностью». Этому веришь, глядя на бронзовый бюст, сработанный уже нашими современниками.
Ещё об одном крупном историческом деятеле – Великом князе Андрее Боголюбском шла речь на открытии выставки «Бронзовое чудо». В Москве впервые будет возведён храм в честь славного сына Земли русской, создавшего и укрепившего Владимиро-Суздальское княжество, ставшего впоследствии и опорой и ядром Российского государства. Об этом сообщила президент фонда Андрея Боголюбского Ирина Тюрина. По её словам, строительство храма задумано в рамках программы Московского правительства «200 православных храмов» и будет начато на холме, расположенном на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром и Окской улицей. Красавец-храм мыслится устроителям и как архитектурный памятник Андрею Боголюбскому: он соединит в себе прообраз шедевра древнерусского зодчества – церкви Покрова на Нерли и копию палат 12 века, в которых княжил в Боголюбове на слиянии владимирских рек Клязьмы и Судогды, и был предательски убит князь Андрей. А прообразом этих российских рек станут улицы, одна из которых так и называется Окская. Ока, как известно, омывает Рязань, а Андрей Боголюбский по решению своего легендарного отца Юрия Долгорукого одно время правил и Рязанским княжеством. Такая топонимическая перекличка идёт вокруг только одного имени, одной крупнейшей личности и понимаешь - неслучайно: «Ничто на земле не проходит бесследно».
Композиция о Ксении Петербургской, изготовленная из бронзы: брусчатка, уличные фонари, шпиль адмиралтейства и бегущая от толпы распоясавшихся мальчишек бедная горожанка - помогает мгновенно вспомнить житие Ксении, раздавшей всё своё состояние после смерти любимого мужа и сознательно надевшей на себя духовные вериги. Православная церковь прославила Ксению Петербургскую в лике святых. А петербуржцы почитают её как молитвенницу за судьбу их города на Неве. Галерея духовных столпников, о которых рассказывает выставка, даёт представление о величии народа, умевшего концентрировать свою силу в годы испытаний. Не наши ли великие предки давали примеры мужества и стойкости героям войны 1812 года? Этот памятный год сфокусировал всю энергию народного духа, позволившего России победить крупнейшего в Европе полководца. Славным подвигам героев Отечественной войны 1812 года посвящён юбилейный календарь, представленный в экспозиции. Каждая из страниц красочного месяцеслова рассказывает о подвиге русских военачальников, маршалов, купцов и крестьян, составлявших партизанские отряды. Подъём народного духа не раз проявлялся в тяжелейшие для России годы интервенции. Есть под Малоярославцем, что под Москвой, Черноостровский Николаевский монастырь. На его воротах до сих пор остались следы от пуль, выпущенных в боях с французской армией - в назидание и память потомкам о героических подвигах их предков. Именно под Малоярославцем Наполеон был остановлен и начал отступление по разорённой Смоленской дороге. Там, также как и под Вереёй, и под Можайском, русской армии помогали партизанские отряды.
Страницы календаря рассказывают, как о подвигах главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, полного кавалера Святого Георгия генерала-фельдмаршала Михаила Барклая-де-Толли, генерала от инфантерии Петра Багратиона, генерала Михаила Милорадовича, предводителя партизанского движения Дениса Давыдова, так и о подвиге крестьянина Герасима Курина, который был награждён солдатским Георгиевским крестом и медалью «За участие в Отечественной войне 1812 года». Бородинское поле, как апофеоз войны 1812 года, стало полем русской славы, символом народного духа, памятником подвигу во имя Отечества.
Так искусно об истории нашей страны, нашей Земли, нашей Родины рассказывает экспозиция «Бронзовое чудо»: не чудно ли по-новому взглянуть на историю своего народа через лики славных предков, величие которых отразили в своём творчестве современные мастера, художники, литейщики, скульпторы, гончары, иконописцы, граверы. Исторический экскурс, предложенный организаторами экспозиции, хочется продолжить с книгой в руках, поиском новых страниц в Интернете, беседой с людьми, знающими историю России. Поистине, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Будем благодарны.
Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»