Возглавят группы члены Совета по межнациональным отношениям: председатель Общественного совета Московского дома национальностей Владимир Зорин, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, заведующий кафедрой национальных, федеративных и международных отношений Российской академии госслужбы Вячеслав Михайлов. При этом некоторые члены совета входят сразу в несколько групп. Группа по предупреждению конфликтов, например, может выехать на место межнациональных столкновений и изучить, что привело к подобной ситуации. Другая группа готовит законодательные меры или программу развития, сообщает издание.
Высказать свое мнение о новых структурах корреспондент сайта Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что любая госструктура, исполнение и реализация ее принципов – это дело исполнительной власти. «Мы Президенту доверяем, ведь если мы сами его избрали, то не должны соваться в то, как он управляет своим хозяйством. Но мы должны смотреть на реализуемые принципы, а они верные – больше внимания к межнациональным отношениям, привлечение общественности и религиозных деятелей к решению проблем», - сказал священник.
«Сегодня годовщина трагедии в Беслане, и эти грозные события прошлых лет и последних, как убийство шейха в Дагестане, – все эти вещи мобилизуют наше внимание и увеличивают нашу ответственность для противостояния силам зла, призывают поддерживать наш большой многонациональный дом в порядке, не терять способность обороняться. И надо помнить о попытках деструктивных сил, которые не только вносят разброс и противоречия в межнациональные отношения, но и в отношения между народом и властью, пытаясь представить народу, что власть некомпетентная и антинародная и ее надо устранить Эти тенденции служат тем же самым злым началам, и надо дать власти себя реализовать», - заключил отец Макарий.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает что «для решения этой проблемы необходимо использовать опыт имперской России»: «Национальная политика была продуманной и учитывала интересы разных национальных и религиозных групп, которые обладали определенной автономией и поддерживали нравственность и правопорядок, опираясь на свои традиции. Дело в том, что у нас, живущих в одной стране, но принадлежащих к различным национально-религиозным группам, разные представления о морали и нравственности. Очень важно вести среди населения разъяснительную работу относительно поведенческих особенностей тех или иных групп. Необходимо использовать потенциал религиозных лидеров. Странно, что среди специалистов в этих структурах не нашлось места для религиозных деятелей. Зато нашлось для философов».
«Необходимо выстроить в первую очередь правильные лояльные отношения с государствообразующей русской национальностью, - подчеркнул священник. - Президент Чечни это хорошо понимает, и он неоднократно подчеркивал, что именно русский народ - это старший брат в семье народов. Это чувствуют и понимают представители многих этногрупп. Но, к сожалению, руководство нашей страны недооценивает этот возможный ресурс именно славянского населения. Когда бюджетные средства распределяются непропорционально, у россиян возникает впечатление, что некоторым депрессивным регионам просто выплачивается дань. Делается это за счет этно-религиозного большинства. Это приводит к росту напряжения между людьми разных национальных групп. Пока русский народ твердо не встанет на ноги, неспокойная ситуация будет сохранятся и в отношениях между национальными меньшинствами».
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что то, что подобные структуры создаются, говорит о том, что делается попытка хотя бы как-то подойти к решению болезненной проблемы. «Помогут ли они преодолеть отчужденность и взаимную неприязнь между представителями разных национальностей, покажет время», - заметил он.
«Главная же проблема, по-моему, заключается именно в отчужденности и взаимной враждебности, - продолжил отец Александр. - Причем между всеми народами и народностями России. Сами по себе новые структуры смогут помочь, если будет желание самих народов нашей страны уважать друг друга. А ситуация такова, что многими отрицается и сама возможность проявления какого-либо уважения к представителям иной национальности, а нормой является гордое высокомерие. Враждебность, отчужденность, презрение, надменная гордость становятся неотъемлемыми элементами стереотипа поведения».
«Безусловно, это следствие общей низкой культуры, но в гораздо большей степени – обезбоженности всей нашей жизни. Потому что ненормальные отношения между людьми есть следствие отчуждения от Бога. При этом внешне мы можем быть даже ревностными христианами или мусульманами. Дело не в исполнении правил, а в личном общении с Богом. От близости к Богу теплеет отношение к человеку. А со стороны государства, конечно, нужна, комплексная программа действий: и создание необходимых структур, и экономические, и политические рычаги, но главное всё-таки создание благоприятного нравственного климата, без которого невозможно будет решить этот сложный вопрос», - заключил священник.