«Признавая за Церковью правду, многим людям жить по совести очень сложно»

Православные священнослужители о воцерковленности россиян

Новости Москвы 
0
991
Время на чтение 7 минут
Социологическая служба «Среда» опубликовала данные опроса, которые позволяют судить о степени воцерковленности граждан России, сообщает Regions.ru. По данным социологов, только 8% граждан посещают храм, мечеть или синагогу хотя бы раз в месяц; 38% не посещают совсем (в том числе 15% считающих себя православными и 69% назвавших себя мусульманами; 49% мужчин и 30% женщин).

При этом доля тех, кто совсем не посещает службы, ниже среднего – у людей с высшим образованием (33%), и, наоборот, выше среднего – у сельских жителей (44%) и наименее обеспеченных (49%).

Исповедуются раз в месяц и чаще только 2% опрошенных, Великий Пост соблюдают 5%. Ежедневно молятся 14% респондентов, причем эта доля существенно выше среди женщин (20%), среди пожилых (23%), среди работников сферы образования (24%), и существенно ниже – среди молодежи и рабочих (по 7%). Нательный крест носит 35% опрошенных (в том числе 3% назвавших себя неверующими). Здесь тоже выше доля женщин и пенсионеров (по 41%). Самая высокая доля – 50% – среди самых обеспеченных граждан.

Прокомментировать данные соцопроса корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что на его взгляд, результаты опроса вполне адекватно отражают положение в нашем обществе. «Я примерно так же оцениваю ситуацию. Дело в том, что за период советской власти люди фактически были отучены от церковного благочестия, и появилась такая формула – "Бог в душе"». «Когда мне приносят крестить младенцев, по их родителям, родственникам и близким видно, что из десяти человек, приходящих на крещение, регулярно ходит в храм или исповедуется только один. То есть люди культурно и исторически отождествляют себя с православными, но реально не являются воцерковленными. Происходит это по разным причинам: их никто не обучает, не объясняет им традиций. Кроме того, чтобы начать регулярно молиться и посещать храм, что-то должно произойти, чтобы человек пересмотрел свои ценности: семейное горе, тяжелая болезнь и т.п. Ну и второй момент: отождествлением народа себя с Православием или исламом является культурная идентификация», - отметил священник.

«Да, Православие и ислам влияют на общество, но пока это влияние не является доминирующей силой в выборе жизненного пути, - продолжил священник. - Но за прошедшие 20 лет люди стали чаще ходить в храм, или стало модно ходить. В любом случае это большие успехи. Мы знаем, что те же московские храмы переполнены, поэтому надо строить новые, чтобы люди знали: им есть куда прийти. В спальных районах в праздничные дни в храмы просто невозможно зайти – до того они наполнены людьми. И еще: храм всегда был выбором тех, кто читает и задумывается над прочитанным, кого волнует вопрос о смысле жизни, об исторических путях Родины – такие люди по большей части и приходят в храм. Неслучайно один современный богослов сказал: если раньше Православие было религией малограмотных и сельских жителей, то сегодня Православие для людей интеллигентных и с высшим образованием».

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заметил, что степень воцерковленности определяет духовник, а не агентство по социальным опросам. «Мы можем называть всех крестившихся в Православии воцерковленными людьми, а уж о том, ходят они в церковь, или нет, болит сердце у духовников наших и идет молитва обо всех в православных храмах», - считает отец Александр. «Что до того, что среди мусульман меньше тех, кто ходит в мечеть, по сравнению с православными, то тут очень важный момент: приверженность к мусульманству – это скорее социокультурный код, а не вероисповедание. Они считают себя мусульманами, потому что являются чеченцами, дагестанцами, татарами и т.д. А в отношении Православия здесь не совсем так. Все-таки среди русских есть и те, кто себя позиционирует как атеист, или как-то еще, ну и как православный естественно. И мы обязаны понимать, что это есть наша паства, и ничего особенного в этом нет», - заметил пастырь.

«Кстати, - продолжил он, - есть разные оценки доли воцерковленных православных. Люди внецерковные называют цифры от 1,5 до 8%, а люди Церкви называют воцерковленными примерно до 30% крещеных людей. У нас тоже есть службы, которые занимаются подобными анализами, поэтому относиться слишком доверчиво к результатам этого опроса я бы не стал. И мы уже не раз сталкивались с серьезными расхождениями в результатах подобных исследований». «Как нам надо относиться к таким цифрам? Как к нашей заботе. Это наша церковная проблема, и Церковь старается эту проблему решать. Да и крест кресту рознь. Например, крест носил Женя Родионов (солдат срочной армии, которого в Первую чеченскую войну боевики расстреляли за отказ изменить свою веру и снять крест) и поплатился за это головой, или крест может носить какой-нибудь панк или рокер, который к вере никакого отношения не имеет. Так что ношение креста – это тоже не показатель. Конечно, хорошо, чтобы все мы верующими были и носили кресты, но и выпячивать крест неполезно, поэтому как социологи получили такие результаты опроса – тоже не совсем ясно», - заключил он.

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, заметил, что цифра 8% вполне соответствует его личным наблюдениям и ощущениям. «На самом деле это очень хорошая цифра, - сказал он. - Этот показатель у нас гораздо выше, чем во многих странах Запада - и это после семидесяти лет борьбы с религией!» «Можно сказать, что реальному росту мешают стены храма. Если бы, например, в Москве храмов было бы в два раза больше, то и прихожан стало бы в два раза больше. Уже сложились устойчивые категории верующих: есть люди, которые каждый день в храм ходят, есть, кто раз в году, есть, кто от случая к случаю. Все время появляются новые лица, все чаще появляются представители других национальностей – люди интересуются. В этом году у нас на Пасху причащалось на 10% больше, чем в прошлом году. Это резкое прибавление по сравнению с нулевыми годами. Тогда прибавлялось по 1-2%. А прирост причащающихся 10-20% у нас был только в 90-е», - рассказал пастырь.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, заметил, что «на пляже в Египте, где отдыхают люди самого разного достатка, практически все русские - с нательными крестиками, чем, кстати, резко отличаются от всех остальных. Так что с этим пунктом я бы поспорил». «Вообще же подобные опросы дают очень поверхностное представление о вере и религиозности. Абсолютно прав Тертуллиан: человеческая душа по природе своей христианка. Абсолютно правы отцы Церкви, говоря, что главный признак человека – это религиозное чувство, хотя сам человек может этого и не знать. Люди, называющие себя атеистами, критикуют нас, в первую очередь как недостойных христиан, потому что у них есть представление и о высшем благе, и о высшей справедливости. Большевики запретили религию, но вместо этого предложили… тоже религию, но как бы наоборот, со всеми соответствующими атрибутами. Религиозность - врожденное чувство, присущее подавляющей части рода человеческого. Человек не может жить без веры. Собственно, вера и является двигателем прогресса. Без веры не было бы никакого развития. Если в душе крещеного славянина нет Православия, значит, есть что-то другое. Значит, не было у него нормального религиозного образования и просвещения, чем и пользуются сектанты и оккультисты - или те же самые СМИ, которые занимаются зомбированием нашего сознания. Когда говорят, что верующих ничтожно мало, это заведомая неправда - вспомним поговорку "на войне атеистов нет". Можно говорить о неправильной, искаженной вере, о вере, которая еще не распознала сама себя», - отметил пастырь.

«Подобные опросы пытаются выяснить отношение к сложившимся религиозным традициям, но не исходят из самой природы человека. Эти цифры мало о чем говорят. Сейчас, например, есть своеобразный протестный атеизм, как в советское время было протестное христианство у нашей интеллигенции. Потому что кажется, что государство и Церковь слились в одно целое. Но когда мы говорим о Христианстве, мы говорим о Христе, о Нагорной проповеди, а не о церковной номенклатуре и ее отношениях с институтами власти. Это же разные вещи», - пояснил отец Олег.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, заметил, что комментировать конкретные цифры довольно сложно: «Мне встречалась и несколько иная статистика. Но в общих чертах положение, кажется, на самом деле таково. Правда, про мусульман или представителей других религий я ничего сказать не могу. Что касается православных, то воцерковленных действительно будет 2-3%. Это люди, которые регулярно исповедуются, причащаются, регулярно посещают храм, молятся, соблюдают посты. В большие же праздники храм, как правило, переполнен».

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, обратил внимание на то, что «с одной стороны мы знаем, что верующих в храмах у нас сравнительно мало: достаточно просто сопоставить численность населения, количество городов и количество верующих в храмах. Поэтому вполне вероятно, что цифры опроса верны». «Но меня интересует другой вопрос: как относится наше население к Православию? Положительно. Доверяют ли Православной Церкви? Доверяют: большинство русских связывают себя с Православием. Может быть они плохие христиане, слабо мотивированы, но они все равно считают себя православными. А вот почему они плохие христиане? Может, существует какая-то возможность изменить эту ситуацию. Но с другой стороны надо понимать, мы живем в обществе потребления, где человек ориентирован на потребление каких-либо ценностей, которые являются показателем некоего уровня жизни. Вот проводит человек лето на Мальдивах и кажется сам себе удачливым. Повернуть человека лицом к его совести задача очень сложная: он включает телевизор вечером, а там каждые пять минут идет реклама: потребляй, потребляй, потребляй! А задача Церкви как раз повернуть человека лицом к совести, чтобы он понимал, как ему жить по правде, а не по лжи. И тут надо сказать, что с одной стороны люди признают – этому их учит Церковь, и они себя считают православными, но не попадают в социальные опросы как воцерковленные. Признавая за Церковью правду, многие из них считают, что жить по совести очень сложно. И мы должны быть честными с самим собой – для некоторых может быть так и есть», - считает священник.

«Так что этот социальный опрос нам показывает: даже будучи православным, тяжело жить со своими православными убеждениями, так как Церковь с одной стороны спасает, а с другой стороны требовательно относится к своим прихожанам», - заключил отец Георгий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии