Как сообщалось, 28 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в работе круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон» в Московском университете МВД России.
Выступая перед собравшимися, Его Святейшество, в частности, сказал:
«Если мы хотим, чтобы у нас была полиция, которая являла бы авторитетный образ страны, мы должны ясно понять, что это не задача уважаемого университета, в котором мы сейчас сидим, не задача уважаемого Рашида Гумаровича (министра внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиева. - РНЛ) с его командой, - это задача, которая стоит перед всем обществом и, в первую очередь, перед мыслящей частью этого общества. А потому для решения этой задачи нужно наваливаться всем миром.
Я уже сказал о необходимости участия в этом деле Церкви, других традиционных религий нашего Отечества. Но должны быть задействованы также литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр. Собственно говоря, именно так в советское время старались воспитывать уважение к правоохранительным органам, и в этом не было ничего плохого. И лучших актеров приглашали для того, чтобы они играли соответствующих героев, и сценарии писались так, чтобы там непременно, без всяких оговорок, положительный герой был на стороне правоохранителя. А в нынешних "произведениях искусства" - в кавычки беру эти слова - нередко не можешь понять, кто же главный герой? Кто положительный герой? Где грань между добром и злом? Все перемешано, и полицейские-милиционеры выглядят так, что тошно смотреть, и гадко слышать все эти диалоги, которые сопровождаются распитием спиртного в служебных кабинетах.
Проблема куда серьезнее, чем просто оказать помощь правоохранителям. Надо оказать помощь всему нашему народу, нашей молодежи. Мы непрестанно об этом говорим, но что-то воз и ныне там. И у меня мало оптимизма, что после нашей сегодняшней встречи что-то изменится в политике телевидения, в создании кинематографических лент, в появлении новых книг. Но не сказать это невозможно, пусть даже это будет глас вопиющего в пустыне. По крайней мере, сегодняшняя встреча зафиксирует, что такой глас был, и я очень надеюсь, что этот глас будет поддержан».
Мы попросили ответить на вопрос, какие усилия предпринимает современный православный кинематограф для воспитания нравственных начал у подрастающего поколения, президента Международного православного кинофестиваля «Встреча» монахиню Софию (Ищенко).
На мой взгляд, нельзя сказать что вообще ничего не делается в этом направлении. Взять кинофестиваль «Встреча», президентом которого я являюсь. На последнем кинофестивале, который прошел в феврале 2012 года, была проведена конференция «Кино глазами православного человека». На ней поднимался вопрос о том, что в современном кинематографе не существует понятия героя как положительной личности. Героем сейчас называют человека, являющегося главным персонажем какого-либо произведения, а не героя как человека, совершающего нравственные, социально правильные поступки.
В последнее время в кругах думающий российской интеллигенции все чаще вспоминается «кодекс Хейса» - этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году «Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов». Давно назрела необходимость что-то подобное создать и в России. Мы над этим работаем, и надеюсь, что в течение года выработаем Кодекс православного или даже Кодекс российского кинематографиста. Благодаря этому положению о создании фильмов, думаю, что в данном направлении что-то изменится.
Конечно, очень важно, чтобы у зрителя любого возраста, который смотрит кинопроизведение, был положительный ориентир. Что делается в этом направлении? Уже пять лет существует конкурс сценариев духовно-нравственного кино «Вера, надежда, любовь». Издано уже пять сборников с произведениями авторов, которые можно брать и создавать самим нравственное, хорошее кино. Но то, что делается нами, очевидно, мало и в обществе почти незаметно. Наверное, людям, и не только воцерковленным, а просто порядочным людям всей России нужно активизировать свои действия.
Я думаю, что можно найти с десяток хороших современных фильмов. Другое дело, что рядовому зрителю это сделать очень трудно, потому что их нет в прокате. Ведь мы хорошие фильмы раньше узнавали из проката. Сейчас прокат и реклама фильма стоят столько же, сколько его создание. А мы знаем, что создание фильма стоит очень дорого. Нет государственного заказа на то, чтобы созданные фильмы с нравственным содержанием непременно дошли до зрителя. Их создают, но они лежат на полках или имеют прокат в две-три копии. Их иногда показывают в Доме кино, у них бывают презентации, но для рядового зрителя они недоступны.
Здесь, наверное, следует идти двумя путями. Первый: когда Министерство культуры Российской Федерации выделяет деньги, дает гранты на создание фильмов, чтобы поддерживали фильмы именно духовно-нравственного содержания. Второе: чтобы они не только создавали эти фильмы, но и давали деньги на их прокат.
Общественность, в свою очередь, должна как можно чаще поднимать данный вопрос. Обращаться к депутатам, чтобы они приняли закон о формировании нравственной цензуры, особенно в отношении произведений для детей и молодежи, и, конечно же, следует увеличить количество фильмов, создаваемых для детей.
За последние десять лет я могу назвать только пару фильмов, созданных специально для детской аудитории. Это телеканал «Радость моя», который в 2009 году создал полнометражный игровой фильм «Щенок» по произведению протоиерея Николая Агафонова. В этом году российский зритель мог увидеть интересную франко-греческую работу режиссера Оливье Орле «Пеликан». Больше, пожалуй, не назову художественных фильмов, созданных в наше время и дающих полезное направление уму и душе не только ребенка, но и родителей.
Я уверена, что в современном российском кинематографе есть профессионалы, умеющие создавать высококачественные фильмы. Это не только профессионалы старой закалки, но и молодые люди современной школы. Они существуют, но им нужно еще и на жизнь зарабатывать своим трудом. Поэтому они вынуждены скрепя сердце создавать такие фильмы, какие приобретет прокат. Фильмы нравственного содержания не будут иметь проката. Но существуют люди, которые хотят и могут создавать прекрасное кино.
Об этой проблеме говорит все большее количество людей и говорит все громче. Людей, которые хотят изменить ситуацию с нравственным кино, не так мало, это уже целый хор, а не «глас вопиющего в пустыне». Уверена, что мы будем услышаны в гражданском обществе России. Хорошо, что об этом говорит Святейший Патриарх, хорошо, что об этом говорят на многих фестивалях России. Православных кинофестивалей уже не менее восьми в России.
Для того нравственного кодекса кинематографистов, о котором я упомянула в начале своего выступления, мы придумали название «Софийский кодекс» от слова «София» - премудрость Божия. Мы надеемся, что это будет практический ответ на слово Патриарха.
1. Фильм о русской христианке получает главный приз в мусульманской стране