Рутинное, на первый взгляд, дело – внесение поправок в один из городских законов Санкт-Петербурга – грозит превратиться в настоящую борьбу за определение стратегии развития культурной столицы России. Георгий Полтавченко, вступая в должность главы Петербурга, заявил о том, что в числе его приоритетов является сохранение за городом гордого статуса культурной столицы России. Не секрет, что во время нахождения у власти предыдущего петербургского губернатора Валентины Матвиенко появилось сомнение, что Петербург сохранит за собой этот статус. Слишком уж активно Валентина Ивановна занималась сносом исторических зданий в городе, слишком вольно она понимала архитектурную ценность старых зданий одного из красивейших городов планеты. Всем памятны скандалы, связанные с попыткой городских властей продавить строительство Охта-центра в исторической части Санкт-Петербурга, попыткой строительства сооружения, которое должно было возвышаться над зданием Биржи. Это здание получило среди острословов едкое прозвище «задница слона». Эти скандалы наиболее известны общественности, но петербуржцы знают и то, что за время правления Валентины Матвиенко были безвозвратно утеряны и уничтожены многие архитектурные памятники в исторической части Санкт-Петербурга.
Новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко решил изменить эту пагубную для города политику. Серьезность намерений нового градоначальника подтверждает тот факт, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) возглавил один из его ближайших сподвижников Александр Макаров. Уже в феврале под председательством губернатора состоялось заседание Совета по культурному наследию, который одобрил предложение градозащитников о внесении изменений в закон №820 «О границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режима использования земель в границах указанных зон». Однако эта, на взгляд непосвященного, рутинная мера внесения изменений вызвала настоящую бурю среди той части истеблишмента, которая досталась Георгию Полтавченко в наследство от прежнего губернатора и которая тесно связана со строительным лобби города на Неве.
На минувшей неделе в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга поступили предложения к КГИОП по изменению городского закона №820. Общественность стала свидетелем ожесточенной борьбы вокруг стратегии развития Санкт-Петербурга, которая до сих пор велась в кулуарах. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Метельский, которого считают одним из главных лоббистов строительного бизнеса, выступил перед законодателями с критикой предлагаемых поправок. Причем представители КГИОПа на этом заседании не присутствовали. Метельский в своем выступлении заявил, что КГИОП погорячился, и вообще пора заканчивать работать на градозащитников. Сносы исторических зданий, на его взгляд, должны продолжаться, а их запреты являются абсурдом. Метельский спекулировал на том, что КГИОП якобы пытается запретить разборку аварийных зданий, что грозит непредсказуемыми последствиями для развития города. КГИОП эти заявления опровергает, утверждая, что это ложная трактовка мер, которые предлагаются комитетом.
Свою позицию КГИОП уже высказывал публично в феврале в эфире программы Петербургского телевидения. Суть её сводится к тому, что бережное отношение к исторической застройке, её максимальное сохранение в процессе ремонта и реконструкции должно стать основой строительных преобразований в историческом центре Санкт-Петербурга. При этом КГИОП отметает подозрения в том, что закон запретит собственнику разбирать какие-то строения, находящиеся в его собственности. Речь идет о запретительных мерах городских властей в отношении исторических зданий постройки до 1917 года и о расширении полномочий КГИОП в сфере строительства в исторической части города. Речь идет о том, чтобы ограничить тот разгул сноса исторических зданий в Санкт-Петербурге, который происходил во время правления Валентины Матвиенко.
Чем закончится эта конфликтная ситуация, пока сказать трудно, однако ясно одно, что речь идет не о рутинных поправках в закон, а о будущей модели развития Петербурга. Останется ли город культурной столицей, как о том мечтает новый петербургский градоначальник, или продолжится та губительная политика по отношению к историческому наследию города, которая проводилась прежним губернатором?
Редакция «Русской народной линии»
3. Ответ на 2., Hyuga:
2. Ответ на 1., Анастасия Грачева:
1. Re: Культурная столица или экспериментальная стройплощадка?