«Ранее Рублев был категорически запрещен к вывозу за границу именно как национальная святыня, но после скандальной выставки в Лувре, легко сошедшей с рук культуртрегерам, стало возможным вывозить всё. И уже ни возраст, ни сохранность самого раритета не становятся непреодолимыми препятствиями для желающих нажить себе капитал любого рода на прокате уникальных шедевров русского художественного наследия. К этому процессу подключились и ОВЦС Московского Патриархата, и власть имущие при полном молчании не только СМИ, но и Союза музеев России. Получается, что святыни служат и Богу, и кесарю», - пишет автор блога.
Виталий Третьяков дал точный комментарий по этому поводу: «Каждый такой вывоз должен оформляться специальным законом и указом президента cо всеми юридическими гарантиями и страховкой в сотни миллионов долларов».
А 8 декабря в Праге Президенты России и Чехии Дмитрий Медведев и Вацлав Клаус открыли выставку «Царский двор под скипетром Романовым (Коллекции музеев Московского Кремля)», куда были сняты из основной экспозиции Оружейной палаты … царские регалии, которые использовались при венчании на царство: бармы, скипетр и жезл Алексея Михайловича, золотая цепь Большого наряда Михаила Федоровича, наперсный крест-мощевик, которым благословил царя Михаила Федоровича его отец патриарх Филарет и т.д. Как подчеркнул на вернисаже Медведев, «Московский Кремль был исторически резиденцией главы российского государства, как бы этот глава ни назывался в тот или иной период российской истории». А ведь еще недавно он утверждал, что «Россия-молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только 20 лет»
По словам министра культуры Александра Авдеева, регалии династии Романовых «впервые покинули Кремль», и «подобной экспозиции нигде за рубежом не было». Следует добавить, что и быть не могло, ведь коронационные регалии представляют собой трансперсональный символ царской власти в России, свидетельствующий о национальном престиже и величии всего государства, и в силу своего статуса хранившийся в особой казне. Ни одна держава в мире не таскает по выставкам раритеты такого уровня, а в «молодой» России на это пошли.
12 декабря на 3 неделе Рождественского поста, в музее Храма Христа Спасителя открылась рождественская выставка католических вертепов «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII в.» из коллекции Национального Музея Сан-Мартино (Неаполь), располагающегося в картезианском монастыре Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino). «Ряд российских СМИ на радостях договорился до умопомрачительных панегириков вроде того, что «сцены и вертепы смотрятся в стенах храма Христа Спасителя органичнее, чем соседняя выставка - с фотографиями росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре»!», - замечают музейщики.
По мнению генерального директора Специальной Дирекции Объединенных музеев города Неаполя по вопросам исторического, художественного и этноантропологического наследия Фабрицио Вона, участвовавшего в презентации, в вертепе происходит «смешение церковного и народного искусства». Однако большинство из 70 экспонатов выставки это, как правило, «придворные презепе», изготовлявшиеся при дворе Бурбонов и во дворцах неаполитанской аристократии. Их отбором занимались ключарь ХХС прот. Михаил Рязанцев, он же – президент Фонда ХХС, и Лариса Анисимова из фонда «Академия Арко». По их словам, им не удалось найти «русских вертепов», поэтому на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя никакого вертепа не будет, если не считать … католического вертепа в западной части храма, который был подарен устроителями выставки вертепов в 2005 г.».
На утверждение устроителей, что «им не удалось найти русских вертепов» работники музея пояснили, что «для этого им достаточно было выехать не в Италию, а … на ул. Садовая-Самотечная в Москве, где располагается Музей кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова. Там хранятся и Сокиринская шопка, и рождественские куклы, и царь Ирод из коллекции Н.Д. Бартрама и т.д. Могли бы съездить и в Питер, в тот же Государственный музей этнографии в СПб., в богатейших коллекциях которого есть и волхвы, и батлейка».
А 16 декабря «в стенах главного православного собора Российской Федерации - в Центре изящных искусств на Волхонке, который располагается в стилобатном этаже Храма Христа Спасителя», как подчеркнул руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Юрий Артюх, открылись «Дни православной культуры», которые организованы Советом попечителей ХХС по благословению Патриарха Кирилла. Но почему-то православные иконы в рамках «Дней православной культуры» экспонируются в подземной части ХХС, а лучшие музейные залы ХХС отданы католическим вертепам.
Кстати, главным отличием русского «вертепа» от католических, помимо православного креста в навершии, является строго обязательный нижний этаж для устройства … ада. Уж не этого ли так боятся поклонники «презепе».